Нестандартная реформа

До 2010 года Казахстан должен внедрить международную систему технического регулирования. Впервые участвовать в ее создании приглашается бизнес

Нестандартная реформа

Речь идет о большой реформе в области технического регулирования, целью которой является четкое разделение требований к продукции согласно международной практике на две части. Первая – это безопасность (функция закреплена за государством), вторая – потребительское качество продукции, не влияющее на безопасность (требования, диктуемые рынком). Именно такое разделение, а также систематизация нормативно-правовых актов в области техрегулирования являются концептуальным моментом предполагаемых реформ.

Это нужно ВТО

По идее, подтолкнуть правительство к действиям должны были те законодательные казусы и практические несоответствия, которые возникли с развитием рыночных отношений в экономике и с каждым годом становились все очевиднее. Если в централизованной государственной экономике с единой технологией производства обязательность технических стандартов логически была объяснима, то в нынешних современных условиях это стало рудиментом. Ситуация позволяла применять в отношении бизнеса административные рычаги воздействия, находящиеся в руках контрольно-надзорных и других государственных органов, что создавало большой коррупционный потенциал. А главное, неясность для бизнеса процедуры техрегулирования стала тормозом диверсификации экономики, создания новых бизнес-проектов.

Однако посылом для пересмотра вопросов техрегулирования стала необходимость вступления в ВТО. Речь идет прежде всего об одном из обязательных документов – Соглашении по техническим барьерам в торговле. Соглашение ВТО, в частности, устанавливает случаи, когда государства могут вводить обязательные требования к продукции и процессам производства, определяет процедуры публичного обсуждения проектов технических регламентов и стандартов, а также подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям регламентов. То есть иностранным компаниям необходимо четкое видение нормативно-правовой базы республики в области техрегулирования и ясное понимание предъявляемых требований безопасности, с возможностью опротестовать их в рамках ВТО.

В то же время, по словам Марка Сегала, руководителя проекта ЕС по поддержке вступления Казахстана в ВТО, необходимость гармонизации правовой базы техрегулирования важно не только с точки зрения экспорта зарубежной продукции, но и с позиции импорта этими странами. «ЕС тоже желает импортировать из Казахстана, и этот вопрос напрямую зависит от существующих технических регламентов», – говорит представитель Евросоюза.

ГОСТы еще остаются

Действующая сегодня в республике система технического регулирования безопасности и качества продукции подлежит тщательному пересмотру. Правительство намерено этим заняться. Во-первых, сама процедура утверждения технических требований для производственных секторов носит закрытый характер, и участие в обсуждении новых инициатив государства со стороны представителей профильного бизнеса не подразумевалось. Теперь практика транспарентности принятия решений, которая, кстати, является международной, будет действовать в Казахстане посредством открытого обсуждения регламентов и стандартов на сайте Комитета по техническому регулированию и метрологии. Однако следует проработать более действенную форму участия бизнеса в данном процессе на основе профессиональных экспертных заключений.

Другой важный момент – это систематизация принятия решений по техрегулированию. Сегодня, скорее, можно говорить об отсутствии такой системы. Обязательные технические нормы установлены в различных документах, правилах: СанПиН, СНиП, экологических, пожарных, ветеринарных, энергетических, транспортных и т.д. Прежде всего такие документы не имеют высокого правового статуса с точки зрения апелляции к ним при возникновении возможных торговых споров. С другой стороны, столь низкий их статус позволяет перманентно изменять их, вносить дополнения, и в конечном счете разрастание избыточных требований создает административные барьеры, приводит к ограничению конкурентных механизмов, от которых зависит эффективность производства и темпы экономического роста. По словам генерального директора РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» Галымжана Дугалова, все ведомственные акты, инструкции, внутренние приказы в области техрегулирования должны быть отменены. «Потенциально органы контроля по техническим требованиям – АЧС, пожарники, СЭЗ, Минэнерго и т.д. – всегда могут найти что предъявить бизнесу. Нередко на один бизнес-проект приходится несколько отраслевых инструкций, о которых предприниматель даже не знает», – объясняет ситуацию руководитель института.

Предполагается, что по мере внедрения новых принципов техрегулирования количество подобных нормативных документов (сегодня их насчитывается порядка 75 тыс.) должно сократиться в несколько раз. Для этого есть законодательная база, где прописаны сама структура техрегулирования, виды и категории нормативных документов, которые должны быть в системе техрегулирования.

Конкретно технические регламенты должны делиться на две категории. Общетехнический принимается в виде специальных законов (например о пожарной безопасности, об утилизации отходов и т.д.), в них закладываются общие требования оценки соответствия, подтверждения безопасности и других регулятивных моментов. Специальный технический регламент принимается уже на уровне правительства в виде подзаконных актов. И уже к правительственным постановлениям как доказательная база прилагаются гармонизированные технические стандарты.

Однако, по словам Галымжана Дугалова, потребуется несколько лет, чтобы для каждого сектора отечественного производства разработать новые технические стандарты. До тех пор обязательного характера ГОСТы останутся в силе во избежание правового вакуума. Если ГОСТов, действующих на территории СНГ насчитывается порядка 22 тыс., то казахстанских национальных стандартов порядка 1,5 тыс., из которых 55% гармонизированы в соответствии с международными требованиями.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности