Вспомнили о рейтинге

Национальное рейтинговое агентство Казахстана должно быть независимым от государства, эмитентов и инвесторов. Только в этом случае оно станет конкурентоспособным на рынке

Вспомнили о рейтинге

В первом квартале 2007 года в Казахстане может быть создано национальное рейтинговое агентство (НРА). Необходимость его появления связана с двумя факторами. Во-первых, с новой концепцией оценки рисков ценных бумаг, согласно которой для минимизации риска инвестирования необходимо перейти к рейтинговой оценке инструментов. Во-вторых, с раскруткой торговой площадки РФЦА, которая ориентирована в первую очередь на эмитентов средней капитализации. Так как крупные отечественные компании предпочитают фондироваться на международных рынках капитала и поэтому рейтингуются у международных агентств, слабо охваченным остается пласт компаний с годовым оборотом в 10–20 млн долларов. Не сказать, что такие компании не интересуют международные агентства. Интересуют. Тот же Standard&Poor’s присваивает в Казахстане кредитные рейтинги по национальной шкале. Однако желающих получить оценку мировых агентств не так много. Сказываются высокие тарифы: первоначальный рейтинг стоит порядка 50 тыс. долларов, еще 20 тыс. – подтверждение рейтинга. И, кроме того, слишком высоки требования к компаниям для получения международных рейтингов. Мировые агентства оценивают соответствие национальных компаний международным стандартам, в то время как на местных рынках есть организации, которые не попадают под эти стандарты, но достаточно крепко стоят на ногах.

Обеспечить качество оценки

Участники финансового рынка одобряют идею создания НРА, однако, по их мнению, проект будет иметь смысл лишь тогда, когда будет обеспечена объективность присвоения рейтинговой оценки. Именно от доверия рынка будет зависеть судьба новой инфраструктуры, а это доверие во многом будет определяться составом учредителей НРА.

Так как создание рейтингового агентства процесс довольно затратный – по оценкам специалистов, он может стоить от 1 млн долларов – планируется, что первоначально в проект вложит средства государство с обязательным привлечением международных финансовых институтов, а затем, когда проект состоится, доля государства будет продана частным инвесторам.

Но, учитывая узость отечественного финансового рынка, найти неаффилированных к тем или иным компаниям лиц будет практически невозможно. «На рынке должна существовать дифференциация компаний по критерию: хорошая – плохая. Государство в лице АФН не в состоянии осуществлять такую работу, для этих целей нужна независимая профессиональная оценка. Национальное агентство не должно зависеть от государства, эмитентов и инвесторов. Понятно, что абсолютно независимое от рынка агентство создать невозможно, поэтому главным показателем деятельности национального агентства должна стать профессиональная оценка, которой будет доверять весь рынок», – считает председатель совета директоров компании «Сентрас Секьюритис» Ельдар Абдразаков. Что касается участия в создании агентства широкого круга акционеров, например банков и пенсионных фондов, то, по мнению г-на Абдразакова, множественность акционеров станет тормозом в деятельности агентства. «Для частных инвесторов проект должен быть самоокупаемым, поэтому за его реализацию должны взяться не лоббисты, а профессионалы, которые смогут его раскрутить, – считает он. – На мой взгляд, банки, как крупнейшие участники финансового рынка, не должны участвовать в реализации проекта, чтобы не влиять на этот бизнес».

Оптимальным является вариант, когда стратегическими акционерами станут одно или несколько юридических лиц, сделавшие этот бизнес единственным и отвечающие за его качество личными деньгами и репутацией.

Найти клиентов

Чтобы частные компании стали акционерами НРА, они должны видеть в нем прежде всего коммерческую перспективу, а этого можно добиться за счет большого числа клиентов. Захотят ли эмитенты иметь национальный рейтинг, когда можно получить рейтинг в соответствующих зарубежных агентствах,  который признается РФЦА? Перспективный прогноз предполагает, что «ожидаемая капитализация торговой площадки РФЦА к 2010 году составит около 12 млрд долларов, количество казахстанских эмитентов почти удвоится, составив примерно 130 компаний, а количество иностранных эмитентов возрастет до 70». Но как показывает мировая практика, чтобы окупить затраты и планируемые уровни расценок, необходимо участие не менее 300 компаний-клиентов. Поэтому практически все участники рынка сходятся во мнении, что государство должно использовать административный ресурс, дабы заставить компании пользоваться национальным рейтингом.

По словам президента АО «Казкоммерц Инвест» Жамили Сарсенбаевой, критическую массу клиентов можно набрать за счет широкой раскрутки в СМИ, тщательного подбора кадров, привлекая на первых порах даже специалистов из первой тройки мировых рейтинговых агентств, а также демпинга по ценам. В региональном масштабе с учетом такой стратегии НРА вполне по силам конкурировать с признанными мировыми лидерами.

Но независимо от того, кто в итоге станет собственником НРА, глобальное значение для его деятельности будет играть человеческий фактор – профессионализм и принципиальность исполнителей. Дефицит финансовых аналитиков – давняя проблема отечественного рынка, поэтому НРА придется вкладывать большие деньги в обучение кадров, которое займет определенное время.

Вполне возможно, что период создания НРА затянется на полгода, а до начала его реальной деятельности пройдет еще столько же времени. И агентство начнет свою работу как раз к запланированному на 2008 год активному вхождению на РФЦА эмитентов. Хотя создавать такое агентство нужно было параллельно с РФЦА, чтобы обкатать методику и команду.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности