Обратная сторона медали

Бороться за улучшение здоровья населения просто необходимо, но радикальные «необдуманные» методы могут повлечь за собой серьезные последствия

Обратная сторона медали

Борьба с табакокурением в Казахстане началась в 2001 году, когда был принят закон об ограничении табакокурения и в Административный кодекс ввели соответствующие меры по наказанию за курение в общественных местах и транспорте. В 2009 году эти меры получили дальнейшее развитие в рамках принятого Кодекса РК «О здоровье». По мнению национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма!», пришла пора обратить внимание на фискальное регулирование табачной продукции и резко увеличить налоги и цену сигарет.

В ноябре нынешнего года группой депутатов мажилиса парламента Республики Казахстан была подготовлена поправка в Налоговый кодекс РК касательно индексации ставок акциза на табачные изделия в 2013–2014 гг. Согласно этой поправке ставки акциза на сигареты, за повышение которых выступает национальная коалиция, в случае если бы эта поправка была принята, в начале следующего года увеличились бы в 2,5 раза, до 3000 тенге за 1000 сигарет. Для сравнения: сейчас действующий в Казахстане акциз составляет 1250 тенге.

Напомним, что в конце октября этого года российской стороной был инициирован переговорный процесс о согласованных подходах к установлению ставок акциза на табак и алкоголь по территории Таможенного союза и Единого экономического пространства. Согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии, стороны согласились с идеей гармонизации и рассмотрели предложение о поэтапном установлении минимальной ставки табачных акцизов до 45 евро (около 9000 тенге) к 2020 году с предельными отклонениями в большую и меньшую стороны.

Так, в Налоговом кодексе РК уже было прописано увеличение акциза до 1550 тенге в 2013 году, а в 2014 году — до 1960 тенге, с тем чтобы постепенно сокращать разрыв в уровне налога между Казахстаном и нашими соседями по Таможенному союзу.

Тут и возникает коллизия: по логике межгосударственных договоренностей у нас должно быть одно, а мажилис продвигает другое. В связи с этим стоит заметить, что хотя идеи по гармонизации акциза в Таможенном союзе еще не прошли все этапы согласования, все же межгосударственные соглашения имеют приоритет.

Закон

Как выяснилось в результате дискуссий в парламенте, на законодательном уровне уже невозможно ввести обсуждаемую поправку в 2013 году, так как это противоречит пункту 2 статьи 3 Налогового кодекса Республики Казахстан. Согласно этому пункту, «законодательные акты Республики Казахстан, вносящие изменения и дополнения в настоящий Кодекс, за исключением изменений и дополнений по налоговому администрированию, особенностям установления налоговой отчетности, а также улучшению положения налогоплательщиков (налоговых агентов), могут быть приняты не позднее 1 ноября текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия».

Сторонники нововведения настаивали на увеличении акциза уже с 2013-го на том основании, что это якобы является обязательством Республики Казахстан в рамках Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. В частности, статья 6 требует «осуществления налоговой и ценовой политики в отношении табачных изделий, с тем чтобы содействовать достижению целей в области здравоохранения, направленных на сокращение потребления табака». Но, в отличие от Налогового кодекса, РКБТ является документом рекомендательного характера и не содержит требований о многократном повышении акцизов.

Здоровье

Позицию инициаторов поправки поддерживают и в Министерстве здравоохранении. Специалисты Министерства также уверены, что самый эффективный метод борьбы с табакокурением — значительное и резкое повышение акцизов на все виды табака. Как отмечает национальная коалиция «За Казахстан, свободный от табачного дыма!», табачные компании «из-за повышения акцизов абсолютно ничего не потеряют в прибыли», а правительство сократит расходы по лечению «табакозависимых» болезней, на которые сегодня уходит огромная сумма из государственного бюджета. Кроме того, по подсчетам Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от этой пагубной привычки умирают около 25 тыс. казахстанцев, и при существующем размахе «табачной эпидемии» в последующие 15 лет Казахстан потеряет еще около 2 млн своих граждан.

Согласно расчетам ВОЗ, если повысить акциз хотя бы на 60 тенге за пачку сигарет, будет спасено более 182 тысяч жизней, среди которых 95 тыс. взрослых и 87,6 тыс. молодых казахстанцев; также почти на 20% сократится курение среди молодежи.

Акцизный налог по своей сути является так называемым косвенным налогом и, как правило, перекладывается полностью на потребителя. По мнению экспертов, важно учитывать тот факт, что, по данным Минздрава РК, каждый четвертый житель Казахстана никотинозависим, и рост цен на сигареты на 30%–50% вряд ли заставит их бросить курить. К тому же с повышением цен на сигареты увеличатся и расходы из семейного бюджета, что уже не косвенным, а самым прямым путем будет влиять на некурящих членов семьи. Вспоминается старый, но актуальный по теме анекдот: «Папа, папа, водка подорожала. Это значит, что ты будешь меньше пить? — Нет, сынок. Это значит, что ты будешь меньше есть».

По мнению члена коллегии (министра) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимура Сулейменова, помимо ценовых мер, в Казахстане для борьбы с курением необходима четкая комплексная программа по приобщению детей и молодежи к спорту. Следует также заострить внимание на оздоровительных акциях, хотя бы на таких, как та, что прошла 15 ноября в Алматы перед Дворцом республики, где молодым людям на улицах было предложено обменять сигареты на конфеты и фрукты. Иными словами — предложить реальную альтернативу курению.

Авторы поправки в качестве аргумента также приводят низкую стоимость пачки сигарет и ценовую доступность для несовершеннолетних лиц. Справедливости ради стоит отметить, что согласно пункту 2 статьи 159 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» запрещается продажа табачных изделий лицам и лицами, не достигшими 18 лет, и нарушение этой нормы влечет за собой штраф. Возможно, следует увеличить штрафы для продавцов табачных изделий, чтобы не продавали несовершеннолетним даже под предлогом того, что это «для его родителей» и т.д. Не следует провоцировать появление нелегального рынка сбыта, так как при возможном появлении нелегального рынка сигарет доступ несовершеннолетних к табачным изделиям значительно упрощается, а контроль за продажей существенным образом осложняется.

Теневой рынок

Ясно, что сторонники нововведения выступают за резкое повышение акцизов на табак по нескольким причинам; кроме охраны здоровья, они преследуют еще идею, чтобы Казахстан не стал источником контрабанды табачных изделий в другие страны. Это вполне возможно в нынешних реалиях: ставки на акциз в России, как упоминалось ранее, превышают отечественные в 2 раза. Если обсуждаемое в настоящее время в Российской Федерации предложение Минздрава РФ получит развитие и станет частью Налогового кодекса РФ, то за три года российские акцизы на табачные изделия могут вырасти в 11 раз, а ставка за одну пачку сигарет достигнет 400 тенге, что незамедлительно приведет к росту контрабанды сигарет в Россию, в частности — из Казахстана.

Учитывая, что весь объем производства сигарет в Казахстане может едва покрыть потребности одной, например, Омской области, насыщение рынка России нелегальной продукцией может происходить за счет поставок из других соседних стран, таких, как Китай, Узбекистан, Киргизия, где акциз и сейчас ниже нашего отечественного. Резкое повышение ставок на акциз в Казахстане может привлечь соседей к распространению контрафакта на территории нашей страны. Это в свою очередь, по мнению Ассоциации торговых предприятий Казахстана, нанесет ущерб законному бизнесу, так как хотим мы того или нет, но доходы от реализации алкогольной и табачной продукции составляют до 60% в структуре прибыли маленькой торговой точки. А таких точек по Казахстану более 60 тысяч. По мнению многих экспертов, если предложения по резкому увеличению акциза будут приняты, то государство потеряет контроль над 15–25 процентами табачного рынка.

С контрабандой, в связи с повышением акцизов, столкнулись в ряде стран, и этот международный опыт нельзя сбрасывать со счетов. Так, нелегальный рынок Малайзии, к примеру, вырос на 40%, а курильщиков не стало меньше. Литва пережила две волны роста акцизной нагрузки: по сравнению с 2002 годом в 2010 году почти половину рынка занимала контрабандная продукция. Увеличение акциза в Турции в 2010 году на 70% привело к тому, что доля незаконной торговли сигаретами увеличилась с 7% до 20%. В Болгарии увеличение акциза за 7 лет на 500% привело к тому, что сегодня доля незаконной торговли сигаретами составляет 31%. Стоит заметить, что множество независимых исследований по всему миру однозначно выявили связь между нелегальным оборотом сигарет и ростом организованной преступности.

В Казахстане же доля незаконной продукции не превышает 0,9% рынка. По оценкам независимых исследований, это стало возможным благодаря взвешенному подходу правительства РК к политике установления акцизных ставок.

Экономический риск

По мнению национальной коалиции, в связи с повышением акцизов на табачные изделия поступления в госбюджет вырастут в два раза. Но, по словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, расчеты производятся «на бумаге» исходя из текущих показателей продажи сигарет. В реальности же все происходит по-другому: легальное производство сигарет сокращается, увеличивается доля контрафакта. В результате потребитель, об интересах которого заботятся чиновники, страдает еще больше.

Пострадает и средний и малый бизнес РК. По информации Ассоциации торговых предприятий Казахстана, в стране более 60 тысяч предприятий розничной торговли имеют в своем ассортименте табачные изделия, продажа которых составляет 20–40% в общем обороте маленького магазина. За счет доходов от продажи сигарет владельцы магазинов могут поддерживать невысокие цены на другие продукты. Многие предприниматели для поддержки своего бизнеса используют кредитные ресурсы. Высокие цены на табачные изделия и снижение легального спроса приведут к резкому снижению рентабельности их бизнеса и, как следствие, к снижению их способности выплачивать кредиты. Согласно статистике Национального банка РК, субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере торговли по состоянию на 1 октября текущего года было выдано более 450 млрд тенге, что составляет треть всех кредитов, выданных малому и среднему бизнесу.

Не стоит забывать и о том, что, по сведениям члена коллегии (министра) по экономике и финансовой политике ЕЭК, наибольшая часть налоговых поступлений в Алматинской области идет от табакопроизводителей, и табачные фабрики также являются крупными работодателями. Нужно, по мнению г-на Сулейменова, задуматься о том, куда пойдут потом люди, если производство сократится, и о том, как будет формироваться бюджет Алматинской области; поэтому такой вопрос надо осматривать комплексно, простым поднятием ставок акцизов его не решить.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом