Мыло и акварель

Мыло и акварель

Два коротких романа молодой писательницы Бананы Есимото «Цугуми» и «N.P» удивительно похожи, и не только потому, что написаны одним автором. Такое ощущение, что читаешь одну и ту же историю, рассказанную на разные лады, слушаешь одну и ту же мелодию в разных вариациях. Поэтому читать третий роман под одной обложкой уже не хочется. Все великие произведения – об одном и том же. Следуя принципу возвращения, они стремятся выразить то, что скрывается за бесконечным разнообразием жизни – любовь и смерть, конечность человека и красоту мира. Эти фундаментальные (не только для японской литературы) мотивы в романах Есимото звучат навязчиво громко, как будто опытный пианист привычно отбивает натренированными пальцами разученные наизусть лады. Но эти несколько усвоенных тактов исполняются на популярный манер. Есимото превращает темы, требующие индивидуального настроя, в бульварное чтиво. Японские акварельные миниатюры обрастают сюжетами мыльных сериалов и историями, достойными газетных хроник. Конечно, в доступности литературы нет ничего плохого. Недавно именно за это качество Мураками удостоили премии имени Кафки. Но это не главная черта его творчества, а скорее побочный эффект. Кстати, самого Кафку доступным не назовешь.

Возникает, возможно, справедливое желание объяснить противоречивость текста топорностью перевода. Но мыльные повороты сюжета и расхожие приемы заставляют задуматься о качественном уровне самих «исходников». Это можно объяснить и тем, что Банана еще молодая писательница, и ее герои, по крайней мере в «Цугуми», – подростки. Хронически больная девочка Цугуми, с харизматичным характером и сложным душевным устройством, совершает выходящие за рамки обыденной морали поступки, без страха и внутренних ограничений реализуя свои подростковые желания и инстинкты. Повествование ведется от имени сестры и подруги Цугуми Марии. Рассказчица влюблена в свою героиню. В «N.P» мы наблюдаем ту же картину: центром повествования становится странная молодая женщина Суи, которая, как и больная Цугуми, узница безжалостной судьбы, но продолжает сопротивляться ей. В романе выведены характеры и других загадочных персонажей, среди которых есть и мужчины. Но им отведена вспомогательная роль. Писательница закручивает настоящую бразильскую «оперу», отдавая традиционную дань мифу о царе Эдипе – вводит в роман инцест. Вообще, у Бананы все события фактически не выходят за пределы семейного круга, зато внутри него творится самое невообразимое: отец влюбляется в дочь, а брат в сестру. Банана считает это красивой и одновременно темной историей. Она похожа на описание глаз Суи, блестящих подобно черной глади двух бездонных колодцев. Но трудно разделить восхищение Есимото перед необычайными душевными качествами ее героев. Поскольку они выглядят несколько вторичными и условными по сравнению с описанием впечатлений, которые производят. Поэтому в их значимости Банана Есимото пытается убедить прежде всего саму себя.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности