Зона доступа

Человечество стоит на пороге возникновения новой, «мобильной», культуры. Одной из наиболее значительных предпосылок ее возникновения стало массовое использование сотовых средств связи подрастающим поколением

Зона доступа

Мобильные телефоны, начав свое победное шествие по планете в начале 80-х прошлого столетия, к середине первого десятилетия века нынешнего прочно вошли в жизнь и быт свыше двух миллиардов людей – точнее 2,140 млрд – именно столько людей были клиентами провайдеров мобильной связи в 2005 году. Самый первый мобильный звонок был сделан не так уж и давно, в 1973 году, а сегодня 80% населения планеты покрыто мобильным вещанием. К 2010-у, как обещают, вне зоны доступа останется только каждый десятый житель глобуса. Сегодня самое большое число мобильных телефонов на 100 человек населения в Гонконге – 128. В Великобритании количество сотовых телефонов тоже превысило количество населения.

Рождение «мобильной» культуры

По мере того как сотовые сети охватывают все большие пространства, а сотовый телефон становится не просто техническим средством коммуникации, а инструментом социализации, специалисты стали говорить о рождении особого типа культуры – «мобильной» культуре. С определенного момента сотка перестала быть просто телефонной трубкой. Люди полагаются на мобильные телефоны для хранения  своих адресных книг,  используют их для чтения новостей или как видеомагнитофон и диктофон, часы, секундомер, аудио- и видеоплеер. В некоторых странах с помощью сотового телефона можно расплачиваться за покупки в супермаркете и снимать деньги в банковских автоматах. Текстовые сообщения помогают оставаться на связи в любое время в любом месте.  

Сотовый телефон сам по себе стал объектом моды, в чем-то даже культовой вещью. Фраза «скажи, какой у тебя мобильник, и я скажу, кто ты» давно уже не является шуткой. Модель телефона, его оформление, выбор звукового сигнала, аксессуары – все это отображает личность владельца. Это само по себе стало отдельной отраслью, как и закачка сигналов. Объем продаж коммерческих мелодий в 2004-м достиг 2,5 млрд долларов. 

Любая культура подразумевает определенный этикет в отношениях между ее носителями. Мобильная культура не стала исключением. Как правило, особенно несвоевременной мобильная связь бывает на похоронах, свадьбах, в кинозалах и театрах. Объявления, призывающие выключить мобильные телефоны, можно увидеть в библиотеках, книжных магазинах, поликлиниках. Некоторые компании, осуществляющие железнодорожные перевозки, стали предлагать места в «тихих вагонах», где использование сотовой связи запрещено – по аналогии с вагонами для некурящих.

Фотографии, видеоклипы и голосовые сообщения, сделанные при помощи мобильных телефонов, все чаще используются новостными каналами для иллюстрации экстренных событий. В качестве примеров наиболее ярких событий, ход которых на начальных этапах освещался почти исключительно через средства мобильной связи, можно привести атаку на башни-близнецы в Нью-Йорке, террористические акты в Лондоне, декабрьское цунами в Индийском океане, ураган Катрина.

Местом, где мобильная культура вступила в наиболее жесткое противостояние с установленным порядком вещей, стала школа. Именно там проводит большую часть времени наиболее передовой и активный отряд новой культуры – подростки. В подавляющем большинстве школ на Западе использование сотовых телефонов жестко ограничено либо полностью запрещено: помимо очевидного негативного влияния на учебный процесс в последнее время на первое место выходит проблема фото- и видеосъемки без разрешения объекта съемки и в местах, где подобные действия могут рассматриваться как вмешательство в частную жизнь.

Школьные годы чудесные...

Возраст, с которого начинают использовать сотовый телефон, снижается с каждым годом. Так, в Соединенных Штатах мобильник имеет половина детей. В Великобритании, по данным исследований, сотовая трубка есть сегодня у каждого пятого ребенка в возрасте пяти лет – это порядка полумиллиона детей. В 2000 году таких было всего 80 тыс. Британская статистика показывает, что сегодня сотовый телефон есть у 82% британских школьников в возрасте от 12 до 15 лет и у половины школьников от 8 до 11. Если брать всех детей школьного возраста, то на каждого в среднем еженедельно приходится 8 звонков и 25 текстовых сообщений.

Недавние исследования, проведенные в Англии Фондом изучения юношества, еще раз убедительно доказали все возрастающую готовность родителей вкладывать деньги в обеспечение безопасности своих детей. Исследование называлось «Влияние мобильных телефонов на динамику внутрисемейных отношений» и включало детальный опрос 60 семей в различных географических локациях и из разных социальных и этнических групп.

Результат был однозначен – британские родители единодушны во мнении, что их отпрыски в большей безопасности с сотовым, чем без него. На это мнение не повлияли ни растущее число случаев электронного хулиганства, когда ученик становится мишенью для SMS-сообщений оскорбительного содержания; ни все учащающиеся инциденты грабежа школьников с целью завладеть их телефонами; ни принявшая осенью 2005 года характер общенациональной эпидемии так называемая счастливая пощечина (happy slapping), когда группа хулиганов избивает жертву, при этом записывая свои действия на сотовый телефон. Причем в последнем случае именно школы стали главной ареной как собственно акта happy slapping, так и последующего распространения видеоматериалов. Примечательно, что подростки были гораздо более озабочены масштабами новой «моды», которая зародилась в неблагополучных районах Южного Лондона. Две трети опрошенных школьников заявили, что либо сами были жертвой подобного мобильного хулиганства, либо лично знали одну из жертв.

Родители обычно покупают своим чадам сотовое средство коммуникации, когда те переходят в старшую школу. Мотивы – так легче следить за перемещением подростка и связываться с ним в случае необходимости. Интересно, что в то время как родители предпочитают звонить своему ребенку, чтобы услышать его голос, их отпрыски предпочитают в качестве успокаивающего средства посылать текстовые сообщения.

Сотка как средство самоутверждения

Исследование показало, что обладание мобильным телефоном повышает чувство независимости у молодых людей. Один из ведущих специалистов в нарождающейся науке о влиянии «мобильности» на социальную жизнь американец Роберт Лин отмечает, что тинейджеры в Скандинавии, Японии и Соединенных Штатах все активнее инкорпорируют сотовое общение в процесс становления себя как личности, в процесс обретения независимости от родителей, в процесс поиска собственного «я». Сотовый телефон дал молодежи уникальный канал связи, которым они могут пользоваться независимо от родителей, тем самым до минимума ограничивая их влияние.

Мобильный телефон также повышает количественный уровень общения, делая социальные группы более тесно связанными. В то же время «подобное сближение членов внутри одной группы может вести к ограничению ее контактов с более широкой социальной сферой» – предостерегает родителей американский исследователь.

Керри Девит, специалист Фонда по изучению юношества, замечает, что в то время как мобильники не поощряют подростков к по-настоящему рискованным действиям, телефоны однозначно рассматриваются тинейджерами как средство, дающее им больше гибкости в социальных контактах. Например, молодые люди часто используют мобильник как средство для переговоров с родителями, особенно когда речь идет о том, чтобы задержаться попозже у друзей. Исследования показали, что сам факт, что ребенок имеет сотовую трубку, делает его родителей уступчивее в подобных ситуациях. Еще один интересный факт – девушки чаще, чем юноши, шлют текстовые сообщения своим родителям о том, что с ними все в порядке, и чаще используют текстинг для социального общения.

Мобильная политика

Но, как показывает жизнь, не только родители ищут возможность поддерживать связь с молодежью через мобильные технологии. Тот факт, что сотовые телефоны с наибольшей частотой используются именно молодым поколением, заставляет политиков и активистов общественных организаций искать пути коммуникации с молодыми избирателями посредством текстовых сообщений. Так, еще в 2004 году британское правительство провело кампанию «отправь текст Тони», в рамках которой молодым людям предлагалось отправить премьер-министру Тони Блэру вопрос, на который г-н Блэр мог ответить в мобильном чате. Во время последнего общения президента Путина с народом России часть вопросов была отправлена именно в виде SMS-сообщений. Канал для них был открыт непосредственно во время прямого эфира. Впрочем, как показала статистика этого интерактивного диалога, подавляющее большинство задававших вопросы – а всего их было отправлено 2,3 млн – предпочитали голосовые звонки. 

Другой британский проект приглашал молодежь, используя мобильные телефоны, слать сообщения или видеоролики в парламент. Различные общественные группы поддержки имеют в своих рядах специальные службы, с которыми подросток может вступить в контакт посредством текстового сообщения. Текстинг, как правило, используется подростками в тех случаях, когда им сложно или неловко вступить в непосредственный контакт с психологом либо когда он просто не желает быть вовлеченным в какую-либо беседу. Так, группа «Самаритяне», в которой подобная служба действует уже полгода, получает в среднем одно текстовое сообщение каждые три минуты. Другой пример – горячая мобильная линия, по которой молодые люди могут получить оперативную информацию об основах безопасного секса, в частности, как избежать нежелательной беременности. Все, что нужно – это отправить SMS-сообщение со своей проблемой, и через некоторое время на мобильник приходит текстовый ответ консультанта.

По мнению Роберта Лина: «Заглядывая на десять лет вперед, я убежден, что голосовые и текстовые сообщения будут основными формами телекоммуникационного общения. Их достаточно, чтобы  удовлетворить базовую потребность большинства людей и культур во взаимодействии и общении. Я думаю, что мобильный телефон со временем станет единственным средством коммуникации и включит в себя несколько дополнительных функций. Начало этого процесса мы видим уже сегодня».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?