Будущее – в портфеле

Рынок лизинга продолжает развиваться высокими темпами. Проведенное «Экспертом Казахстан» совместно с рейтинговым агентством «Эксперт РА» исследование казахстанского рынка лизинга показывает, что рынок лизинга в 2006 году составит 400 млн долларов

Будущее – в портфеле

Финансовый лизинг начал активно развиваться в Казахстане с 2000 года по нескольким причинам.

Во-первых, износ основных фондов на тот момент составлял 20–50% в зависимости от отрасли, и в самом плачевном состоянии находилось сельское хозяйство. Созданная государством в 1999 году компания «КазАгроФинанс» позволила фермерским хозяйствам приступить к обновлению своего устаревшего парка техники.

Во-вторых, рост экономики Казахстана после спада 90-х рождает спрос на лизинг техники и оборудования со стороны бизнеса, а принятие в 2000 году закона «О финансовом лизинге» дало этим компаниям ряд послаблений в части налогообложения.

К тому моменту появилось 5 лизинговых компаний, большинство из которых представляли выделенные в отдельные компании лизинговые подразделения ведущих банков, а также упомянутая выше компания «КазАгроФинанс».

Период с 2000 по 2004 год характеризовался появлением еще 4 новых игроков из банковской среды и высоким темпом развития лизингового рынка, который был показателем высокой востребованности этого вида финансового инструмента. Уже тогда участники рынка осознали узкие места в законодательстве касательно финансового лизинга, и в 2004 году парламентом были произведены изменения в законе РК «О финансовом лизинге», Гражданском и Налоговом кодексах, что позволило приблизить условия проведения лизинговых операций к существующим мировым практикам.

С этого момента компании получили льготы по НДС при импорте определенной номенклатуры оборудования по лизингу, были сокращены ограничения по срокам амортизации объектов лизинга, а также упрощены процедуры судебно-административного производства при урегулировании споров между лизингодателем и лизингополучателем.

На данные изменения рынок отреагировал незамедлительно. Увеличился спрос на услуги лизинга со стороны мелкого и среднего бизнеса, что способствовало появлению новых лизинговых компаний. Помимо образования местных компаний рынок Казахстана стал привлекательным для иностранных лизинговых компаний, таких как «Райффайзен Лизинг Казахстан».

Объем лизингового рынка Казахстана в 2006 году

Для оценки объема и темпов роста казахстанского рынка лизинга 2006 года мы использовали данные 13 казахстанских лизинговых компаний – участниц первого проекта «Исследование лизингового рынка Казахстана» по состоянию на 1 июля 2006 года, проведенного «Экспертом Казахстан» совместно с рейтинговым агентством «Эксперт РА».

При этом мы не учитываем долю лизинга, предназначенного для распределения ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации: информация о деятельности этих компаний обычно недоступна, а их бизнес находится вне тенденций, характерных для рыночных лизинговых компаний. Такие компании фактически не являются финансовыми посредниками в экономике, либо выполняют эту роль в крайне ограниченной форме и потому обычно не представляют интереса ни для посторонних лизингополучателей, ни для инвесторов.

Говоря здесь о рынке лизинга, мы подразумеваем рыночные лизинговые компании, выполняющие функцию реальных финансовых посредников, обеспечивающих внешним финансированием реальный сектор казахстанской экономики. По нашей оценке, в Казахстане в настоящее время действует не более 20 рыночных лизинговых компаний.

Бизнес этих компаний, по нашим оценкам, в этом году в Казахстане составляет 90% от общего объема лизинговых сделок.

Показатели опрошенных компаний свидетельствуют о том, что в 2006 году рынок лизинга в Казахстане продолжил развиваться ускоренными темпами. Прирост объема средств, профинансированных по договорам лизинга 8 лизинговыми компаниями, прогнозируется в 2006 году в размере 248 млн долларов.

Стоимость текущих сделок 13 компаний (то есть всех сделок по состоянию на 1 июля 2006 года, профинансированных в сумме, превышающей аванс лизингополучателя, лизинговые платежи по которым продолжают поступать) достигла 472 млн долларов, что на 49% выше, чем в 2005 году. Объем заключенных сделок составил 174 млн долларов, объем сделок, законченных опрошенными компаниями в течение 6 месяцев 2006 года, – свыше 18 млн долларов.

Небольшой объем законченных сделок свидетельствует, что рынок лизинга в Казахстане еще не вошел в стадию взросления, однако увеличивающиеся темпы роста текущих сделок подтверждают, что у лизинговых компаний растет уверенность в том, что финансирование для сделок будет найдено.

Объем лизинговых платежей, которые 9 из опрошенных компаний получат в 2006 году (по данным 6 месяцев), составил 129 млн долларов, что на 55% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Объем нового бизнеса казахстанских лизинговых компаний в 2006 году, то есть стоимости всех сделок лизинга, заключенных в текущем году, по нашей оценке, достигнет 400 млн долларов (см. график 1). По сравнению с 2005 годом рост рынка составил 60%.

 На протяжении нескольких лет, вплоть до 2004 года, группа по развитию лизингового рынка Международной финансовой корпорации проводила ежегодные исследования. Данная группа оценила рынок в 2004 году в размере 172 млн долларов, долю лизинга в ВВП – 0,4%, а в объеме инвестиций в основные фонды – 1,5%.

Учитывая сохраняющуюся динамику роста ВВП, который составит в 2006 году, по прогнозам правительства, 8,3%, и увеличивающийся объем инвестиций, прогнозируемый в пределах 18%, доля лизингового рынка в 2006 году составит 0,6% от ВВП и 2% от объема инвестиций.

Таким образом, рост за два года составил 0,2 и 0,5 пункта соответственно. Тем не менее доля лизинга в ВВП и основных фондах в Казахстане еще далека от показателей развитых стран, где лизинговые операции составляют, как правило, от 15 до 30% всех капиталовложений и 2–5% от ВВП. В развивающихся странах с менее развитыми рынками лизинговых услуг посредством механизма лизинга осуществляется 3–15% капиталовложений.

Финансирование лизинговых сделок

Эффективное привлечение ресурсов для финансирования лизинговых сделок – это ключевой фактор успеха лизинговых компаний (см. график 2).

Традиционным и наиболее распространенным источником финансирования лизинговых компаний является банковский кредит. Очевидно, что в этом отношении преимущество имеют лизинговые компании, созданные при банках. «Безусловно, основным источником финансирования лизинговых сделок являются кредиты банка, которые занимают у нас более 85% от общего объема финансирования, – комментирует Айбек Мендигалиев, президент АО «АТФ Лизинг». – Остальная часть сделок финансируется за счет собственных средств. Следует отметить, что коммерческие банки имеют ограничения, установленные Национальным банком в части финансирования своих дочерних компаний, в размере не более 10% от собственного капитала».

Несмотря на ограничения Национального банка, некоторые компании в настоящее время вполне укладываются в установленный лимит. «Установленный лимит финансирования в 10% от собственного капитала банка еще недавно был для нас определенным препятствием, но капитал банка растет хорошими темпами, и нам в настоящее время этого достаточно», – говорит председатель правления АО «Халык Лизинг» Эрлан Каржаубаев.

Поскольку главным конкурентным преимуществом лизинговой компании является источник финансирования, компании стремятся расширить количество этих источников и используют самые разнообразные инструменты привлечения финансирования.

С 2005–2006 годов обозначился рост интереса лизинговых компаний к эмиссии облигаций. В 2005 году облигации на сумму 2 млрд тенге выпустила компании «БТА ORIX Лизинг», а в 2006 году объем эмиссии «Альянс Лизинга» составил 2,5 млрд тенге. Безусловно, облигации весьма привлекательный инструмент привлечения долгосрочного тенгового финансирования для лизинговых компаний, однако использование этого инструмента связано со значительными трудностями.

Этот способ привлечения средств должен быть обеспечен надежной собственной финансовой базой, мощной и влиятельной поддержкой учредителей и перспективным клиентским пулом. Кроме того, при проведении эмиссии облигаций лизинговым компаниям необходимо провести аудит известной компанией, получить кредитный рейтинг, обеспечить полную прозрачность бизнеса. Тем не менее участники рынка оценивают перспективы облигаций как дополнительного инструмента финансирования весьма позитивно. Но ожидать бума размещения лизинговых компаний на фондовом рынке не следует.

Помимо жестких условий по вхождению в фондовый рынок существует еще одна особенность казахстанского фондового рынка – процентные ставки по выпущенным облигациям в среднем превышают процент кредита материнского банка. «Халык банк привлекает финансирование из открытых международных кредитных линий и из этих денег финансирует нашу компанию по выгодным ставкам. С учетом всех комиссий банка получается 8,5–9% годовых. В настоящее время это для нас экономически выгоднее, чем размещать свои облигации на внутреннем рынке», – говорит Эрлан Каржаубаев.

Коммерческий кредит является одним из наиболее выгодных способов финансирования для конечных лизингополучателей, поскольку ставки по таким кредитам обычно невысоки. Однако его низкая доля (2%) показывает, что иностранные поставщики все еще присматриваются к казахстанским лизинговым компаниям, которые только начинают нарабатывать кредит доверия перед поставщиками. С ростом опыта лизинговых компаний в ближайшие несколько лет доля коммерческих кредитов должна значительно вырасти.

Одним из перспективных направлений развития финансирования лизинговых сделок является секьюритизация активов лизинговых компаний через выпуск облигационных займов. «В настоящее время в целях фондирования лизинговых операций АО «БРК-Лизинг» планируется выпуск облигаций АО «Банк развития Казахстана» с последующим предоставлением привлеченных средств нашей компании, – сообщает председатель правления АО «БРК-Лизинг» Ерхат Искалиев. – В дальнейшем планируется выпуск облигаций на внутреннем рынке и секьюритизация активов в соответствии с принятым в 2006 году законом «О секьюритизации».

Структура лизинговых активов

По сравнению с данными Международной финансовой корпорации за 2004 год, доля сельскохозяйственной техники в 2006 году сократилась с 48 до 22% (см. таблицу 1). Данная категория объектов лизинга лидировала на протяжении длительного времени благодаря высокому объему вливаний в сельскохозяйственный сектор со стороны компании «КазАгроФинанс».

Помимо упомянутой компании, в этом сегменте появились такие игроки, как «БТА ORIX Лизинг», «Центр Лизинг». Доля сельскохозяйственного оборудования занимает в их лизинговом портфеле существенную роль.

Заметно вырос объем лизинговых операций со строительной техникой, доля которого увеличилась с 8% в 2004 году до 15% в 2006-м.

Наиболее активны в сегменте строительной, дорожно-строительной и другой строительной техники такие компании, как «Центр Лизинг», «АТФ Лизинг», «БТА ORIX Лизинг», «Халык Лизинг», «Бипек Лизинг».

В последние два года интерес к финансовому лизингу стали проявлять строительные компании, ведущие свой бизнес не только в Алматы и Астане, но и в регионах. По словам Эрлана Каржаубаева, уже сейчас основными клиентами являются застройщики. Он отмечает, что дефицит строительных материалов побуждает строительные компании приобретать в лизинг комплексы для их производства.

Бум строительства рождает спрос со стороны бизнеса на такой предмет лизинга, как автотранспорт, доля которого увеличилась с 25% в 2004 году до 29% в 2006-м. Внутри этой группы доля грузового транспорта занимает более 70%, в то время как в 2004 году она составляла 52%.

В этом сегменте проявляет активность большинство лизинговых компаний, и это закономерно, поскольку данный объект лизинга имеет высокую ликвидность.

Для таких компаний, как «Бипек Лизинг» и «Вираж Лизинг», автотранспорт является основным объектом совершения лизинговых операций.

 Разработка новых месторождений углеводородов в Западном Казахстане привлекает в Казахстан крупных инвесторов, использующих лизинг в качестве инструмента для приобретения активов. Компании «Райффайзен Лизинг Казахстан» и «Халык Лизинг» формируют основной портфель оборудования для добычи, который составил в 2006 году 5%.

 Особо следует отметить появление спроса на лизинг морского транспорта (доля 6%) в связи с формированием казахстанского танкерного флота на Каспии для обслуживания трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан, а также спроса на лизинг железнодорожного (доля 9%), что обусловлено прежде всего активизацией закупок государством этого вида транспорта. В этом сегменте активны «Райффайзен Лизинг Казахстан» и «Альянс Лизинг».

Появление телекоммуникационного оборудования в портфеле сделок лизинговых компаний (4%) обусловлено высоким уровнем спроса на это оборудование при его высокой стоимости.

Лизинг играет важную роль и в привлечении качественного оборудования. Так, по словам специалистов, лизинговой компании выгодно для снижения рисков, чтобы клиенты приобретали надежное современное оборудование. Потому что поломка или брак, или недостаточная производительность оборудования всегда отражается на рисках проекта в целом. Если проблема с оборудованием возникает у лизингополучателя, то автоматически это отражается на лизингодателе. В случае возникновения дефолта клиента по оплате лизинговых платежей, лизинговой компании удобнее и легче реализовать надежную импортную технику.

Лизинг производственного, торгового, полиграфического и прочего оборудования составляет незначительную долю от общего лизингового портфеля компаний, что, несомненно, является показателем низкой инвестиционной активности в этих секторах. Лизинговые компании готовы предоставлять практически любое оборудование, чтобы удовлетворить потребности бизнеса, однако это не значит, что данное оборудование действительно востребовано рынком и не является кратковременным ажиотажем. По мнению руководителей лизинговых компаний, бизнес должен повышать свою квалификацию в части правильного прогнозирования своей инвестиционной деятельности. Ведь то, что сейчас происходит в секторе строительства, когда каждая компания устанавливает собственные линии по производству строительных материалов, может быстро привести к насыщению этого рынка и в результате к финансовым убыткам.

Региональное развитие лизинга

Для любого бизнесмена очевидно, что заниматься бизнесом легче всего в динамично развивающихся городах. Такие условия предоставляют основные бизнес-центры Казахстана – Алматы и Астана. Доля лизинговых операций в Алматы выросла с 34% в 2004 году до 37% в 2006-м, а в Астане сохранилась на прежнем уровне – в пределах 10%. В Алматы наибольшая доля лизинговых операций приходится на «Альянс Лизинг», «Халык Лизинг» и «АТФ Лизинг» (см. график 3). Совокупная доля трех компаний составляет 59% лизингового рынка.

В общем объеме инвестиций в основные фонды в городе Алматы доля лизинга составляет более 5%, что является самым высоким показателем среди всех регионов.

В Астане лидируют компании «Бипек Лизинг», «Центр Лизинг» и «БТА ORIX Лизинг», их общая доля составляет 76% от всех лизинговых операций. Доля лизинга от всех инвестиций в столицу составляет 1,5%.

Богатый углеводородами Западный регион, включающий Актюбинскую, Атыраускую, Мангистаускую и Западно-Казахстанскую области, имеет устойчивую динамику развития. За два года его доля выросла с 10 до 23% в 2006 году. Наиболее активными здесь оказались компании «Райффайзен Лизинг Казахстан», «Вираж Лизинг» и «БТА ORIX Лизинг», их доля рынка составляет 67%. Несмотря на высокий объем инвестиций в этот регион, лизинговые операции здесь составляют лишь 1% от общего лизингового портфеля.

В промышленном Северо-Восточном регионе, в который входят Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская области, вследствие усиливающейся активности в других регионах Казахстана произошло снижение доли лизинговых операций с 40% в 2004 году до 21% в 2006-м. Лидерами рынка с общим портфелем в 89% являются «Каз?АгроФинанс», «Центр Лизинг» и «БТА ORIX Лизинг». В этом регионе доля лизинга в общих инвестициях в основные фонды выше среднего показателя по Казахстану и составляет 2,6%.

Южный сельскохозяйственный регион (Южно-Казахстанская, Жамбылская, Кызылординская и Алматинская области) увеличил свою долю лизингового портфеля с 7% в 2004 году до 16% в 2006-м. Хозяевами положения здесь являются компании «Вираж Лизинг», «КазАгроФинанс» и «БТА ORIX Лизинг», совокупная доля рынка которых составляет 67,2%. Уровень инвестиций, осуществленный посредством лизинга, составляет 1,7% от общего объема инвестиций в этот регион.

Потенциал развития лизингового рынка в Казахстане еще достаточно велик. Даже в Алматы, в регионе с самым высоким удельным весом лизинговых инвестиций (5%), рынок в состоянии вырасти в несколько раз в ближайшие 2–3 года. Однако те лизинговые компании, которые ставят своей целью расширение бизнеса по всему Казахстану, поступают, на наш взгляд, дальновидно. Они нарабатывают связи и увеличивают узнаваемость своей компании, а согласно международному опыту доля обратившихся повторно и пришедших по рекомендации составляет больше половины привлеченных клиентов.

Методика составления рейтинга

Для оценки объема и темпов роста рынка лизинга, а также для построения рейтингов лизинговых компаний были использованы показатели, которые наиболее соответствуют сложившейся практике этого рынка.

Показатель объема нового бизнеса включает в себя все заключенные в течение года договоры лизинга, в том числе непрофинансированные, хотя, как показывает опыт некоторых компаний, заключение договора не всегда является гарантией его финансирования.

Показатель объема профинансированных средств – объем средств, профинансированных лизинговой компанией по договорам лизинга без учета авансов лизингополучателей.

Показатель объема текущих сделок отражает общий объем лизинговых сделок за минусом завершенных на определенную дату. Данный показатель свидетельствует о наличии успешной истории лизинговых компаний и всего рынка.

Наконец, показатель объема лизинговых платежей, полученных лизинговыми компаниями в течение года, объединяет в себе все названные выше показатели. Этот консервативный показатель, пожалуй, наиболее надежен для оценки реального качества и объема рынка, поскольку отражает как наличие успешной истории лизинговых компаний, так и ее доходы в настоящее время.

В данном исследовании рейтинг лизинговых компаний будет выстраиваться по 4 показателям: объему текущих сделок, объему лизинговых платежей, объему профинансированных средств и объему нового бизнеса.

[inc pk='408' service='table'][inc pk='409' service='table'][inc pk='410' service='table'][inc pk='411' service='table'][inc pk='412' service='table']
Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?