Буря в шлюзовой камере

Население Панамы высказалось за модернизацию Панамского канала. Но станет ли оно главным получателем ожидаемых от реконструкции прибылей, еще вопрос

Буря в шлюзовой камере

В конце октября свыше 80% жителей небольшого центральноамериканского государства Панама сказали «да» планам своего правительства по модернизации одного из инженерных чудес света, проходящего по территории страны – Панамского канала. Общегосударственный референдум стал финальным аккордом многомесячной кампании, во время которой правительственные чиновники во главе с президентом Мартином Торрихосом убеждали свой народ в необходимости многомиллиардных работ по переустройству, а многочисленные противники проекта доказывали бессмысленность и авантюрность идеи. Как показали итоги голосования, более убедительной оказалась власть.

92 года в строю

Канал начали строить в 1880 году вдохновленные успехом Суэца французы, а заканчивали американцы. Первое судно пересекло Панамский перешеек рукотворным 77-километровым водным путем в 1914 году. Управление каналом и львиная доля прибылей от эксплуатации в течение многих десятилетий оставались в руках у американского бизнеса, под пристальным наблюдением Белого дома, считающего Панамский канал одним из ключевых стратегических объектов, контроль над которым необходим для военной и экономической безопасности США. Взаимоотношения между американцами и местными правящими элитами были неоднозначны. В 1999 году зона Панамского канала полностью перешла под юрисдикцию панамского государства. Для управления каналом была создана специальная Администрация Панамского канала (АПК).

Канал состоит из двух искусственных озер, соединенных каналами и углубленными руслами рек, а также из трех групп шлюзов. Дополнительное водоснабжение обеспечивается еще одним водохранилищем. На дамбах установлены электрические генераторы, которые покрывают всю потребность гидротехнического сооружения в электроэнергии и обеспечивают ею близлежащие населенные пункты. Кроме того, часть электроэнергии идет на экспорт. С момента своего открытия канал был коммерчески успешен. На транзит через Панамский канал приходится около 5% мировых торговых грузопотоков. Основными видами грузов, проходящих через канал, являются нефть, зерно и контейнеры. Только за 2005 год через перешеек было проведено 14 тыс. судов, а общий объем перевезенного груза составил почти 300 млн тонн.

«Канал для Панамы – как нефть для Венесуэлы», – заявил недавно панамский президент Торрихос. Согласно данным АПК, за 2005 финансовый год доходы от канала достигли 489 млн долларов, что составило 60% национального бюджета.

Сказано: «Надо!»

Самое первое в мире судно для перевозки контейнеров было построено с учетом параметров панамских шлюзов. Такой тип судов, чей максимальный размер не превышает размера шлюза, называется panamaх. Но уже в 1990-х годах началось строительство судов, чьи параметры превышают размеры Панамского канала – post-panamaх. Увеличивающаяся доля торговых перевозок, выполняемая судами этого типа, привела к тому, что канал стал утрачивать часть своего сегмента в распределении глобального грузопотока. Именно в этом состоит основная идея предполагаемой реконструкции канала: адаптировать его к изменившемуся формату грузовых судов, который в свою очередь изменился под влиянием стремительно растущих экономик стран Азии, в первую очередь Китая и Индии. Без этого Панамский канал будет не в состоянии адекватно аккумулировать возросший грузопоток между Восточной Азией и восточным побережьем США, в результате чего его доля в глобальных грузоперевозках может снизиться с нынешних 38% до 25% в 2025 году.

По оценкам специалистов АПК, стоимость реконструкции составит 5,6 млрд долларов. Панамское правительство предполагает покрывать расходы по реконструкции за счет поэтапного увеличения платы за проводку (2,9 млрд долларов) и за счет иностранных кредитов (2,3 млрд). Кроме того, правительство планирует привлекать средства через продажу фьючерсных транзитов, с помощью которых грузоперевозчик может оплатить транзит своего груза после 2012 года по ценам 2007–2008 годов.

Работы по расширению канала начнутся уже в 2007 году и будут завершены в 2014-м. После модернизации канал сможет пропускать нефтяные танкеры водоизмещением более 300 тыс. тонн или, в переводе на контейнерный эквивалент, контейнеровозы на 12 тыс. стандартных контейнеров. Сегодня предел по количеству контейнеров составляет 4 тыс. Как считают эксперты, больше всех выигрывают от реконструкции канала Соединенные Штаты и Китай. Сегодня почти 70% всего американского экспортно-импортного грузопотока идет через Панамский перешеек. При этом большая часть приходится на Китай. Он в свою очередь получает возможность сокращения времени в пути для танкеров с венесуэльской нефтью как раз к моменту, когда Венесуэла будет экспортировать в Поднебесную 1 млн баррелей в сутки.

В 2005 году доля Китая в общем объеме перевозок в сторону Атлантического океана, главным образом на восточное побережье США (87%), была наибольшей. Неудивительно, что Панамский канал оказался в зоне внимания китайского бизнеса. В свое время панамское правительство объявило международный тендер на управление двумя портами, через которые осуществляются контейнерные перевозки через канал. Тендер выиграла китайская фирма Hutchison Whampoa. Владеет ею г-н Ли Кашин, считающийся самым богатым человеком в Азии. В докладе американской военной разведки за 1998 год говорится, что «Ли напрямую связан с Пекином и готов использовать свое влияние в бизнесе для поддержки политических целей китайского руководства». По данным некоторых источников, именно Hutchison Whampoa выступила инициатором всего проекта.

Но в первую очередь, как не устает подчеркивать панамское правительство, в выигрыше окажется народ Панамы. Часть доходов от реконструкции канала предполагается направить в специализированный фонд, который будет распределять средства между административными районами и следить за тем, чтобы они расходовались только на социальные проекты. Для многих семей Панамский канал – единственный источник дохода. Как обещают разработчики проекта, в процессе его реализации, с 2007 по 2014 год, будет создано 7 тыс. рабочих мест, непосредственно связанных с каналом, и 40 тыс. – опосредованно. К 2025 году дополнительно появится 250 тыс. рабочих мест.

Как считает один из ведущих панамских социологов, профессор Гуилермо Кастро, в стране, как следствие многолетнего обслуживания «проплывающих мимо иностранцев», сложилась особая культура «транзитизма». Произошло социальное деление людей на тех, кто живет за счет функционирования канала, и на всех остальных. Эта стратификация усложняет консолидирующие процессы в панамском обществе и затрудняет дебаты по вопросам, связанным с функционированием канала.

Кто против?

Несмотря на то что сторонниками реконструкции канала выступают помимо правительства три основные панамские партии и практически весь национальный бизнес, в Панаме велись яростные дебаты о целесообразности подобного шага. Главным противником плана выступил Национальный фронт по защите экономических и социальных свобод, в состав которого входят профессиональные союзы и многочисленные организации и партии левого толка. Главные аргументы сводились к трем пунктам: долги, коррупция, угроза окружающей среде.

Внешний долг Панамы в 2005 году составил 10,5 млрд долларов. Занимать еще, по мнению оппозиционных экономистов, значит и дальше загонять страну в долговую яму. Кроме внешних займов потребуется, как они считают, порядка 2 млрд долларов из бюджета страны, которые «лучше потратить на образование и здравоохранение бедных слоев населения, чем на то, чтобы сделать богатых еще богаче». Под сомнение ставится и сумма, в которую обойдется перестройка. Оппозиционный совет по делам полушария называет цифру в 25 млрд долларов.

Противники модернизации привлекали внимание и к тому, кто и как будет распоряжаться финансовыми потоками. Панамское правительство, говорят они, «это узаконенная коррупционная система», при которой любые общественные деньги разворовываются на регулярной основе. Есть опасение, что то же самое произойдет и с обещанными от проекта прибылями. Правозащитники указывают на то, что в правительственном плане реконструкции не предусмотрено никаких механизмов по обеспечению прозрачности мониторинга финансовых потоков.

Наиболее последовательный противник реконструкции – экологическое движение. Главной природоохранной проблемой оно полагает увеличение солености одного из двух пресноводных озер на трассе канала. Это вызовет изменение экосистемы озера и создаст дополнительные трудности с обеспечением пресной водой населенных пунктов. Кроме того, строительные работы приведут к сокращению площади лесов в регионе и, как следствие, к повышению эрозии почвы и сокращению количества воды в водоемах в сухой период года. Другой аргумент – увеличение грузопотока влечет за собой увеличение риска техногенных аварий, приводящих к загрязнению местности.

Правительство же исходит из двух ключевых предположений. Во-первых, использование канала будет и в будущем постоянно возрастать. Во-вторых, реконструированный канал будет использоваться все возрастающим числом судов типа post-panamaх. По мнению некоторых исследователей, оба допущения могут оказаться ложными. Прежде всего потому, что будет возрастать конкуренция со стороны других транзитных путей. Так, предлагаемое повышение стоимости транзита может привести к тому, что грузоперевозчики станут отдавать предпочтение Суэцкому каналу. Кроме того, есть предложения по прокладке альтернативных каналов по территориям Никарагуа, Колумбии и Мексики. Внутри самой Панамы на рассмотрение правительства представлены два частных проекта по постройке железной дороги, соединяющей оба берега. И в более отдаленной перспективе глобальное потепление может сделать экономически выгодными грузоперевозки Северным морским путем как вдоль российского, так и вдоль канадского антарктического побережий.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом