Путевка в кредит

Каждый заемщик вправе создать хорошую кредитную историю и получить лучшие условия кредитования, считает генеральный директор Первого кредитного бюро (ПКБ) Анвар Ахмедов.

Путевка в кредит

– Кредитное бюро начало действовать только с нынешнего года, а потребительское кредитование развивается последние пять. Значит ли это, что до сих пор информация о заемщиках нигде не накапливалась?

– Вопрос о создании кредитного бюро особенно остро встал в связи с развитием розничного кредитования и малого и среднего бизнеса. Но вначале нужно было подвести законодательную базу, так как кредитное бюро, как и любое финансовое учреждение, должно работать в правовом поле. Но существовал и существует до сих пор кредитный регистр, куда передаются отчеты с определенными ограничениями: только для регуляторных и контрольных функций. Банки могли обратиться в этот регистр и получить информацию о заемщиках. В принципе, это была прелюдия к созданию кредитного бюро. Но эта информация не передавалась в ПКБ, где база данных формируется только на основе согласия заемщика. И у каждого человека есть право обратиться к нам и узнать, кто, когда и какую именно информацию о нем передал в ПКБ.

– Насколько активно банки готовы делиться информацией о своих заемщиках? В списке банков, которые активно сотрудничают с ПКБ, всего 25 банков, а их у нас – 34.

– К сожалению, пока не все банки обеспечили передачу данных и находят массу причин для объяснений. Определять, насколько это противоречит действующему законодательству, должны соответствующие госорганы. Мы же со своей стороны создали все необходимые условия, позволяющие банкам выполнить соответствующие требования. Мы будем использовать все имеющиеся механизмы, вплоть до выставления штрафных санкций для обеспечения загрузки данных всеми банками. И начнем это делать в ближайшее время. Сам заемщик также может потребовать у своего кредитора, чтобы вся информация по их взаимоотношениям передавалась в кредитное бюро. Получив согласие на передачу сведений в базу данных ПКБ, кредитор обязан это сделать. Это вопрос отношения банка к своему клиенту, потому что именно в интересах последнего накопление сведений о погашении кредита и создание его кредитной истории. Если кредитная организация не готова делиться информацией, значит, она не может получить доступ к нашим услугам. Причем это не одноразовая акция, банк должен постоянно обновлять базу данных. Это основной принцип работы кредитного бюро.

– Как нам стало известно, между акционерами и ПКБ в последнее время наметились какие-то трения. Так ли это?

– Прежде чем ответить на такой, честно говоря, неожиданный вопрос, позвольте сказать вот о чем. В сентябре этого года был опубликован рейтинг Всемирного банка для 175 государств мира по простоте ведения бизнеса, где Казахстан с 82-й позиции переместился на 62-ю. Причем эксперты особо отметили вклад именно ПКБ в данном прогрессе. Для нас очевидным является тот факт, что это было достигнуто именно благодаря пониманию и поддержке деятельности ПКБ со стороны его учредителей, а также таких организаций, как Национальный банк, АФН, АФК, и, конечно, других банков, которые в полной мере пользуются нашими услугами, значительно улучшая взаимоотношения со своими клиентами. Ежеминутно обрабатывается около двух заявок, а общее количество кредитных историй составляет около 900 тыс. К нам уже обращаются за помощью и консультациями относительно того, как выстроить подобную систему, и из других стран: Египта, Таджикистана, стран Персидского залива, Турции, а также наши коллеги из России и Украины. Ни в одной стране мира единая система по оценке кредитоспособности не была создана за период меньший чем 3–5 лет. В Казахстане мы сделали это менее чем за 2 года. В организации нашей деятельности принимают участие сотни людей, и вполне естественно, что у них могут существовать диаметрально противоположные точки зрения и оценки работы ПКБ. В таких случаях мы руководствуемся мнением большинства, внимательно следим, насколько оно было правильным, и всегда можем быстро перестроиться, если практика покажет его ошибочность. Это нормальный процесс. Без такого подхода нам не удалось бы создать ту систему, которую мы имеем.

– Как вы относитесь к идее создания еще одного КБ?

– Законом количество кредитных бюро не ограничено. Конкуренция – это всегда хорошо, в первую очередь для клиентов, да и для рынка в целом. Открыть кредитное бюро может любое физическое или юридическое лицо. Правда, здесь недостаточно одного желания. Эта деятельность строго лицензируема и является довольно дорогим бизнесом. А поскольку по закону все банки должны отправлять информацию во все бюро, сколько бы их ни было, то и участники, и регуляторы рынка уделяют самое пристальное внимание деятельности любого кредитного бюро. Ведь мы имеем дело с частной информацией, и очень важен вопрос, насколько законными путями она собирается. Это всего лишь маленькая деталь такого вида деятельности. А их, поверьте, огромное множество.

Интервью взяла Светлана Грибанова

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики