От перемены мест слагаемых…

Новый фильм Нэнси Мейерс – рождественская сказка с феминистическим уклоном, смесь слезоточивой мелодрамы и непритязательной комедии

От перемены мест слагаемых…

Главная тема трех фильмов Мейерс – «Чего хотят женщины», «Любовь по правилам и без» и последнего «Отпуск по обмену» – отношения мужчин и женщин в современном западном обществе. В прославившей ее как режиссера знаменитой комедии «Чего хотят женщины» гендерная проблематика рассматривается ненавязчиво и легко, в форме шутки. Ирония и пародия – удачно найденные режиссером способы говорить об актуальном и наболевшем. Но в «Любви по правилам» комедия уступает мелодраме, а тон становится более серьезным. Старый тезис «любви все возрасты покорны» доказывается на современный лад, когда волочение пожилого донжуана за молоденькими девушками выглядит нелепым и смешным, а роман молодого человека и более взрослой дамы наполнен искренними чувствами и романтикой и не выглядит корыстным или извращенным. Но главный месседж и своего рода рецепт счастья: любовные отношения должны быть основаны на равноправии и взаимопонимании, людям одного возраста легче понять друг друга. Нужно принять свой возраст таким, какой он есть, а не гнаться за эфемерным под влиянием моды, привычных стереотипов и условностей. Мейерс верна американскому хеппи-энду: в конечном итоге противоречия в сфере гендерного неравенства, геронтологии и социальной психологии удачно разрешаются в отдельном частном случае, личной истории, рассказанной с экрана. Все счастливы: и герои, и зрители. Кстати, персонажи фильмов Мейерс – жители современного американского мегаполиса, представители класса «белых воротничков», творческих, а точнее, как принято говорить сейчас, креативных профессий: журналисты, редакторы, писатели и прочие работники индустрии рекламы и развлечений. Несмотря на несерьезный, шуточный характер, фильмы могут служить своеобразным социальным срезом образа жизни западного офис-служащего.

В «Отпуске по обмену» предпринимается попытка (и это один из краеугольных камней истории, завязка, благодаря которой разворачивается сюжетная линия) сравнения и даже противопоставления европейского, английского и американского быта. Две красивые, но несчастные в личной жизни героини – американка Аманда (Кэмерон Диаз) и англичанка Айрис (Кейт Уинслет) знакомятся по интернету (тоже немаловажный характерный факт) и решают под давлением драматических обстоятельств (предательства слабых, эгоистичных и не способных оценить их по достоинству мужчин) поменяться местами на две недели в канун Рождества. Сравнения в фильме, и это неудивительно, учитывая его голливудское производство, сделаны не в пользу Англии. Английские интерьеры некомфортны и ветхи. Американские же выглядят верхом совершенства и роскоши. Но тут следует учесть разный социальный статус героинь. Аманда, высокооплачиваемый специалист по монтажу роликов к голливудским фильмам, проживает в Лос-Анджелесе в роскошной вилле с бассейном. Айрис – журналистка издательства средней руки, живет в милом, на первый взгляд, викторианском домике с маленькой ванной в пригороде Лондона. Но если английский дом уступает в комфорте и передовых технологиях богатой вилле в Лос-Анджелесе, то последняя проигрывает в колорите, романтизме и оригинальности. О доме Аманды можно сказать: комфортно, но скучно. И хотя оказавшаяся в нем героиня Уинслет изображает щенячий восторг (похожий на восторг эмигрантов, наконец встретивших свою американскую мечту) перед управляемыми пультом окнами, воротами, огромной кроватью и техникой последнего поколения, сцена оставляет впечатление типичности и банальности и похожа на тысячи других, часто встречающихся в американском кино. Обстановка викторианской Англии с налетом старины и мелкими бытовыми неудобствами, с которыми приходится столкнуться героине Кэмерон Диаз, – более естественна и забавна. И, конечно же, романтизма в картину добавляют, настраивая зрителей на рождественский лад, зимние пейзажи. Чего не скажешь о Лос-Анджелесе с его яркими цветочными клумбами и зелеными деревьями. Пожалуй, романтичен тут лишь дующий в это время Сантано. Видимо поэтому, а не только по причине гуманизма богатых и устроенных американцев по отношению к «младшим братьям» британцам, заключительный хеппи-энд: празднование Рождества переносится в старенькую, но славную английскую деревушку.

[inc pk='2222' service='media']

Не пролившая ни одной слезинки с детства, сделавшая успешную карьеру самостоятельная и независимая героиня Кэмерон Диаз закручивает роман с братом Айрис Эдвардом Бёрнсом, которого играет Джуд Лоу (их отношения по-современному откровенны и открыты, все начинается с секса). А романтичная и наивная, вечно с глазами на мокром месте Айрис знакомится с новыми друзьями: старичком-сценаристом в отставке и пишущим для кино композитором, хорошим парнем, в исполнении Джека Блэка. Героини, влюбляясь в достойных, благородных мужчин, избавляются от комплексов. Защитный панцирь Аманды наконец дает трещину: она становится сентиментальной и льет от избытка чувств слезы. В Айрис пробуждаются достоинство и решимость излечиться от безответной любви и порвать с тем, кто целых три года спекулировал ее чувствами. Оживляют фильм всякие забавные сценки типа забойного скакания по дому и распевания во всю глотку рок-хита с использованием подушки вместо гитары или появление в эпизоде кинозвезды, играющей саму себя. Но это всего лишь банальные клише, способные развеселить непритязательного зрителя. Конец фильма тоже банален, но вполне закономерен: под елкой счастливые пары с улыбками на лице, обнимая друг друга, встречают Рождество. В общем, 2 X 2 = 4 – это всем известно в целом мире.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее