Все будет Tip-Top

АО «Шымкентпиво» приобрело контрольный пакет акций крупнейшего производителя соков в Узбекистане. Это позволит компании стать серьезным игроком на региональном рынке прохладительных напитков

Все будет Tip-Top

ТОО «Шымкентпиво», основным активом которого до последнего времени являлся Шымкентский пивоваренный завод, за 3,5 млн долларов приобрело 50% ОАО Marvel Juice Co. Сделка осуществлена в два этапа. В июле был приобретен 42,27-процентный пакет на сумму около 3 млн долларов, а осенью пивная компания докупила остальную часть акций, доведя свою долю до 50%. На момент закрытия сделки крупным держателем осталась швейцарская Frewar Investments LTD (49,9%), узбекская сторона факт своего присутствия формально обозначила в лице компании «Узмевасабзавотузумсаноатхолдинг» (0,1%). В ближайшее время казахстанская компания намерена инвестировать в техническое оснащение и закуп сырья еще 2,5 млн долларов.

«Шымкентпиво», приобретая узбекское предприятие, исходило из следующих предпосылок: относительная дешевизна активов, технологические преимущества Marvel Juice Co., перспективы роста рынка соков в Узбекистане, стремление быть поближе к ресурсной базе (фрукты и овощи). В своих комментариях менеджмент казахстанской компании, признавая наличие остальных факторов, основной упор делает на технологических преимуществах узбекских предприятий. По их мнению, 2,5 млн долларов должны решить все имеющиеся на предприятиях технические проблемы.

Гонка с «Лебедянским»

Наиболее крупным и мощным брендом компании Marvel Juice Co. является Tip-Top Juice: в 2005 году объемы продаж соков под этим названием превысили 6 млн литров. Но эффективной маркетинговую политику Marvel Juice Co. назвать нельзя – доля рынка Tip-Top Juice с 43% в 2004 году снизилась до 27% в 2005-м, тогда основной конкурент «Фруктовый сад» (бренд российской компании «Лебедянский») за этот же период «прибавил в весе» с 5 до 26%. Сама компания «Лебедянский» присутствует на узбекском рынке на франчайзинговой основе, передав права на продажу своих товаров и услуг компании-франчайзи «Интерсок».

Менеджмент «Шымкентпиво» рассчитывает увеличить долю продаж на узбекском рынке с 6 млн до 10 млн литров в год в краткосрочной перспективе, в том числе за счет возобновления выпуска соков в упаковке 250 мл. По оптимистичным прогнозам, это позволит увеличить долю компании на рынке с 27 до 32% до конца 2007 года с учетом того, что в этот же период рынок потребления соков в Узбекистане вырастет почти на 50%.

Впрочем, приведенные расчеты являются грубыми и напрямую зависят от многих факторов, влияющих на ежегодный прирост (к примеру, от зрелости рынка). Во-первых, поставщиком апельсинового концентрата для Marvel Juice является Израиль и, соответственно, напряженность на Ближнем Востоке, возможно, повлияет на стабильность поставок. Во-вторых, жесткая политика со стороны узбекского правительства по наличным расчетам между юридическими лицами затрудняет процесс дистрибуции.

Менеджмент «Шымкентпиво» полагается на маркетинговые исследования узбекского рынка местных экспертов, считающих узбекский рынок весьма перспективным. Как утверждают в казахстанской компании, «по качеству соки Tip-Top лучше тех, которые выпускают другие производители, в том числе и «Лебедянский». При этом главную причину высокого качества продукции видят в том, что на Marvel Juice используют выращиваемые в Узбекистане фрукты. По мнению заводских экспертов, в них нет так называемого технического привкуса, тогда как многим другим игрокам на узбекском рынке приходится использовать концентраты. Единственное, чего реально не хватает, утверждают в «Шымкентпиво», так это привлекательной упаковки. Уверенность роста на узбекском рынке зиждется еще и на другом факторе: в технологическом плане Marvel Juice особая компания, где весь цикл от узбекских садов и до производства готовой продукции хорошо налажен.

Everyday планирует наступление

Казахстанская компания не собирается отдавать на откуп свою долю на казахстанском пивном рынке. Покупка Marvel Juice Co. – еще один шаг к тому, чтобы на базе ТОО создать многопрофильный холдинг. В «Шымкентпиво» заявляют, что их вхождение на узбекский рынок есть «долгосрочная стратегия по диверсификации бизнеса».

Правда, одним лишь узбекским рынком компания не ограничится. Есть планы по расширению своего присутствия в Казахстане и Киргизии. Что касается присутствия на казахстанском рынке соков и напитков, то Marvel Juice уже начала экспортировать соки Tip-Top в Казахстан. Кроме этого, готова рецептура и технические условия для производства соков под новым брендом Everyday Juice. Эти соки будут находиться в среднем ценовом сегменте и продаваться по заводской отпускной цене 120 тенге за литр. В этом сегменте на казахстанском рынке ощущается недостаток качественной натуральной продукции, что подтверждает директор по маркетингу компании RG Brands Анар Джамбуршина: «Сегменты средний и ниже среднего остаются самыми интересными с точки зрения перспектив на отечественном рынке соков». До конца следующего года Marvel Juice планирует выйти на уровень экспорта в Казахстан 4 млн литров соков. По различным оценкам, в 2007 году объем рынков соков в Казахстане составит 330–350 млн литров. А это означает, что даже при благоприятном развитии событий Marvel Juice сможет занять не более 1–1,5% доли рынков. Поэтому бизнесу таких компаний, как «Раимбек боттлерс» (Juicy, Palma) и RG Brands (Gracio, «Да-Да», «Нектар Солнечный»), занимающих на двоих более 55% рынка, новый игрок сокового рынка серьезной конкуренции составить не сможет.

Менеджмент «Шымкентпиво» считает, что у компании достаточно эффективных маркетинговых инструментов на казахстанском рынке. В структуре системы сбыта – развитая сеть дилеров. По мнению экспертов компании, соки Everyday Juice на первом этапе будут реализовываться по уже имеющимся каналам в 5000 небольших кафе и ресторанах. Тогда нет необходимости тратить деньги на продвинутую упаковку, ибо специфика обслуживания клиентов предполагает соки в розлив. На втором этапе предусматривается активная маркетинговая работа в регионах Казахстана. У казахстанской компании широкая сеть магазинов и торговых точек, где уже имеется все необходимое для хранения соков оборудование.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?