Ледоколы на прикол?

Результаты глобального потепления в первую очередь сказываются на арктических регионах, где благодаря этому уже сегодня открываются новые возможности для развития ряда традиционных секторов экономики

Ледоколы на прикол?

Климат Земли меняется, и меняется в сторону потепления. Хотя климатические изменения затрагивают в той или иной степени все части нашей планеты, наиболее заметны они в полярных областях, и в первую очередь в Арктике. Так, по данным американских исследователей, если средние температуры в приповерхностном слое по северному полушарию увеличивались в среднем на 0,06оС в декаду, в арктическом регионе эта величина составляет 0,09 оС.

Повышение температуры воздуха ведет к уменьшению площади морского льда и снежного покрова арктических районов, а также к сокращению площади распространения вечной мерзлоты и материкового оледенения. В 2006 году данные наблюдений за состоянием морского льда в приполярных регионах показали: к концу теплого периода его было на 15% меньше, чем в 1979 году. В Гренландии, где ледниковый покров достигает толщины 3,5 км, в течение 1993–2003 годов высота поверхности ледника снижалась на 5 см ежегодно. Южная граница вечной мерзлоты сдвинется, по прогнозам климатологов, на несколько сотен километров к северу, а нижняя граница ее приповерхностного активного слоя – слоя, который успевает ежегодно оттаивать, – с каждым годом будет уходить все глубже.

Все эти изменения не могут не сказаться на характере экономической деятельности, осуществляемой в арктических регионах. По мнению большинства аналитиков, несмотря на некоторые отрицательные моменты, в целом ее интенсивность и объемы будут нарастать.

Полярный круг проходит по территориям восьми государств: Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, Исландии, Канады, России и США. Сегодня экономики заполярных регионов производят ежегодно продукции на 230 млрд долларов, в основном в виде тех или иных натуральных ресурсов. Внутри полярного круга постоянно проживает от 4 до 6 млн человек; подавляющее большинство – в городах и поселках городского типа. Тремя наиболее важными секторами арктической экономики являются разведка и добыча нефти и газа, добыча минеральных полезных ископаемых и морское рыболовство. Кроме того, значительное развитие получили такие отрасли, как заготовка и переработка древесины и сельское хозяйство. Важное место занимает и обеспечение бесперебойного и безопасного функционирования глобальных и региональных грузопотоков.

Три кита арктической экономики: нефть, рыба, металлы

Наиболее заметные изменения, по мнению специалистов, претерпит нефтегазовая отрасль. В недрах Арктики скрывается, по оценкам Геологической инспекции США, до четверти мировых запасов углеводородного сырья. Изменение климата затронет все стадии производственного цикла нефтегазовой индустрии, представленные в настоящее время в Арктике: разведку, добычу и транспортировку. Уменьшение площади морского льда окажет положительное влияние на морские геолого-разведочные операции, но одновременно приведет к сокращению зимних сейсмических работ, которые в настоящий момент ведутся с поверхности льда. Кроме того, более позднее наступление холодов сократит срок использования дорог, прокладываемых ежегодно по ледовому и снежному покровам.

Сокращение размеров ледовых полей, а также общей толщины льда позволит строить более экономичные морские нефетедобывающие платформы. В то же время из-за поднятия уровня моря и роста количества штормов возрастет уровень береговой эрозии, что потребует выделения значительных средств на защиту береговых сооружений: портов, нефтегазовых терминалов и поселков. А увеличение глубины активного слоя вечной мерзлоты приведет к необходимости новых технических решений по противодействию влияния этого природного явления на промышленную инфраструктуру.

Сокращение сроков покрытия льдом морей и рек позволит удешевить транспортировку углеводородного сырья морским транспортом за счет активного использования северо-западного (вдоль американского побережья) и северного (вдоль побережья Евразии) морских путей. Среди других преимуществ добычи углеводородного сырья в высоких широтах специалисты также называют невысокую плотность населения и политическую стабильность. Но из-за таяния вечной мерзлоты возрастут расходы на поддержание системы наземных трубопроводов. Даже с увеличением температуры воздуха Арктика еще долго останется одним из самых негостеприимных к человеку ландшафтов нашей планеты. Сегодня капитальные затраты на добычу одного барреля нефти в Арктике в пять раз выше, чем в Мексиканском заливе, и глобальное потепление в обозримом будущем не намного снизит это соотношение.

Арктические залежи минеральных природных ресурсов включают в себя самые разнообразные наименования. В России за Полярным кругом добывают никель, медь, олово, платину, золото, драгоценные камни и уголь. Канада разрабатывает на Юконе и северо-западных территориях свинец, цинк, медь, золото и драгоценные камни. На Аляске добывают свинец и цинк. По прогнозам экономистов, потепление приведет к значительному росту этого сектора экономики, главным образом, за счет улучшения условий транспортировки добытого сырья. Уже сейчас свыше 60 геолого-разведочных фирм, включая подразделения такого гиганта, как De Beers, проводят активные изыскательные работы за Полярным кругом. В то же время ожидается увеличение расходов на создание и поддержание промышленной инфраструктуры, включая дороги и здания, из-за интенсивного таяния вечной мерзлоты.

Арктические моря являются одними из самых старых и продуктивных районов коммерческого рыбного промысла. Индустрия добычи и переработки морепродуктов играет важную роль как в экономиках каждой из восьми приполярных стран, так и в мировой экономике в целом. Кроме того, в некоторых районах важную экономическую роль играет и добыча пресноводной рыбы.

Влияние потепления на рыболовство не столь однозначно, как на две предыдущие отрасли. Изменения температуры поверхностного слоя воды, ее солености, а также направления и интенсивности морских течений приведет к тому, что популяция некоторых видов промысловых рыб увеличится, в то время как других – сократится. А изменения в маршрутах миграции может привести к изменению расстояний до мест добычи, появлению новых ареалов рыболовного промысла и сокращению или полному исчезновению старых, а в итоге – к необходимости перенесения в новые места рыбообрабатывающих предприятий. Увеличение же количества штормов и степени обледенения судов, по мнению некоторых специалистов, способно увеличить уровень риска рыболовецкого промысла и уменьшить уловы.

Лес, олени, огурцы. Последние – пока только в теплицах

В шести из восьми приполярных стран заметную роль в их экономической жизни играет лесная промышленность, а сельское хозяйство в той или иной степени поддерживает местные региональные экономики всех восьми. В Северной Америке полярный агробизнес направлен, главным образом, на снабжение местного населения свежими овощами в течение короткого лета. В Северной Европе и России наряду с огородничеством представлены и посевы зерновых, а также разведение крупного рогатого скота. Вместе с оленеводством эти секторы сельского хозяйства позволяют поддерживать традиционный уклад жизни коренных народов Севера и служат источником доходов.

Потепление климата приведет в целом к возрастанию продуктивности лесонасаждений, но только при условии достаточного увлажнения. Более частые пожары и нашествия вредителей также могут привести к снижению доходности этой индустрии, так как потребуются значительные вложения в гидромелиоративные, противопожарные и санитарные мероприятия. Сельское хозяйство получит дополнительный толчок к развитию благодаря увеличению вегетационного сезона. Сегодня его протяженность, например, в Гренландии, составляет 120 дней, но уже в самом ближайшем будущем, по прогнозам климатологов, она увеличится на две недели и сравняется с вегетационным периодом в Альпах на высоте 1500 м над уровнем моря. Это в сочетании с «вечным днем» даст значительную прибавку в производительности. Кроме того, увеличится и ассортимент сельскохозяйственных культур, которые можно выращивать за Полярным кругом.

К полюсу – вплавь!

Транспортировка грузов через Арктику, наряду с нефтегазодобывающей отраслью, окажется в наибольшем выигрыше от глобального потепления. Уже сегодня специалисты отмечают увеличение срока летней навигации как на Северном морском пути, так и в проливах северо-восточного арктического прохода, соединяющего Северную Атлантику с Тихим океаном. Согласно прогнозам, уже к 2015 году Северный полюс будет судоходен в течение шести месяцев, а к 2050–2070 годам через него будет возможна круглогодичная навигация. Во всех климатических моделях будущего Арктики Северный морской путь (СМП) будет свободен ото льда в сентябре. Кроме того, уменьшение (как результат таяния) пропорции многолетнего пакового льда вдоль трассы СМП приведет к преобладанию там молодого однолетнего льда в течение остальных времен года, что значительно уменьшит потребность в ледокольных работах. С открытием северо-западных арктических проходов танкеру с российской нефтью потребуется всего неделя, чтобы достигнуть восточного побережья Канады и США. Это в два раза быстрее, чем путь из порта Абу-Даби в Персидском заливе в порт Галвестон, Техас. Танкеры с венесуэльской нефтью, направляющиеся в Японию и Китай, смогут сократить свой путь на 7500 морских миль, если они будут плыть через Северный полюс. 

Профессор Оле Йоханссен, директор норвежского Нансен-центра (Nansen Environmental and Remote Sensing Center), так суммировал имеющиеся на сегодня прогнозы вероятных путей развития экономики Арктики под влиянием изменения климата: «В целом влияние глобального потепления (на регион), скорее, негативное. Но в то же время его воздействие на региональную нефтегазовую индустрию, наряду с рядом других индустрий, будет иметь в долгосрочной перспективе положительный эффект, прежде всего потому, что, как показывают наши расчеты, уже к концу этого века Северный Ледовитый океан будет свободен ото льда в течение летних месяцев».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее