За горизонты классики

Грамотная налоговая политика правительства Казахстана может стимулировать развитие финансового лизинга и, в конечном счете, ускорить обновление основных фондов казахстанских предприятий

За горизонты классики

Лизинговый бизнес, прежде всего, нацелен на поддержку малого и среднего бизнеса. В нынешних условиях, когда изношенность основных фондов, по разным оценкам, составляет от 60 до 80%, финансовый лизинг для предприятий этого сектора экономики едва ли не единственная возможность заменить устаревшую технику или закупить новое оборудование на начальном этапе работы. По данным Ассоциации финансистов Казахстана (АФК), на МСБ приходится до 95% от общего объема заключенных лизинговых сделок. Государство, понимая, насколько важно техническое перевооружение для развития промышленного и сельскохозяйственного производств, предоставило существенные налоговые преференции как лизингодателю, так и лизингополучателю.

Легкое налоговое бремя

В целом представители лизинговых компаний довольны законодательством, регулирующим отрасль. Нет особых претензий и к налогообложению лизинговых сделок. По словам председателя правления АО «Халык-Лизинг» Эрлана Каржаубаева, государство стимулирует развитие лизинга посредством предоставления налоговых льгот. «Все изменения, которые были внесены в Налоговый кодекс и в другие нормативные акты, касающиеся лизинга, можно назвать оптимальными. Поправки предоставляют значительные преференции для профессиональных участников рынка. Мы получаем освобождение от налогов за то, что рискуем, заключаем сделки без предоставления залогов, практически финансируем обновление основных фондов», – говорит он.

Риск участников лизинговых операций государством оценивается как высокий. У лизингодателя при уплате корпоративного подоходного налога (КПН) налогооблагаемый доход уменьшается на сумму вознаграждения по финансовому лизингу имущества, представленного на срок более трех лет с последующей передачей в собственность лизингополучателю. Кроме того, полностью относится на вычеты вознаграждение, которое выплачивает лизинговая компания кредитной организации по займам на приобретение предмета лизинга. В том случае, если кредитором выступает нерезидент, сумма вознаграждения относится на вычеты в пределах расчетной суммы.

Лизингополучателю предоставлены аналогичные льготы: то есть на вычеты относится сумма вознаграждения, которую предприятие обязано выплатить по договору лизинга. А стоимость лизингового имущества относится на вычеты в виде амортизационных отчислений. Как инвесторам, а лизинг является видом инвестиционной деятельности, лизингополучателям – юридическим лицам предоставляются преференции по корпоративному подоходному налогу, земельному налогу и налогу на имущество на срок, установленный контрактом с Комитетом по инвестициям Мининдустрии и торговли, но не более чем на 5 лет. Новые предприятия, работающие исключительно в рамках инвестиционного проекта, полностью освобождаются от КПН. Также компании могут получить освобождение от уплаты таможенных пошлин при импорте оборудования для осуществления инвестиционного проекта. Срок действия этой льготы – 1 год, однако он может быть продлен, но не свыше 5 лет с момента регистрации контракта.

С 1 января 2005 года доходы лизингодателя-нерезидента освобождаются от налогообложения у источника выплаты. В результате казахстанским лизингополучателям оборудование обходится дешевле.

При передаче имущества в лизинг налог на добавленную стоимость начисляется частями в течение всего срока лизинга. Размер облагаемого налога определяется на основе суммы лизингового платежа без включения в него вознаграждения и НДС. Лизинг оборудования, произведенного в Казахстане на территории с таможенным режимом «Свободный склад», полностью освобождается от НДС. Импорт основных средств, включенных в перечень правительства, для последующей передачи в лизинг также освобождается от налога на добавленную стоимость. Однако участники рынка считают, что этот перечень не полный. Они предлагают дополнить список оборудования, импорт которого не облагается НДС, включив в него железнодорожные локомотивы, вагоны, автобетономешалки и другие основные средства, востребованные сегодня экономикой.

Лизингополучатели, если они являются плательщиками налога на добавленную стоимость, относят НДС по лизинговым сделкам в зачет. При возвратном лизинге они имеют право отнести в зачет суммы НДС в полном объеме.

Уплата земельного налога при передаче в лизинг земельного участка вместе с объектом недвижимости, налога на транспорт, а также имущественного налога по объектам, переданным в лизинг, ложится на лизингополучателя.

Но для получения налоговых преференций операции должны отвечать всем признакам финансового лизинга, определенным законодательством. То есть предметом сделки должно быть «имущество, подлежащее получению в качестве основного средства лизингополучателем при внутреннем лизинге, а также лизингополучателем и сублизингополучателем – при международном лизинге». Если операция не соответствует этим требованиям, значит, и льготный режим налогообложения на нее не распространяется.

Двойное толкование

На взгляд представителей лизинговых компаний, такое ограничение действия налоговых преференций тормозит развитие лизинга. По словам президента АО «АТФ Лизинг» Айбека Мендигалиева, льготы распространяются исключительно на классическую форму лизинга. Отсутствие государственной поддержки сублизинга и вторичного лизинга мешает развитию этих видов услуг. «Из мирового опыта известно, что развитие лизинга обусловлено предоставлением налоговых льгот для клиентов, – говорит он, – а именно инвестиционных налоговых льгот, которые подразумевают уменьшение налогооблагаемой базы по подоходному налогу. К сожалению, на данный момент у нас в Казахстане отсутствуют такие методы стимулирования иных, кроме классического лизинга, форм лизинговых операций».

Сублизинг и вторичный лизинг – оптимальный вариант получения необходимого оборудования мелкими производителями. В частности, небольшие крестьянские хозяйства нуждаются в сельскохозяйственной технике, однако у них нет достаточных средств, чтобы приобрести ее по договору лизинга. Более удобной формой для них является получение оборудования в сублизинг. То есть крупный лизингополучатель заключает сделку с лизинговой компанией сразу на большую партию сельхозтехники, а затем передает ее на условиях сублизинга нескольким производителям. Так как налоговые льготы на этот вид лизинговых операций не распространяются, то лизингополучатель вынужден платить НДС, что, конечно, ему не выгодно. При лояльном отношении к участникам лизинговых операций в целом государство оставило без поддержки, пожалуй, наиболее незащищенных из них, что представляется нелогичным. С другой стороны, имея достаточные налоговые послабления, лизингополучатель мог бы снизить размер платежей при передаче оборудования в сублизинг.

В последнее время выявилась еще одна проблема, связанная с налоговым законодательством. И не столько с самим режимом налогообложения, сколько, по словам г-на Каржаубаева, с разночтениями некоторых положений Налогового кодекса. Конфликт между налоговыми службами и лизинговыми компаниями касается вопроса, считать ли прерывание срока действия лизинга в случае дефолта лизингополучателя и передачу лизингового имущества другой компании продолжением ранее действовавшей сделки или началом новой. Во втором случае налоговые льготы отменяются, поскольку сделка не соответствует определенным законом признакам лизинга, и лизингодатель должен полностью заплатить налоги. Как следует из официального письма Налогового комитета (НК), при несоблюдении условий трехлетнего срока предоставления основных средств в финансовый лизинг «лизингодатель не вправе уменьшить налогооблагаемый доход на сумму полученного вознаграждения и применить освобождение от НДС в части суммы полученного им вознаграждения». В НК полагают, что в случае изменения условий сделки доход от реализации товаров (работ, услуг) подлежит корректировке по итогам того налогового периода, в котором произошли изменения.

По мнению г-на Каржаубаева, такая трактовка налогового законодательства приводит к тому, что за дефолт клиента в прямом смысле расплачивается лизинговая компания. То есть она должна перечислить в бюджет НДС в размере 15% от стоимости оборудования, плюс 30% – подоходный налог. Так как техника стоит недешево, то и суммы, подлежащие уплате, велики. Разумеется, это не устраивает лизингодателей, которые для покрытия своих издержек могут повысить процентные ставки, что приведет к удорожанию лизинга оборудования для клиентов, а также заставит более тщательно отбирать лизингополучателей. В то же время законом «О финансовом лизинге» установлено, что досрочное расторжение договора при сохранении права собственности на лизинговое имущество за лизингодателем не влечет за собой изменения срока лизинга. Уже существует судебное решение этого вопроса в пользу одной из лизинговых компаний, поэтому профучастники считают, что в будущем будет исключено двойное толкование этой нормы.

Налоговая политика государства оказывает решающее влияние на развитие отрасли. Но не следует забывать и о других барьерах для лизинга в Казахстане. По мнению президента АО «Альянс Лизинг» Нуржана Сламкулова, нам следует заинтересовать зарубежных инвесторов в восстановлении отечественного производства. «Для этого необходимо, чтобы инвестор имел гарантии возврата своих денежных средств, – считает он. – Это, прежде всего, законодательные гарантии международного уровня, национальные законодательные гарантии, страховые гарантии и т.д. Часть гарантий у иностранного инвестора есть, и они определены законом об иностранных инвестициях. Однако локальные законодательные акты не все инвесторы знают или стремятся узнать, их гораздо больше привлекает то, что государство гарантирует сохранение их собственности на уровне международного права. Это серьезная причина, по которой иностранные инвесторы и крупные лизинговые компании не проявляют большой активности в передаче в лизинг своего оборудования. Вместе с тем интерес к Казахстану в этом отношении очень высок».

Лизинг, по существу, является наиболее молодым сектором на рынке финансовых услуг, а его бурное развитие свидетельствует о том, что в перспективе при умелой поддержке со стороны государства его доля в финансировании реального производства, особенно малого и среднего бизнеса, будет превалировать.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом