Лучше ехать, чем стоять

Восточный Казахстан претендует на роль отечественного центра автомобилестроения. В Семипалатинске началось сооружение второго в регионе завода по сборке автомобилей. Автобусы марок Daewoo Bus и ПАЗ должны сойти с конвейера «СемАЗа» через полгода

Лучше ехать, чем стоять

Проект СемАЗа (семипалатинского автобусного завода) профинансирован южнокорейской компанией Daewoo Bus Global Corporation и рядом отечественных инвесторов. Завод рассчитан на выпуск автобусов среднего класса, наиболее адаптированных к требованиям казахстанского рынка.

При выборе партнера корейская сторона отдала предпочтение Казахстану по ряду причин. Семипалатинск расположен рядом с российской границей и на трех транспортных магистралях: железнодорожной, автомобильной и водной, связывающих Сибирь, Китай и страны Центральной Азии. В регионе существуют необходимые профессиональные кадры, а также низкие цены на землю и готовые сооружения. Кроме того, корейская компания оценила инвестиционный климат в Казахстане как благоприятный. Помимо этого, у казахстанских бизнесменов развита собственная сеть по продаже автомобильной техники и автобусов, плюс отлажены партнерские отношения с российскими коллегами.

Анализ рынка продаж автобусов показал, что в СНГ наибольшей популярностью у перевозчиков пользуются автобусы среднего класса. По словам директора «СемАЗа» Асемхана Доскужанова, на первых порах будет вестись сборка до 500 автобусов в год средней модели BS-90. Специалисты будут набираться из Семипалатинского региона, так как в свое время в городе были расквартированы военные заводы – машиностроительный и танковый. Часть работников будет проходить стажировку на головном предприятии в Южной Корее. Есть в городе вузы и автоколледж для подготовки специалистов среднего звена. Всего на заводе будет задействовано 1 тыс. сотрудников.

Производственные площади нового завода – 11 тыс. квадратных метров для сборки Daewoo Bus и столько же для сборки ПАЗов. Кроме реконструкции основных цехов, построены новая котельная, чтобы удешевить тепло и не зависеть от центрального теплоснабжения, и новая электроподстанция. Пока завод размещается на площади в 8 га, но оформлен участок еще в 5 га для будущего расширения. В ближней перспективе объем производства должен составить 1000 автобусов/год, а в дальнейшем – 2 тыс.

Планируется выпуск автобусов двух дивизионов – корейского девятиметрового BS-90 и примерно идентичных моделей 32053 и 32054 российского завода «ПАЗ». Казахстанский рынок способен потребить до 250 автомобилей в год. Сейчас российские покупатели корейских автобусов помимо НДС платят таможенную пошлину в размере 30% от стоимости автобуса. В данном проекте локализация (соучастие в сборке комплектующими деталями и узлами из разных стран) будет составлять больше 50%. Автомобили будут снабжаться отечественным сертификатом казахстанской торгово-промышленной палаты и, соответственно, освобождаться от обложения таможенными пошлинами при прохождении границы. Даже без учета преференций, выданных предприятию правительством Казахстана (отсрочка освоения подоходного налога, освобождение от НДС, налога на имущество и землю сроком до 4 лет), проект выгоден в рамках торговли с Россией.

– Наш проект принципиально отличается от аналогичных тем, что имеет полный цикл сборки, – заметил соучредитель «СемАЗа» генеральный директор холдинга «Вираж» Владимир Котельников. – Это называется CD-сборка. Завод получает от головного предприятия только силовые агрегаты – двигатель, коробку передач, мосты и раму. Все остальные комплектующие изготавливаются в Казахстане, России или Китае. Сварку и покраску кузовов, вести электропроводку, комплектовать сиденьями и другими аксессуарами салона будут тоже на «СемАЗе». Если по железной дороге перевозятся только комплектующие, то экономия вагонного пространства выходит существенная. В итоге сокращаются транспортные расходы и, соответственно, цена на готовое изделие.

Комплектовать автобусы планируется омскими шинами, китайскими пластиковыми сиденьями, стеклами из Нижнего Новгорода, талдыкорганскими аккумуляторами и кабельными жгутами семипалатинского кабельного завода. «Это и называется локализацией, – подчеркнул Владимир Котельников – Автобус симбиозный».

По дивизиону Daewoo Bus рентабельность завода просчитана от сборки 250 автобусов в год. Плановое производство на ближайшее время – от 500 до 1500 единиц в год. Во втором проекте, сборке ПАЗов, казахстанская составляющая занимает 70%, а участие российской холдинговой компании 30%. Продажи на территории РФ будут вестись через компанию «Русские автобусы», которая имеет свою товаропроводящую сеть.

Создание второго (после усть-каменогорского «Азия Авто») автосборочного производства в Восточном Казахстане придает реальность идее машиностроительного кластера в регионе. В Семипалатинске рассчитывают с помощью «СемАЗа» поднять производства, специализирующиеся на поставках комплектующих.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом