Специализация возможна

Крупные лизинговые компании постепенно становятся самостоятельными игроками и могут конкурировать с банками. Вполне возможна ситуация, когда лизинг в Казахстане полностью станет нишей только лизинговых компаний

Специализация возможна

За последние два года количество действующих лизинговых компаний остается постоянной величиной. По итогам 2005 года в стране насчитывалось около 20 лизинговых компаний, из которых активно работало порядка 15. Эта статистика применима и для 2006 года.

Кроме крупных государственных компаний, лизинговые услуги оказывают представители частного бизнеса – в основном дочерние компании коммерческих банков. Именно «дочерняя» принадлежность во многом и определяет стратегию развития большинства лизинговых компаний.

Родственные узы

Статистика двухлетней давности показывает, что в структуре передаваемого в лизинг имущества основную часть занимала сельхозтехника. Так, в 2004 году ее доля составляла 48% от общего объема, при этом почти половина сделок рынка – 47% – приходилась на государственную компанию «Казагрофинанс», которая была специально создана по инициативе правительства в рамках агропродовольственной программы Казахстана для решения социальных проблем на селе.

Цифры говорят о том, что по итогам 2004 года 25% сделок приходилось на грузовой и пассажирский автотранспорт, а на строительное, производственное и торговое оборудование – 8, 14 и 1% соответственно. При этом в ссудном портфеле коммерческих банков большая часть кредитов пришлась на финансирование торговли – в среднем 30%, промышленности – 25,5, строительства – 10%. Кредитование сельского хозяйства занимает почти 7,2%, а транспорта – 3. Можно сделать вывод, что наиболее крупные проекты профинансировали сами банки. А дочерним лизинговым компаниям досталась клиентская база лишь в лице малого и среднего бизнеса. По оценке экспертов, к крупным проектам относятся сделки стоимостью от 10 до 15 млн долларов. Целевой выбор отраслей также не случаен: они должны находиться на подъеме, а потенциальный предмет лизинга – обладать подходящей ликвидностью (наличием для данного оборудования вторичного рынка). Привлекательными для лизинга отраслями считаются транспорт, строительство и промышленность.

Кроме того, коммерческие банки рассматривают лизинговые «дочки» как способ привлечения новых клиентов, диверсификацию и расширение географии банковского бизнеса, а также повышение известности бренда на рынке. Отсюда плюсы и минусы дочерней лизинговой компании. Преимущество заключается в том, что компания имеет постоянный источник финансирования, а недостатки – что компания находится под полным контролем материнского банка и должна согласовывать стратегию развития с его позицией.

На сегодняшний день рост рынка лизинга в Казахстане тормозит ограниченный круг платежеспособных клиентов

Однако пути развития банковских «дочек» значительно разнятся. По оценкам специалистов, стратегия во многом зависит от уровня капитализации лизинговой компании, т.е. тех сделок, которые она может профинансировать. А также качества роста самого рынка лизинга. В 2003 году лизинговые операции как в количественном, так и в денежном выражении по сравнению с 2002 годом выросли в 4 раза. В тот период компании старались охватить как можно больше клиентов и делали ставку на более лояльные условия кредитования. Однако бум тех лет сменился плавным ростом. Сегодня часть компаний ужесточила условия по сделкам, и они стали выборочно относиться к клиентам. Поэтому на рынке четко прослеживаются две стратегии: увеличения доли рынка и улучшения качества клиентского портфеля. Первая из них актуальна для небольших компаний, вторая, как правило, для более крупных.

Если раньше, конкурируя с банками, компании получали клиентов по остаточному принципу, то сегодня и предприниматели знают о лизинге, поэтому наиболее крупные компании, заработавшие достаточное количество денег, сравнялись по размеру средств с некоторыми мелкими банками. Соответственно, они получили доступ к внутренним и внешним рынкам капитала, что позволяет им самостоятельно определять источники заимствований, изменяя тем самым стоимость привлеченных денег и получая в конечном итоге конкурентные преимущества. В настоящее время есть несколько крупнейших игроков лизингового рынка, которые могут осуществлять финансирование крупных инвестиционных проектов.

Рыночная специализация

Рост конкуренции среди лизинговых компаний и то, что сейчас не надо объяснять клиентам, что такое лизинг, приводят к тому, что лизинговые компании начинают специализироваться не только по отраслям, но и по видам предприятий, по каналам привлечения клиентов. Например, компания «Вираж-Лизинг» специализируется на предложении автотранспорта, а тот же «Казагрофинанс» продолжает работать с сельскохозяйственной техникой. Специализация дает дополнительные возможности, например, использовать операционный лизинг. Однако большинство лизинговых компаний универсальны в плане предложения предметов лизинга, и причина в том, что внутренний рынок довольно узок.

Еще одной стратегией является постепенное расширение деятельности в регионах Казахстана.

«Компании, у которых нет филиалов или представительств, начинают их открывать. Ведь все понимают, что большинство сделок проводятся в Алматы, и местные клиенты привередливее, чем региональные», – говорит председатель правления компании «Лизинг Групп» Тимур Таипов. По мнению специалистов, в перспективе лизинговое финансирование будет одним из важных инструментов обновления и модернизации основных фондов предприятий республики.

На сегодняшний день рост рынка лизинга в Казахстане тормозит ограниченный круг платежеспособных клиентов. Как правило, оборудование требуется для нового производства. Но лизинговые компании не интересует бизнес на начальной стадии развития, ведь только что образованные компании еще не доказали свою экономическую эффективность. Поэтому лизинговые компании предпочитают финансировать уже существующий бизнес и бизнес прибыльный. В частности, компании требуют, чтобы у лизингополучателя отсутствовала задолженность перед бюджетом (кроме текущей) и за последний год работы организация имела бы доход. Помимо этого, доля собственного капитала в балансе должна составлять не менее 15% от суммы активов, а стоимость основных средств – превышать стоимость предмета лизинга.

Кроме того, лизинг – услуга довольно дорогая. Так как лизинговые компании – «дочки» банков и финансируются за счет материнских банков, а небанковские лизинговые компании фондируются за счет заемных средств, им необходимо в себестоимость оборудования включить как свою маржу, так и маржу кредитора.

Также возможна и экспансия казахстанских компаний на сопредельные рынки стран Центральной Азии. Как в плане следования за материнским банком, так и в плане собственной стратегии развития – для небанковских компаний. На соседние рынки вслед за банком выходят крупные банковские компании, как, например, «БТА ORIX Leasing».

Пока же велик потенциал национального рынка. В Казахстане очень востребована сельскохозяйственная техника, пищевое, медицинское, телекоммуникационное и полиграфическое оборудование, оборудование для нефте- и газодобывающей отрасли и машиностроения. «Конкуренция, можно сказать, олигополистическая. Два десятка лизинговых компаний, 10–12, которые действительно конкурируют, но предприятий намного больше», – комментирует ситуацию представитель компании «Лизинг Групп».

Поэтому западные компании внимательно присматриваются к казахстанскому рынку. Уже пришли на рынок «Райффайзен лизинг» и «IMG лизинг», и специалисты не исключают экспансии других крупных мировых игроков. И хотя они декларируют, что пришли в Казахстан за своими клиентами, местные компании всерьез опасаются того, что в конечном итоге иностранцы займут часть их клиентской базы. «Отечественные лизинговые компании в основном занимаются лизинговым финансированием небольших проектов для малого и среднего бизнеса, а иностранные лизинговые компании нацелены на реализацию крупных инвестиционных проектов. Таким образом, отечественные и иностранные лизинговые компании работают в различных сегментах рынка и, соответственно, достаточно сложно оценить конкурентные преимущества каких-либо компаний. Поскольку подавляющее большинство отечественных лизинговых компаний являются дочерними компаниями банков второго уровня, мы считаем, что привлечение западного или российского капитала в лизинговый рынок возможно, главным образом, через создание новых лизинговых компаний с участием иностранного капитала», – считают в компании «БРК-Лизинг».

Пока же местные лизинговые компании склонны говорить о конкуренции со стороны крупных казахстанских компаний, которые предлагают более дешевые кредитные линии и на больший срок аренды, поэтому соревноваться с ними могут немногие представители частного бизнеса.

Со временем капитализация и усложнение лизинговых сделок, возможно, приведут к тому, что банки перестанут заниматься лизингом, ведь это больше предпринимательская, а не финансовая деятельность. И смысл лизинга заключается не только в финансировании покупки оборудования или техники, но и в доставке их клиенту. Поэтому в каждой сделке существует слишком много нюансов. Например, поставка оборудования может осуществляться в течение нескольких месяцев, когда отвлекаются человеческие ресурсы для отслеживания логистики, выяснения отношений с поставщиками и таможней. Банк – слишком неповоротливая структура для такой деятельности, а создавать специальный логистический отдел ей не интересно.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики