Во власти очередных задач

Редакционная статья

Во власти очередных задач

Отставка правительства Даниала Ахметова, о которой так долго говорили политологи, парламентарии и госчиновники, состоялась. Новое правительство, возглавляемое Каримом Масимовым – о его назначении на пост премьера говорили не менее долго, – в скором времени представит свою программу модернизации госуправления и экономического развития страны. Ее содержание пока неизвестно, но о многом можно догадываться, перечитывая прошлогоднее Послание президента народу Казахстана, прошлогоднее же выступление на открытии сессии парламента, а также недавнее выступление при презентации нового премьера. Поскольку в подготовке этих текстов г-н Масимов принимал прямое участие, то их и можно считать стратегией развития страны, а то, что сейчас готовит правительство, станет чем-то средним между «дорожной картой» и среднесрочным планом работы. Конечным пунктом «дорожной карты» будет вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран (по версии Всемирного экономического форума), одной из главных задач – преодоление сырьевого характера нашей экономики.

Если в конце XIX века у России, по словам императора Александра III, было только два верных союзника – армия и флот, то у сегодняшнего Казахстана самые верные союзники – это нефть и газ. Их экспорт обеспечивает рост ВВП, пополнение нацфонда, увеличение расходов на социалку, доброжелательное отношение и повышенное внимание со стороны зарубежных государств и международных организаций.

Нефтегазовый выбор был в значительной степени навязан Казахстану извне. Появившись 15 лет назад на политической карте мира в качестве самостоятельного государства, мы оказались включены в систему межгосударственных и внешнеторговых отношений, где правила игры были написаны без нашего участия и без учета наших интересов. А призом для нас в этой игре было признание (лидером, локомотивом реформ или страной с рыночной экономикой), одобрение, соответствие стандартам.

Мировые рынки ждали от нас нефти, газа, металлов – и мы старались соответствовать этим ожиданиям. От нас ждали открытия внутреннего рынка – мы его открыли. Ожидания казахстанского общества, запросы нашего рынка, наших граждан и нашего бизнеса были отодвинуты на второй план. Мы двигались по сырьевой колее, подбадриваемые сообщениями о том, что быстрый экономический рост в ближнем и дальнем зарубежье сопровождается ростом спроса на энергоресурсы. Велика вероятность того, что и нынешнее правительство будет повышать собственную эффективность лишь для увеличения отдачи от работы все того же нефтегазового сектора.

Впрочем, не зря же создавались в прошлом году холдинги «Самрук» и «КазАгро», институты развития объединялись в фонд «Казына», разрабатывался проект социально-предпринимательских корпораций. В руках у государства появились инструменты, позволяющие развивать новые направления в экономике. А коли такие инструменты есть, они будут использованы. Другой вопрос – насколько они будут эффективны. Про СПК пока говорить рано, но вот сложение институтов развития в единый фонд до сих пор не привело к умножению результатов их работы.

Хотелось бы верить в то, что вмешательство государства в экономические процессы не будет возведено в абсолют. В частности, в то, что правительство откажется от идеи принудительно-целевого формирования кластеров. Что в рамках программы государственно-частного партнерства (будь то СПК или концессионные проекты) частный бизнес не будет разделен на первый и второй сорт в зависимости от степени близости к государству и его служащим.

Не хотелось бы о грустном, но, увы, новое правительство неизбежно натолкнется на преграды, которые с помощью адмреформ не преодолеть. Это дефицит электроэнергии, воды (как питьевой, так и технической), а также нехватка квалифицированной рабочей силы. Проблемы эти нарастали постепенно, и известно о них уже давно, но сегодня они стали настолько серьезными, что способны перекрыть кислород казахстанской экономике и ограничить не только инновационные проекты, но и рост традиционного сырьевого сектора.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее