Не адекватно реальности

Редакционная статья

Не адекватно реальности

Создание системы местного самоуправления, как правило, результат договора трех сил: региональной элиты, бизнеса и населения. Уберите прямые выборы, и из этого договора выпадет население. Наверное, любая форма назначения была бы и более простой, и более дешевой, но на самом деле это невыгодно. Нам как раз необходим этот договор с населением, а иного механизма такого договора, кроме выборов, у нас нет.

Исходя из опыта соседней России можно сказать, что эта система договора работает, разумеется, небезупречно – часто руководителями исполнительной власти оказываются люди неспособные. Более того, мандат населения обеспечивает органам местного самоуправления относительную независимость как от региональной власти, так и от местного бизнеса. И часто это приводит к конфликту между местной властью и властью региональной, а также местной властью и крупнейшими предприятиями. Однако, в отличие от замкнутой системы назначения или избрания только по мандату элиты, это живая система, ориентированная на естественное развитие. Это те самые два разных типа власти. Один ориентирован на умение исполнять, другой – на умение договариваться и содействовать. Первый ведет к концентрации мощи за счет развития, второй – к более широким возможностям развития.

И наконец, отсутствие реальных механизмов МСУ ведет к отчуждению населения от власти. Что в Казахстане наблюдается повсеместно. Население, по сути, не имеет последнего реального механизма влияния на формирование власти, а власть становится отдельным от общества замкнутым и самодостаточным явлением. Собственно, к сожалению, именно это отчуждение – одна из наиболее последовательно проводимых линий действующей сейчас стратегии политического развития. В основе этой линии – системное недоверие власти к гражданам, представление о их неспособности к осмысленному выбору и какому-либо самоуправлению.

Сама по себе эта политика во многом опирается на поддержку населения. Люди, уставшие от бурных 90-х, разочарованные в том числе и в себе, и в своих способностях участвовать в политической жизни, с удовольствием делегировали часть своих политических прав власти. Общее настроение самого конца 90-х годов вполне отражала формула своеобразного общественного договора: «Делайте что хотите, только нас не трогайте». И, в общем, на каком-то этапе эта линия была вполне продуктивна. Граждане занимались обустройством своей жизни, власть – обустройством государства.

Однако одно дело – делегировать часть политических прав, связанных в первую очередь с большой государственной политикой (пространством общего), и совсем другое – полностью оказаться выдавленным из политической жизни, потеряв вообще какое-либо влияние на формирование власти. К тому же последние годы граждане нашей страны не проспали летаргическим сном. Отказавшись от «большой политики», многие занялись политикой малой – обустройством своего жизненного пространства. И это привело к резко возросшей ответственности за ситуацию в месте проживания. Об этом свидетельствуют и данные социологов, которые все последние годы отмечают очевидный рост интереса граждан к местной власти.

В данной ситуации отношение к населению страны как к малым детям, которых следует оберегать от любых ответственных решений, уже неадекватно реальности. А потому любые действия в этом направлении уже не будут ни в какой мере продуктивными.