Продолжение следует

Без натуги и дидактики Франсуа Озон поднимает нравственные проблемы, размышляя об отношениях учителя и ученика, о взаимосвязи воображения и реальности, нарратива и императива

Продолжение следует

На экраны кинотеатров вышла новая работа Франсуа Озона «В доме». Пожалуй, это лучшее из того, что я видела за последнее время. И лучшее, что видела из Озона. Талантливая «афера» превратить кино в литературный текст удалась. Это настольное пособие не только для литераторов, но и, конечно, для сценаристов, режиссеров и их продюсеров. Озон не экранизирует текст, а — напротив: переводит кино на язык романа. Прежде всего — это фильм для тех, кто любит читать. Как написано в титрах, фильм снят по пьесе Хуана Майорга «Мальчик с последней парты». Современный испанский драматург известен у нас как автор переведенной на русский язык пьесы «Любовные письма к Сталину» (журнал «Нева» в № 2 за 2011 год), посвященной отношениям между писателем Михаилом Булгаковым и диктатором, между художником и властью. О достоинствах литературного произведения, о его сходстве и различиях с картиной Озона судить не могу, но уверена, что кинотекст сам по себе можно принять за оригинал. Драматург Хуан Майорга считает, что театр должен размышлять и ставить на сцене вопросы, над которыми философия до сих пор не задумывалась и для которых в философском дискурсе еще не нашли слов. Франсуа Озону удалось не только решить средствами кино сформулированную драматургом задачу, но и превратить фильм в повествование, а зрителя — в читателя.

Кажется, фильм начинается самым обычным образом: учитель Жермен (Фабрис Лукини), проверяя сочинения своих учеников на тему «Как я провел выходные», возмущается ограниченностью их словарного запаса и отсутствием фантазии у поедающего пиццу нового поколения варваров, как вдруг наталкивается на выделяющийся из общего ряда рассказ Клода Гарсии (Эрнст Умоер), который очаровывает также и его жену — куратора галереи современного искусства, похожей на секс-шоп, Жанну (Кристин Скотт-Томас) развитостью речи, наблюдательностью и какой-то скрытой изюминкой. В сочинении Клод описывает свое знакомство с семьей среднего класса одноклассника Рафы и дает каждому из ее членов меткую характеристику. Жермен жаждет познакомиться с талантливым учеником ближе, оставляя мальчика после урока. Подросток интригует учителя, решившегося быть его советчиком и наставником в написании истории. Затем Жермен и Жанна становятся не только читателями и соавторами, но и героями сочинения. В какой-то момент зритель начинает ощущать смещение уровней воображаемого и реального, незримую подмену, разглядеть которую по мере увлеченного чтения с продолжением все труднее.

Ученик, пытаясь угадать скрытые влечения учителя, придумывает самые внезапные повороты в истории, но поразить опытного читателя не так-то просто. На критику и требования Жермена придать напряжение и глубину характерам и сюжету Клод отвечает фейерверком фантазии. По совету наставника он пробует буквально все. Здесь зритель встретит детектив, триллер, любовную интригу, эротику, комедию с трагедией и драму. При этом все события сочинения, за исключением одного эпизода, происходят в одном и том же месте, но ровно до того момента, пока оно не расширяется до рамок фильма, география которого более разнообразна. Автор показывает, как, умеючи, из банальных обстоятельств с рядовыми героями можно сделать увлекательную историю, как серые будни наполнить тайной и неповторимостью.

Автор доносит важную мысль о том, что реальность — тоже продукт нашего воображения. А искусство и литература только дают почувствовать это. Поэтому игра в сочинение становится в эпилоге спасительной гаванью не только для ученика, но и для его учителя. И чем неприступнее реальность, тем сильнее сила воображения.

Фильм размышляет не только над глобальной проблемой о взаимосвязи литературы и жизни, автора и читателя. В нем открывается смысловая многослойность, присущая перу настоящего мастера. Тема человеческих взаимоотношений — важнейший из слоев. Помимо мотива потребности в любви, Озон обращается к теме наставничества, помещая в центр ролевую пару учитель–ученик. Верность своему долгу, увлеченность своим делом, готовность пожертвовать многим ради дара ученика — качества, которые проявляются в характере Жермена. На память приходит старый девиз, ныне крепко подзабытый нашим обществом: «учитель — не профессия, а призвание». Сейчас, кажется, не помнят уже и о том, что учитель — это профессия. В стремлении Жермена следовать творческим и нравственным идеалам мы видим победу гуманистического искусства не только над серыми буднями, но и над трагической действительностью.

В фильме опробуются постструктуралистические подходы к тексту — такие, как «смерть автора», соавторство читателя и деконструкция смысла. Благодаря этому становится понятно, что замысел режиссера заключается вовсе не в том, чтобы рассказать о кризисе современной буржуазной семьи и откопать «скелеты в шкафу». Озон выстраивает диалог со зрителем, приглашая его участвовать в создании произведения. Но это не единственная цель. Используя гуманистическую силу искусства, очищающий катарсис, фильм возвращает зрителю надежду на человечность и веру в то, что это еще не конец.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?