Мотивации для оптового рынка

Объем централизованных торгов электроэнергией в Казахстане приобретает все большую популярность. Однако, отмечают участники оптового рынка электроэнергии, бирже необходимо наращивать ликвидность путем привлечения на рынок предложения новых игроков

Мотивации для оптового рынка

Оптовый рынок электроэнергии, как известно, делится на два сегмента. Первый и основной – это нецентрализованный рынок, работающий по схеме двусторонних контрактов между продавцом и покупателем. Второй сегмент – это централизованная торговля на основе виртуальной биржи, управляемой АО «Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности» (КОРЭМ).

Сегодня на оптовом рынке заключаются контракты на основной объем свободной электроэнергии. По оценкам участников рынка, система оптовых продаж в республике достаточно либеральна, поскольку позволяет участвовать в ней покупателям различного статуса. Это могут быть субъекты, покупающие электрическую энергию на собственное потребление или же покупающие для последующей перепродажи как на оптовом, так и на розничном рынках. Даже самые мелкие потребители имеют возможность объединяться и самостоятельно выходить на оптовый рынок и осуществлять закупку напрямую у производителей, учитывая, что минимальный объем оптовых закупок составляет 1 МВт.

Участники оптового рынка в качестве желаемой тенденции его развития видят увеличение доли долгосрочных контрактов. По словам генерального директора AES «Нурэнергосервис» Джона Вудхама: «AES все еще продает большинство электроэнергии по контрактам на год или менее. Эта ситуация – не самая лучшая, потому что очень усложняет принятие решений об инвестициях. В этом году мы подписали контракты на 3, 5 и 10 лет, чтобы снизить риск при торговле электроэнергией. Наша стратегия продаж заключается в том, чтобы иметь несколько сделок на разные сроки, что позволит нам управлять денежными потоками».

Долгосрочные и среднесрочные контракты могут заключаться и на торговой площадке КОРЭМ, в данном случае играющей роль информационного посредника спроса и предложения. Если, скажем, децентрализованный рынок строится на давних партнерских отношениях производителя и потребителя, то инструмент централизованной торговли посредством электронной базы торговой площадки может быть эффективен в поиске новых клиентов. Роль КОРЭМ в этих торгах заключается в том, чтобы после выбора покупателем продавца и объема закупаемой электроэнергии на электронных торгах уведомить стороны о заключенной сделке. Юридическое оформление сделки стороны осуществляют при двустороннем контакте.

В то же время централизованный рынок при наличии такой автоматизированной системы торговли и учета становится незаменим в регулировании отношений в рамках краткосрочных контрактов и особенно в спотовых (за день вперед) и, по идее, балансирующих торгах (в режиме реального времени). Автоматизированные спот-торги происходят также посредством интернета, где покупатель является ежедневным участником электронных торгов. Спот-рынок, или так называемый наличный резерв электроэнергии, используется потребителями для покрытия текущего дефицита электроэнергии, возникающего в случае превышения базового объема потребления. В таких торгах КОРЭМ не только фиксирует куплю-продажу, но и уведомляет о сделке финансового оператора (этим оператором на оптовом рынке является Банк ТуранАлем) для осуществления расчета. Без транзитного счета в банке-операторе и без наличия средств на счете сделка не может быть заключена.

О том, как развивается централизованный оптовый рынок, «Эксперту Казахстан» рассказал президент АО «КОРЭМ» Суиншилик Тиесов.

– Суиншилик Амирхамзиевич, какова мотивация для развития спот-рынка?

– Достаточно простая. У потребителя существует так называемый суточный график покрытия электроэнергии. Этот график можно разбить на несколько частей. Первая базовая часть графика, составляющая, скажем, 90%, регулируется двусторонним контрактом, заключенным на децентрализованном рынке. Потребитель заведомо знает, что бы ни случилось, оговоренный суточный объем электроэнергии он получит. Но в любом производстве существуют производственные затраты переменного характера. Избыточную электроэнергию, понятно, нельзя складировать и хранить, но этот объем непрогнозируемой потребности, например, 8% от сетевого графика покрытия, можно закупать или продавать ежесуточно, то есть на спот-рынке. Это первая мотивация.

Вторая заключается в том, что ценовая конъюнктура рынка электроэнергии постоянно меняется и носит сезонный характер. В период обостренного спроса электричество, допустим, стоит 2,5 тенге за киловатт, но в летний период ее можно покупать за 1,5 тенге. Это выгодно, и участники рынка начинают думать, надо ли 90% сетевого графика покрывать объемами двухстороннего контракта.

– А где еще 2%?

– 1–2% остаются на балансирующий рынок. Это связано с оперативными отклонениями от графика, который надо балансировать.

– Какие существуют тенденции на централизованном оптовом рынке?

– Главная – все больше участников рынка приходят на нашу торговую площадку. В 2003 году, когда торги пытались поставить на промышленную основу, было наторговано всего 41 млн кВт/ч, в 2004-м объем торгов составил 1млрд, в 2005-м – 3,6 млрд, к концу текущего года мы приблизились к 4,5 млрд кВт/ч. Возможно, у нас не так сильна конкуренция, учитывая, что реально действует 4–5 постоянных поставщиков. Если мы сейчас приближаемся к годовому потреблению около 70 млрд кВт/ч, то из них примерно 57 млрд – это объем оптового рынка. Остальные киловатты вырабатываются и продаются на региональных рынках.

– Понятно, что есть разница в том, как формируется рыночная цена при наличии десяти игроков на рынке или трех. Для Казахстана важно увеличение количества поставщиков на нашей торговой площадке. Как их увеличить?

– У нас слабо участвуют в торгах региональные станции. Их главная задача – обеспечение теплом. При этом они несут какую-то электрическую мощность, которая не вся востребована в этом регионе и которую можно выгодно продать на общей торговой площадке. Но есть существенные препятствия. Никто толком обоснованно не может разделить затраты станций, которые работают для тепла и электроэнергии. По какой цене электричество этой станции выставлять на торги? В Казахстане, к сожалению, нет нормативной методической базы для правильного разделения затрат. У нас выставляются, например, Петропавловская ТЭЦ-2, Карагандинская ГРЭС, Павлодарская ТЭЦ-1, но они ориентируются больше на рыночную цену, складывающуюся на нашей площадке, то есть для них это индикатор. Но цена даже может оказаться ниже их себестоимости производства киловатта.

Вторым существенным препятствием является транспортный тариф KEGOC. До апреля этого года он напрямую зависел от расстояния. Сейчас ввели так называемые зональные цены, что лучше, но тоже не совсем верно с точки зрения интеграции рынка. Когда затраты на транспортировку у игроков разные и «сидят» в цене, становится невыгодно покупать у производителей дальних регионов.

– Но это проблема не только региональных компаний, но и крупных компаний республиканского статуса...

– На крупные компании, у которых бизнес заключается только в киловатт-часах, или для ГЭС, где вода льется и турбина крутится, эти нюансы с расстояниями сильно не влияют, у них большие объемы. Для ТЭЦ, у которых небольшой объем электричества является попутным товаром, тарифный вопрос стоит остро.

По идее, должен существовать единый тариф доступа в национальную сеть. Это как садишься в трамвай и покупаешь билет, стоимость которого не зависит от расстояния. Когда тариф единый, все станции становятся равно приближенными к нашей торговой площадке, у них есть реальные возможности участия.

Другой вариант расширения рынка – привлечение на нашу площадку зарубежных поставщиков. Если, предположим, субъекты РФ, Киргизии или Таджикистана захотят продать электричество у нас и цена их будет конкурентной нашим ценам, тогда новые предложения получат соответствующую реакцию у наших поставщиков. Проблема – в таможенном режиме. За день вперед не продашь, потому что сначала нужно задекларировать. Я думаю, что требуются определенные изменения в таможенном законодательстве, в сфере организации особенного учета перемещаемой за границу электроэнергии. Нужно делать соответствующий учет, полностью автоматизированный, без вмешательства человека. Почему у нас заторможено движение по балансирующему рынку? Потому что отсутствует нормативно-автоматизированный учет. Невозможно организовать объективный учет электроэнергии внутренних суток.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики