Искусство комикса

Эстетические образы, созданные художником Мебиусом в анимационной рапсодии «Арзак», как будто скрывают великую тайну. Своей глубиной и изяществом они напоминают легенду о Будде, указующем на цветок

Искусство комикса

Помните ли вы французский полнометражный фантастический мультфильм «Властелин времени», с успехом шедший на экранах еще советских кинотеатров в середине 80-х? У меня до сих пор всплывает в памяти яркая картинка из фильма: как прожорливые черви хватают необычного, но забавного четвероногого друга героя фильма, малыша Пьеля, оказавшегося в одиночестве на незнакомой планете Пердида, где нет ни одного человеческого существа, а живут странные и небезопасные создания. «Властелин времени» был создан в 1982 году известным французским режиссером-аниматором Рене Лалу и самым популярным во Франции художником, автором комиксов, Жаном Жиро, носящим творческий псевдоним Мебиус.

С творчеством этого художника, превратившего комикс и жанр фэнтези в настоящее искусство, наш зритель почти не знаком. А между тем оно имеет солидную историю. Жан Жиро родился после окончания Второй мировой войны, в эпоху, когда формировалась новая Франция, великий французский миф середины ХХ столетия. Тогда философы Альбер Камю и Жан-Поль Сартр создавали концепцию экзистенциализма, а режиссеры Буньюэль и Годар – «Новую волну», действовали террористические бригады, произошла студенческая революция 68-го, а звездами экрана стали Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо. В это время и появляется la bande dessinеe, франко-бельгийский комикс – одним из ведущих художников и непререкаемым авторитетом которого становится Жиро. В то время во Франции существовали две школы комиксов: религиозная и антирелигиозная. Но, по собственному признанию художника, на него большое влияние оказали американские комиксы Уолта Диснея и Алекса Рэймонда.

Жиро стал публиковать свои графические иллюстрации в католической прессе уже в 1956 году. Затем увлекся созданием комиксов в жанре «вестерн» для журнала «Спиро». Первую известность ему принесла серия комиксов «Блюберри». В 70-х годах Жиро обращается к научно-фантастической литературе, переживающей взлет. Он начинает сотрудничать с британским журналом фантастики «Новые миры», который возглавляет знаменитый во всем мире писатель-фантаст, поэт и музыкант Майкл Муркок. Жиро занялся иллюстрацией научно-фантастических книг Майкла Муркока, Сэмюэля Дилэни, Филипа Дика, Роджера Желязны и Джека Вэнса. В это же время Жиро начинает рисовать короткие абсурдистские комиксы-новеллы и подписываться псевдонимом Мебиус. В 1975 году Мебиус с друзьями создает лучший европейский журнал комиксов «Кричащий металл», где впервые публикует короткие истории о приключениях Арзака. Изощренная графика с сюрреалистическим сюжетом становится визитной карточкой метра фэнтезийного комикса. Мелкие штрихи, создающие объем, элегантные и легкие линии, яркие краски – графические приемы начала ХХ века, свойственные стилям «модерн» и «арт-нуво», обрели свою вторую жизнь в психоделические 70-е.

Мебиус знакомится с другим не менее известным создателем комиксов, сценаристом, другом Карлоса Кастанеды, знатоком мифологии Южной Америки, мистики и метафизики Алехандро Ходоровским. С этого момента художник выходит за рамки простого придумывания и рисования комиксов и начинает работать над экранизацией фильмов и мультфильмов. Мебиус (он рисовал эскизы костюмов и техники) совместно с Ходоровским, швейцарским художником Руди Гигером и Сальвадором Дали работают над экранизацией романа Фрэнка Херберта «Дюна», режиссером которого становится Дэвид Линч. Затем следуют закрепивший за художником славу мастера экранизаций сториборд к фэнтези «Виллоу» Рона Ховарда в 1988 году и участие в анимационном проекте «Малыш Немо» по комиксу Виндзора Маккея. Далее – работа с Ридли Скоттом над экранизацией «Чужих» (где они вместе с Гигером создали визуальную концепцию фильма: Гигер придумал образ самого монстра, а Мебиус – скафандры и дизайн техники) и «Бегущего по лезвию бритвы». А также с Люком Бессоном в «Пятом элементе», Джеймсом Камероном в «Бездне», пионером «цифры» Стивеном Лисбергером в фильме «Трон», персонажи которого были впервые почти полностью созданы на компьютере.

И, наконец, уже в ХХI веке француз и буддист, наследник дадаистов и сюрреалистов, сюжеты для которого сочинял сам Феллини, провозглашенный национальным достоянием Франции шестидесятилетний Мебиус становится режиссером, сценаристом и художником анимационного комикс-сериала «Арзак». С этим сериалом, как и с «Властелином времени», наш зритель может познакомиться на DVD.

Это первая полностью самостоятельная работа культового художника в анимации, сделанная для телевидения. Арзак – хмурый воин с монголоидными чертами лица, летает на птероиде над пустыней «Б», которая одновременно является и пустыней, и планетой, и звездной системой, и, самое главное, миром фантазии Арзака. Этот мир, где опасность подстерегает на каждом шагу, где смерть таится за каждой песчинкой и камнем, – одновременно безжалостная реальность и плод воображения. Тень от птероида Арзака всегда падает там, где находится центр пустыни. Это гиблое место – царство грез и безграничной фантазии, пустыня одиночества и божественной созидающей любви. Мебиус рисует изящные вариации-размышления о том, что за любовью следует смерть, а за воображением – неумолимое, все разрушающее ничто. Психоделические этюды навевают глубинные переживания. Арзак и автор сливаются в одно целое. Арзак-Мебиус – солдат экзистенции и самурай пустоты, восстанавливающий хрупкий порядок своей распадающейся вселенной. В «Песне об Арзаке» обнаруживает себя кристально чистый авторский стиль Мебиуса, видения которого сопровождает медитативная музыка Zanpano.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее