Особенности национального мздоимства

Особенности национального мздоимства

На днях международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International опубликовала результаты очередного ежегодного исследования индекса восприятия коррупции (ИВК) в разных странах. Казахстан в очередной раз оказался ближе к концу списка (т.е. в числе тех государств, где данная проблема стоит особенно остро), что, впрочем, неудивительно и возражений не вызывает. В том, что коррупция в нашей стране цветет буйным цветом, никто и не сомневался, а ИВК – показатель хоть и относительный, но в целом отражающий реальную картину и доверия заслуживающий. Что в этой ситуации огорчает? А почти ничего! Кто ж на правду-то обижается? Несколько смущает, правда, тот факт, что нашими ближайшими соседями по списку оказались такие государства, как Парагвай, Йемен и Замбия, зато можно утешиться тем, что у половины сотоварищей по СНГ дела обстоят еще хуже…

Ну да что нам, по большому счету, до других? Судя по отчетам Transparency International, ситуация с коррупцией в Казахстане, в отличие, к примеру, от той же России, в последние годы не ухудшалась, даже наоборот, наметились некоторые положительные сдвиги, хотя и довольно незначительные, и чем вызванные – непонятно. О какой уж активной борьбе с коррупцией можно говорить в государстве, которое даже соответствующую конвенцию уже который год ратифицировать не может? В общем, несмотря на достигнутые успехи, гордиться пока особо нечем.

Вообще же о коррупции и борьбе с нею можно рассуждать до языковых мозолей и при этом не только ни к чему не прийти, но и ничего нового не сказать. Степень запущенности ситуации очевидна, равно как и невозможность решить ее быстро и навсегда. Данная проблема и во всем мире считается неразрешимой, только вот одни страны пытаются по мере возможности ей противостоять (и небезуспешно, надо заметить), в то время как другие предпочитают приспособиться. Оно и понятно, когда коррупция уже проникла во все уровни власти, став неотъемлемой частью системы, жить «по понятиям» становится проще, чем по закону. А когда подобные представления прочно укореняются в массовом сознании, переход с водки на «Боржоми» уже не спасет! А до какой степени наше население привыкло общаться с госорганами на коммерческой основе, заметно невооруженным глазом. Если в государствах, занимающих в списке Transparency лидирующие позиции, под коррупцией обычно подразумевается такая ситуация, когда нечестный бизнесмен предлагает чиновнику взятку, а тот не может отказаться, то у нас – когда чиновник сам ищет бизнесмена, готового заплатить ему за определенные услуги. Или же когда человек идет работать в госструктуры с конкретной целью – обогатиться за счет возможностей, предоставляемых служебным положением. Такие организации, как автоинспекция, таможня, налоговая и санитарная службы, прочно ассоциируются в народном сознании со словом «взятка». И такое положение дел всех устраивает. Потому что «решить проблему на месте» обычно оказывается проще и дешевле, чем по правилам. Неудивительно, что борцы с коррупцией сетуют на низкую активность населения в этом вопросе.

Еще более лояльно воспринимает обыватель другую замечательную черту местной коррупционной системы – семейственность. Ситуация, когда аппарат чиновника, вне зависимости от уровня, формируется по большей части из его родственников и друзей, считается совершенно обыденной. В самом деле, как же не порадеть за родного-то человечка?! Не поймут ведь! По той простой причине, что семейные ценности у нас пока еще живы. Зато в той части сознания, где должно находиться привитое с младенчества уважение к закону, у среднестатистического казахстанца зияет приличных размеров пробел.

Вообще, как неоднократно уже отмечала Transparency, такая ситуация особенно характерна для беднейших государств мира. Недаром почти вся Африка из года в год оказывается в нижней части вышеупомянутого списка. Казахстан, расположившийся там же, по основным экономическим показателям своих соседей вроде бы опережает. Да и как-то принято у нас считать, что страна наша относится к цивилизованному миру, чай, не какая-то там Африка! А вот в этом вопросе… Остается только развести руками… Уж коли выросло на постсоветском пространстве несколько поколений людей, уверенных, что высокий пост – это в первую очередь большие возможности, а не большая ответственность, выход видится один – попытаться по возможности исправить ситуацию методом воздействия сверху. Причем помимо наказания мздоимцев еще неплохо бы довести законодательство до такого состояния, когда решать проблемы в соответствии с ним было бы проще и приятнее, чем обходными путями. А параллельно начать воспитывать новое поколение, закон уважающее.

Впрочем, по части «воздействия сверху» кое-какие подвижки в последнее время вроде бы наметились. О проблеме активно заговорили на разных уровнях, даже конвенцию вышеупомянутую ратифицировать пообещали, да и правоохранительные органы заметно активизировались. Плавно подходящий к концу 2006 год уже успел ознаменоваться несколькими крупными коррупционными скандалами. Эксперты склонны расценивать сие двояко. С одной стороны, такого рода достижения еще не дают повода облегченно вздыхать. Хоть правоохранительные органы и рапортуют торжественно об успехах, однако же эффективность силового метода борьбы с коррупцией весьма сомнительна. Арест взяточника не гарантирует того, что его преемник не займется отъемом денег у населения по наработанной предшественником схеме, а сломать такую схему – не значит пресечь создание новой. С другой стороны, есть во всем этом одна примечательная деталь – в этот раз серия громких разоблачений началась не перед выборами, как это заведено на постсоветском пространстве, а далеко после них. Следовательно, есть надежда, что имеет место не очередная популистская акция, а реальная активизация борьбы с коррупцией, и, стало быть, дело сдвинется с мертвой точки.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее