Правое дело «левыми» методами

Правое дело «левыми» методами

У нас в семье три автомобиля. Не потому, что нам деньги некуда девать, а потому, что это необходимость.

«Когда деревья были большими», вся семья умещалась в одну машину, а необходимость нечастых личных поездок удовлетворялась общественным транспортом либо (в гораздо более редких случаях) такси. Однако детство проходит, люди становятся самостоятельными. А самостоятельность в свою очередь подразумевает свободу. В первую очередь свободу передвижения. И число автомобилей в отдельно взятой ячейке общества растет пропорционально количеству ее материально независимых членов. Материальная независимость в данном случае определяется среднеказахстанскими доходами, ведь заработать свой «первый миллион», может, и не так трудно, как выиграть в национальной лотерее, но в рамках определенного возрастного этапа все же затруднительно. Соответственно доходам подбирается и железный конь. Благо, выбор в моей ценовой нише довольно широкий, если не преобладающий – автомобилей по цене от четырех до шести тысяч долларов на рынке предостаточно. Новую машину за такие деньги не купить (кроме некоторых моделей «Жигулей»), поэтому свой выбор я остановил на подержанной европейской иномарке. Автомобиль достаточно комфортен, обладает сбалансированными технико-экономическими характеристиками, дешев в эксплуатации.

Если же хочется комфорта большего, чем достаточный, и большей мощности при ненамного большем расходе топлива, можно (за ту же цену) купить автомобиль из Японии. Преимуществ у таких автомобилей много, главное же – цена. «Японец» 1996–2000 года выпуска стоит столько же, сколько и новый автомобиль, произведенный в России. Купить можно, если вас не останавливает иное (правое) расположение руля (меня оно все же остановило). Но запретить эксплуатировать такой автомобиль я, естественно, не могу – нет соответствующих полномочий и особого желания. Есть они у других людей, являющихся представителями властных структур.

На заседании Совета безопасности было принято решение запретить с 1 января 2007 года ввоз в Казахстан автомобилей с правосторонним расположением руля, а «примерно через три года прекратить и их эксплуатацию» (либо с начала 2009 года, либо с 2010-го в зависимости от решения правительства). Соответствующее поручение дал глава государства. Главным инициатором подобного решения можно считать председателя Комитета дорожной полиции МВД РК Омурзака Тусумова, неоднократно заявлявшего о повышенной опасности подобных транспортных средств. Главным, но единственным ли? Можно сколь угодно долго гадать, кто заинтересован в вытеснении с рынка подержанных автомобилей из Японии, известно одно: в нем не заинтересованы простые граждане. Ведь если ввоз и эксплуатацию «японцев» просто запретить, а на остальные подержанные авто поднять пошлины (как хотят уже упомянутые автодилеры), цены вырастут на все автомобили.

Главный аргумент в пользу запрета – выросшее число дорожно-транспортных происшествий с тяжелым исходом. Но виноваты ли в этом сами автомобили (технически совершенные и безопасные)? Конечно нет! Ситуация, кстати, похожа на сетования дорожной полиции на то, что-де с улучшением качества дорог и ездить стали быстрее, и нарушать чаще. Для движения автомобилю нужен водитель, а вот его квалификация зачастую оставляет желать лучшего (особенно в последнее время). Именно несоблюдение правил дорожного движения (обусловленное их элементарным незнанием), пренебрежение ими или даже грубое игнорирование – главная причина резкого увеличения смертей на дорогах. А «японцы» виноваты просто в том, что они более мощные и скоростные. Нужно ужесточить наказания (в том числе и уголовные) за нарушение правил дорожного движения, искоренить коррупцию в соответствующем ведомстве и не раздавать всем подряд водительские удостоверения. Наконец, просто научить людей пристегивать ремень безопасности! О воспитании элементарной культуры у водителей я и не говорю. До развитых стран (где, кстати, специальных запретов на эксплуатацию автомобилей с иным расположением руля нет) в этом смысле нам еще ой как далеко! Так же, как и до соблюдения прав тех ста семнадцати тысяч граждан, кто «праворульки» уже купил или построил на их продаже бизнес. Людей просто поставили перед фактом, что их автомобили через три года будут вне закона, ведь, повторюсь, хотят запретить не только ввоз, но и их эксплуатацию! Что делать с уже купленными автомобилями – никто пока вразумительного ответа не дал. Это ведь частная собственность, которую никто не может отобрать без решения суда. Вряд ли найдется альтруист, который просто выкинет свой автомобиль (тем более что и некуда). Ни о каких компенсациях со стороны государства также речь пока не идет. Ситуация тупиковая. Напряжение растет.

Возможно, Совету безопасности придется смягчить формулировку. Ведь ранее тот же г-н Тусумов говорил, что необходимо «запретить ввоз иномарок с правым рулем, а уже имеющиеся у населения эксплуатировать до полного их износа». В противном случае социального взрыва не избежать. Тем более что опыт уже есть. Это ведь не первая попытка ограничить эксплуатацию автомобилей с правосторонним расположением руля. Еще Виктор Храпунов, будучи мэром города Алматы (самого крупного потребителя автомобилей в республике), локально пытался узаконить подобные ограничения. Закончилось все соответствующим общественным резонансом, который включал не только бурную реакцию СМИ, но и массовые акции протеста. В нынешних условиях протест может принять глобальный (в рамках всей страны) характер, ведь запрет распространяется на всю страну, да и «неправильных» автомобилей уже, как говорилось выше, больше ста тысяч. И к тому же, когда речь идет не просто о каких-то эфемерных политических свободах, а о личном (весьма недешевом, надо сказать) имуществе, люди становятся удивительно политизированными. Этим могут воспользоваться не только конструктивные оппозиционные силы, но и горячие головы, которые могут повернуть ситуацию в непредсказуемое русло. Трудно поверить, что в Совете безопасности этого не понимают.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?