Контроль во благо

Редакционная статья

Контроль во благо

Никто не будет спорить с тем, что законодательство, регулирующее нефтяную отрасль, по своему значению для Казахстана стоит, пожалуй, на втором месте – сразу за Конституцией. После неудачной попытки воздействовать на недропользователей ужесточением налоговой политики правительство решило усовершенствовать законодательную базу в целом. Если мы ничего не можем изменить в соглашениях, заключенных с инвесторами в 90-х годах, значит, должны учесть все детали для будущих контрактов.

Законы «О нефти» и «О недрах и недропользовании» можно с уверенностью сопроводить эпитетом «многострадальные». В последнее время работа над законодательством идет постоянно. Причем ее можно назвать ситуативной. То есть не законодатель является инициатором изменений, а сама конкретная ситуация заставляет вносить поправки в законы. Так появилась, например, норма о преимущественном праве государства на выкуп активов иностранных компаний при их продаже.

Цель большинства изменений – усилить влияние государства на нефтедобывающий сектор, ведь углеводороды, во всяком случае в ближайшей перспективе, являются залогом обеспеченной жизни, стабильности и процветания Казахстана. На этом фоне вопросы, кто будет добывать нашу нефть и как, – переходят в плоскость национальной безопасности. Да и народным избранникам это небезразлично. Особенно их волнует тема прозрачности в нефтегазовой отрасли. Не так давно Алихан Байменов в своем депутатском запросе попросил премьер-министра Даниала Ахметова ответить на ряд вопросов. В частности, его интересовали доля участия государственных, отечественных частных, иностранных компаний в нефтегазовом секторе республики, приоритеты правительства в краткосрочной и долгосрочной перспективе, меры, которые планирует принять правительство по увеличению доли отечественного бизнеса в этой сфере.

Если большинство запросов на имя главы правительства пишутся в  популистских целях, то тема превалирования иностранного капитала в нефтедобывающем секторе действительно стоит достаточно остро. Недавние драматические события в Атырау тому доказательство. 

Несколько лет назад началась активная китайская экспансия в нефтяной сектор Казахстана. Китайские компании уже разрабатывают ряд месторождений и, по некоторым данным, готовятся приобрести еще несколько в ближайшее время. Как подсчитал мажилисмен Валерий Котович,  в случае покупки этих компаний Китай будет контролировать порядка 28% объемов добычи нефти в Казахстане, а если состоится сделка по продаже Китаю «Мангистаумунайгаза», этот показатель превысит 40% добычи.

Если учесть непрозрачность проведения тендеров на недропользование, то через энное количество времени львиная доля казахстанских богатств может перейти под контроль нашего южного  соседа. А это уже угроза нацбезопасности.

Многие государственные функционеры при обсуждении вопросов продажи нефтяных активов ссылаются на рыночные механизмы: мол, кто предлагает лучшие условия, тот и покупает. Но если речь идет о стратегической отрасли экономики, то контроль со стороны государства просто необходим. Чтобы не возникало никаких вопросов по поводу законности тех или иных мер по отношению к иностранным инвесторам, нужно все детализировать на уровне законодательства и действовать строго в его рамках. Закон должен защищать интересы государства. Это главное.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?