Раскрутить бренд

Говорить об устойчивом рынке комиксов Казахстана пока рано. Единственный на данный момент казахстанский издатель пытается его сформировать и подготовить аудиторию

Раскрутить бренд

Известный казахстанский карикатурист – основатель Comics.kz Мурат Алимов уверен, что сейчас оптимальное время для формирования рынка комиксов. «Если несколько лет назад, в 90-е годы, заниматься этим было еще невыгодно, то сейчас поколение сменилось, и нынешние казахстанские тинейджеры воспитаны уже на западной культуре. Кто поймет это сейчас и вложит деньги – займет рынок первым», – говорит он. Среди трех основных школ комиксов, американской, франко-бельгийской и японской, манга, которые в свою очередь делятся по жанрам, техникам рисования и возрастным категориям: от комиксов для детей до откровенного порно только для взрослых, он выбрал в качестве партнера французского производителя комиксов Delcourt. «Я хочу сломать сложившийся у нас стереотип, что комиксы – только для детей. Выпущенные нашим издательством комиксы для аудитории тинейджеров и старше», – объясняет Мурат.

Почему Delcourt?

Комиксы – часть массовой культуры. И, как всякий популярный продукт, он может быть хорошим и плохим. Все зависит от того, кто и как его делает и, главное, на кого он рассчитан. Есть художники, которые подняли комиксы на уровень искусства. Появился даже такой парадоксальный жанр, как интеллектуальный комикс. А некоторые издания отличаются не просто высоким полиграфическим и компьютерным качеством, но и индивидуальным стилем и оригинальностью авторского подхода. Как правило, под такими комиксами стоят имена известных художников (а не только купивших их компаний), создающих целые фэнтезийные миры.

Мурат Алимов остановил свой выбор на комиксе Okko автора Hub по нескольким причинам. Во-первых, понравилось качество графики, содержание – японское средневековое фэнтези-экшн на тему четырех стихий природы (первый выпуск Okko, в двух частях, посвящен циклу воды). Во-вторых, написание названия Okko позволило перенести его как логотип без изменения. В то время как с названиями типа Sillage сохранить его оригинальное написание не удалось бы. Тем более что это не английский, а французский. «Я не хочу подделывать, русифицировать название, чтобы не ломать логотип, – говорит Мурат. – Я взял французский язык еще и потому, что у нас меньше франкоговорящих, т.е. меньше возможностей, что кто-то зайдет на сайт и скачает эти же скриншоты. Я уже столкнулся с любителями манги, которые говорят: зачем покупать, мы лучше скачаем с интернета бесплатно».

В интернете предприниматель познакомился и вел переписку со множеством издательств. Выбор пал на Delcourt еще и потому, что условия этой компании отличаются большей лояльностью. «Многие компании не понимают цен на нашем рынке. Они привыкли ориентироваться на свои. Например, комикс в твердой обложке стоимостью 13 евро у нас, возможно, если и будут покупать, то только как коллекционное издание. Его купит только фанат. На Западе уже давно сформировалась прослойка фанов – взрослые люди, собирающие коллекции. У них есть совсем старые комиксы, которые стоят бешеных денег и выставляются на аукционах», – рассказывает Мурат. Французские комиксы имеют еще одно преимущество: они больше по количеству страниц и, как правило, сюжет логически заканчивается в одной книге. Одна книга – одна часть серии. В американских комиксах объем меньше и большая периодичность. Чтобы узнать, чем завершилось событие, читатель должен купить 3 – 4 выпуска.

Ценовая политика и бизнес-план

В издание Okko предприниматель вложил собственные средства. «Это продукт новый. Я и не рассчитывал, что сразу получу быструю прибыль. Я продаю комиксы почти по себестоимости. Главное сейчас – раскрутить бренд Comics.kz и попутно найти инвестора», – считает Мурат Алимов. Лицензия куплена, права заключены на 5 лет с правом переиздания каждой книжки. Территория распространения первого изданного по лицензии у нас комикса – не только Казахстан, но и Киргизия.

Рекомендуемую цену первого комикса его издатель определил в 280 – 300 тенге. Она складывается, по грубым подсчетам, из себестоимости печати плюс стоимость лицензии, 1,3 доллара за экземпляр (при тираже 5 тыс.). «Я равняюсь на стоимость американских комиксов на нашем рынке (марвеловские издания стоят порядка 200 – 250 тенге)», – объясняет ценовую политику г-н Алимов. Комиксы продаются в алматинских книжных магазинах сети «Эврика» и «Меломан», а также других торговых точках (до 49 наименований), в числе которых не только крупные супермаркеты, но есть ресторан и компьютерная компания. Okko можно купить и в Астане.

«Я бы хотел, чтобы Comics.kz рассматривался как периодическое издание, чтобы выпускать в месяц хотя бы по одному комиксу, чтобы был ассортимент. А для этого нужно хотя бы 10 номеров выпустить. Я надеюсь, что за эти 10 номеров ассортимент сложится и выстрелит. А инвестор сможет параллельно получить еще и носителя рекламы. С одной стороны, наш комикс как бы книга, с другой – как бы журнал. Его плюс в отличие от американских комиксов в том, что он может стоять год и не потеряет своей актуальности», – рассказывает о своих планах предприниматель.

Для продвижения комиксов нужна реклама, но издателю не хватает свободных средств. Мурат выбрал самые экономные средства рекламы своей продукции – через интернет. Поэтому и фирма его называется, как сайт (не наоборот) Comics.kz. В свою очередь инвесторам Comics.kz может предложить заработать на размещении рекламы в комиксах. Ее можно разместить прямо на обложках и согласно контракту ввести еще 4 страницы внутрь книги. В первых двух выпусках вся реклама размещена бесплатно, чтобы наладить контакты и поддержать проекты, направленные на развитие туризма и спорта в Казахстане.

«Я не рассматриваю рынок комиксов как альтернативу нефтяному рынку, – говорит Мурат. – Однако определенные перспективы у него существуют, и если сейчас не застолбить нишу, то на рынке появятся российские издания». В планах у Comics.kz выпуск комиксов на казахском языке и адаптация их для социальных целей: рекламы правил дорожного движения для детей в школах, а также здорового образа жизни.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности