Системный подход к партийной жизни

Редакционная статья

Системный подход  к партийной жизни

Наличие нескольких политических партий – обязательный атрибут всех современных демократических государств. На этом, собственно, сходства между ними заканчиваются и начинаются различия. Где-то партии приходят к власти в одиночку, где-то – в виде коалиций. В одних странах они находятся у власти десятилетиями, в других – уходят из власти задолго до определенного законом срока.

Применительно к Казахстану до последнего времени можно было говорить лишь о повышении роли партий в политической жизни страны в самом общем смысле. Политические партии создавались, объединялись, дробились, участвовали в парламентских выборах, исчезали – все это без каких-либо видимых последствий для политического или экономического курса государства.

Цикличность, с которой менялось количество игроков на партийном поле, объяснялась в основном изменениями в выборном законодательстве и приближением очередных выборов. Появление в мажилисе десяти депутатских кресел, заполняемых по партийным спискам, привело к росту числа партий. Принятие закона о выборах, устанавливающего для партий барьер в пятьдесят тысяч зарегистрированных членов, это число резко уменьшило. В преддверии парламентских выборов обычно появлялись новые партии, но не все из них доживали до следующих выборов.

Начавшийся летом этого года процесс присоединения к «Отану» – партии президента – других, причем далеко не самых слабых и малочисленных партий, не обусловлен ни приближением электорального цикла, ни изменениями в законодательстве. Причина в том, что вопрос о партийной системе в Казахстане впервые был поставлен не в экспертных или академических кругах, а на уровне государственной власти.

Ответ на вопрос о том, какая партийная система сложится в Казахстане, прямо связан с тем, какой будет наша избирательная система. Пропорциональная, при которой выбор делается в пользу партии (партийного списка), а не конкретного политика, способствующая появлению многопартийной системы, при которой у власти обычно находятся партийные коалиции; мажоритарная, при которой определяется один победитель, получивший большинство голосов, благоприятствующая появлению двухпартийной системы (когда две равные по силе партии сменяют друг друга во власти) или система с одной доминирующей партией. Последнюю часто называют полуторапартийной.

Государственная власть взяла курс именно на эту модель. Комментируя такой выбор, исполняющий обязанности председателя партии «Отан» Бакытжан Жумагулов уверенно заявил, что в Казахстане нет и не предвидится реальных конкурентов ни «Отану», ни его лидеру – президенту Назарбаеву. Вообще-то четких критериев конкурентоспособности партий не существует. По численности партийных рядов у «Отана», без сомнения, конкурентов нет и не предвидится. В ближайшем будущем едва ли не каждый десятый взрослый казахстанец будет членом этой партии.

Что касается участия в политической жизни… До сих пор «Отан» исправно пополнял свои ряды за счет членов правительства и других высокопоставленных госчиновников. Но пока что ни один партийный функционер не был делегирован во власть напрямую, без предварительного опыта работы в ней. К тому же ожидается увеличение (возможно, до 50%) числа депутатских мест, которые будут заполняться по партийным спискам. В этом случае как минимум появятся условия и для появления, и для усиления партий-конкурентов.

А вот ответ на вопрос о роли партий в политическом процессе во многом зависит от того, произойдет ли перераспределение власти в пользу парламента. Президент дал понять, что это перераспределение произойдет, но, судя по всему, начнется оно не раньше, чем сложится оптимальная для государственной власти партийная система.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики