Шаги к успеху

Казахстанский рынок бизнес-образования демонстрирует высокие темпы роста, но для его дальнейшего развития необходимо создать законодательную базу и пройти международную аккредитацию бизнес-школ

Шаги к успеху

В 1998 году была принята международная конвенция, унифицировавшая систему высшего образования во всем мире. В качестве образца утверждена американская модель со ступенями бакалавриата, магистратуры, докторантуры. Теперь в Европе и Азии, в том числе в странах СНГ, идет постепенный переход к этой системе. Параллельно с академическим образованием распространяется также американская модель бизнес-образования с присвоением степени мастера делового администрирования (Master of Business Administration – MBA), которая отличается практической направленностью. На обучение по программе МВА принимаются, как правило, только после получения определенного опыта практической работы и при наличии высшего образования.

В Казахстане первые программы MBA открылись в 1996 году в Казахстанском институте менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП) и Международной академии бизнеса (МАБ). Позже к ним присоединился Университет международного бизнеса (УМБ). В течение 10 лет количество обучающихся быстро росло, в среднем на 20 – 30% в год, и достигло более 500 человек в каждой из этих трех ведущих казахстанских бизнес-школ. На рынке образовательных услуг появились новые участники – в прошедшем году Высшая школа бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова при содействии Торгово-промышленной палаты Казахстана открыла для предприятий Евразийской промышленной ассоциации корпоративную модульную программу MBA в Казахстане, Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова открыл специализированную корпоративную программу для Национального банка РК, университет «Туран» также начал совместную с британским университетом программу MBA.

Лучше вечером

Дневная форма обучения по программе MBA не слишком популярна, так как экономически невыгодна выпускникам – карьерный рост казахстанских менеджеров происходит быстрее, чем в развитых странах, поэтому они не могут себе позволить на два года уйти с рынка труда. Студенты предпочитают вечерние программы или приезжают из регионов раз в полгода на две недели на так называемые модульные программы. «Тройка» казахстанских бизнес-школ широко использует партнерские модульные программы с ведущими зарубежными школами, например, МАБ предлагает совместные программы с Высшей школой коммерции (Франция), Маастрихтской школой бизнеса (Голландия), Российской финансовой академией и Академией народного хозяйства при правительстве РФ. Студенты слушают лекции зарубежных преподавателей, выезжают за рубеж на стажировки и в дополнение к казахстанскому диплому получают дипломы и сертификаты школ-партнеров. УМБ реализует партнерскую программу с московской международной высшей школой бизнеса с проведением выездного модуля в Москве, стажировкой и выдачей дипломов российского и казахстанского образцов, в КИМЭПе действуют программы по учебному обмену с зарубежными школами.

В участвовавших в нашем обзоре ведущих бизнес-школах используются кредитные технологии обучения, выделены специализированные программы MBA – финансовые, маркетинговые, банковские, даже арт-менеджмента (МАБ). Довольно большой популярностью пользуются дистанционные формы обучения. В УМБ открыты телевизионные классы в пяти региональных центрах, что позволяет преподавателям из Алматы вести по спутниковому каналу связи занятия в реальном времени. Все бизнес-школы получили обширный опыт корпоративных программ, когда по требованиям той или иной крупной компании формируются целые курсы для обучения ее менеджеров. По мнению директора программы бизнес-администрирования УМБ Ольги Семенюк, спецификой бизнес-образования является то, что «очень нелегко обучить премудростям ведения бизнеса менеджера, имеющего за плечами солидный стаж работы, владеющего компанией и управляющего более десятком человек. В таком случае преподаватель выступает не в роли учителя, а в роли координатора в информационных потоках, помогающего систематизировать накопленный опыт и дополнить его необходимыми знаниями».

Ректор МАБ Ольга Кузнецова говорит, что «государство признает дефицит управленческих кадров, владеющих иностранными языками и современными технологиями, однако до сих пор не создало законодательную базу для бизнес-образования – в Казахстане не принят образовательный стандарт MBA, который нужен нам как воздух. Так как государственного стандарта нет, мы до сих пор выдаем для слушателей программ MBA базовый диплом магистратуры и дополнительный диплом MBA». Как сообщил «Эксперту Казахстан» бывший вице-министр Министерства образования и науки РК, ныне ректор УМБ Геннадий Гамарник, сотрудники УМБ разработали по заказу Министерства образования государственный стандарт MBA, который будет внедрен в учебный процесс в начале следующего учебного года. Стандарт предусматривает основные требования к учебному заведению, минимальный стаж работы, необходимый для поступающих, выбор дисциплин по требованию школы и по желанию самого учащегося. В настоящее время разрабатывается новый проект закона «Об образовании», в котором будет прописана отдельная статья, касающаяся действия данной программы.

Получить аккредитацию

Другой проблемой является отсутствие аккредитации казахстанских бизнес-школ на международном уровне, что не позволяет выпускникам полноценно конкурировать на международных рынках труда управленческого персонала. В настоящее время существует несколько международных систем аккредитаций бизнес-школ. В Северной Америке действуют AACSB (Ассоциация по развитию университетских школ бизнеса), International Association for Management Education (Международная ассоциация управленческого образования), в Великобритании и Европе – AMBA (Ассоциация учебных заведений, присваивающих степень MBA) и EQUIS (Европейская система улучшения качества образования).

Международные стандарты аккредитации регулируют содержание программ, минимальное число и состав студентов, наличие библиотек определенного уровня, требуют обязательного наличия международного сертификата качества. Согласно стандартам необходимо иметь преподавателей двух категорий. Первая – это сотрудники, активно вовлеченные в академические и исследовательские процессы. Они читают лекции, проводят исследования и пишут научные работы, участвуют в работе кафедр, работают со студентами в качестве тьюторов. В бизнес-школе они могут быть как штатными сотрудниками, так и совместителями. А вторая категория преподавателей, в основном приглашенные бизнесмены, топ-менеджеры и специалисты, ограничиваются только чтением лекций. На программах MBA должны быть задействованы обе категории, причем не менее 75% должны составлять люди, реально участвующие в жизни школы (штатные и совместители), а половина курсов читаться преподавателями, имеющими академическую квалификацию, то есть международно признанные степени докторов наук – PhD. На практике доктора и кандидаты наук, защитившие степени в СНГ, как правило, не засчитываются. Что касается методик преподавания, то необходимо использовать интерактивные методы (мозговые штурмы, деловые игры, кейсы, тренинги), лекции, практику самостоятельных исследований студентов.

Предусматриваются стажировки в крупных компаниях, учебные обмены с рейтинговыми зарубежными бизнес-школами. Сам процесс международной аккредитации является длительным и дорогостоящим процессом и занимает от трех до пяти лет.

Основной статьей расходов бизнес-школ является зарплата преподавателей – среднее годовое содержание преподавателя, например в США, превышает 100 тыс. долларов в год, лучшие профессора зарабатывают до 400 тыс. долларов в год, не считая дополнительных доходов от консалтинга и исследований. Дорогостоящими являются также учебные материалы, например, стоимость разработки одного кейса доходит до 15 тысяч долларов. Обычно программа МВА включает до 500 кейсов. Поэтому стоимость курса обучения в западных бизнес-школах колеблется от 40 тыс. долларов до 100 – 130 тыс. евро за весь курс обучения, в Казахстане – от 6 до 15 тыс. долларов. Большинство студентов бизнес-школ за рубежом используют для оплаты обучения и проживания специальные образовательные кредиты, выдаваемые банками на 10 – 15 лет под 6 – 10% годовых. В Казахстане кредиты на обучение пока выдаются эпизодически, в основном оплата производится студентами и в 15 – 20% случаях работодателями. А также бизнес-школы практически не проводят самостоятельных научных исследований, значимых для общемирового контекста, что также является важным критерием для аккредитации.

Язык для бизнеса

Вице-президент ТПП РК Ерлан Кожасбай сообщил «Эксперту Казахстан», что палата провела исследование казахстанского рынка бизнес-образования среди актуальных и потенциальных студентов и работодателей. По результатам опроса, проведенного независимой маркетинговой компанией, местные бизнес-школы имеют определенное преимущество перед зарубежными, во-первых, за счет обучения на основе местного опыта ведения бизнеса, во-вторых, из-за отсутствия языкового барьера при обучении. По мнению опрошенных студентов и преподавателей, имевших опыт обучения как на Западе, так и в Казахстане, в короткие сроки тяжело одновременно на высоком уровне изучить иностранный язык и сложные предметы, изобилующие специальной терминологией и лексикой. В-третьих, студенты получают возможность общения и установления полезных связей с однокурсниками, являющимися действующими руководителями среднего звена и топ-менеджерами. Недостатки казахстанского MBA, указанные как студентами, так и работодателями, носят системный характер – зачастую низкий уровень подготовки выпускников связан с дефицитом квалифицированных преподавателей, нехваткой учебных пособий и несовершенством методических материалов. Многих потенциальных студентов отпугивает высокая для них стоимость обучения, которая, с другой стороны, не позволяет на должном уровне финансировать деятельность самих школ. Однако спрос на выпускников с дипломом MBA растет, и это не считая выпускников магистратур, бакалавриатов, бизнес-докторантур, специализированных курсов и тренингов. Поэтому президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман Алшанов считает, что в Казахстане должны быть десятки бизнес-школ.

По мнению председателя Национального совета по корпоративному управлению, президента фирмы «Глотур» Еркина Калиева, высокие стандарты бизнес-образования помогут создать высокие стандарты ведения бизнеса в целом. В Казахстане не так много секторов экономики, тем более связанных с современными гуманитарными технологиями, в которых происходит столь быстрый рост. По результатам нашего небольшого исследования у нас сложилось впечатление, что бизнес-сообщество, государственные органы регулирования и финансовый сектор получили квалифицированных и клиентоориентированных партнеров в лице казахстанских бизнес-школ, на которых нужно обратить большее внимание.

[inc pk='402' service='table']
Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее