Вход приветствуется, но строго

Вступление Казахстана в ВТО даст преимущества недропользователям и создаст экспортные возможности для остальных отраслей в случае успешной реализации правительственной программы подготовки страны к вступлению в ВТО

Вход приветствуется, но строго

После того как срок вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию был перенесен в очередной раз, Министерство индустрии и торговли (МИиТ) разработало специальную государственную программу, привлекло техническую помощь со стороны Всемирного банка и создало специальный Центр развития торговой политики. Конфедерация работодателей Казахстана, выбранная министерством из многочисленных объединений предпринимателей основным партнером по подготовке вступления страны в ВТО, провела серию круглых столов, конференций и консультаций с представителями частного сектора. В результате эксперты конфедерации дали заключение, что Казахстан все еще не готов для немедленного вступления в ВТО, и рекомендовали провести дополнительную работу. Как следует из разработанной правительством программы подготовки к вступлению в ВТО, основным инструментом конкуренции и «передовым отрядом» страны в ВТО будут кластеры, создаваемые в различных отраслях, например многократно рекламированный текстильно-хлопковый кластер. В программе также упомянуты агропромышленные кластеры, однако без конкретной детализации и привязки к определенной продукции и территории. Разработчики правительственной программы честно признают, что казахстанское сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность абсолютно неконкурентоспособны на мировом рынке.

Без особых условий

По расчетам эксперта Всемирного банка Дэвида Тарра, в результате вступления в ВТО потребление внутри страны увеличится на 7% как за счет потенциального роста экспорта, так и за счет снижения цен и других эффектов развития конкуренции на внутреннем рынке. Но основной результат роста внутреннего потребления (более 70%) будет получен в результате либерализации иностранных инвестиций. Выводы международного эксперта базировались на модели «затраты – выпуск» по 57 отраслям экономики.

Казахстанский экономист Канат Берентаев, заместитель директора Центра анализа общественных проблем, полагает, что в этой модели использованы устаревшие и недостаточно точные исходные данные, а также взята непредставительная отраслевая выборка.

Казахстанская делегация ведет переговоры с 39 странами – членами клуба ВТО по четырем ключевым направлениям:

1. Многосторонние переговоры по системным вопросам. В рамках этих переговоров страны – члены ВТО анализируют экономический и внешнеторговый режим нашей страны и дают рекомендации по приведению законодательства Казахстана в соответствие с нормами ВТО.

2. Многосторонние переговоры по сельскому хозяйству, на которых страны – члены ВТО анализируют виды и объем государственной поддержки сельскохозяйственному сектору.

3. Двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров, на них согласовываются максимальные уровни таможенных пошлин, применяемые Казахстаном на импортируемые сельскохозяйственные и промышленные товары из стран – членов ВТО.

4. Двусторонние переговоры по доступу на рынок услуг, где Казахстан принимает обязательства по условиям доступа иностранных компаний на казахстанский рынок услуг, к примеру таких, как финансовые, строительные, телекоммуникационные.

На сегодняшний день уже три страны СНГ – Киргизия, Грузия и Молдова стали членами ВТО. При вступлении больших стран им выдвигаются обычно нестандартные условия. Например, Китай при вступлении принял 232 нестандартных условия ВТО, России предъявлено 30 условий, а малым странам вроде Латвии – ни одного. От России требуют выравнивания внутренних и внешних цен на энергоносители, ликвидацию экспортных пошлин на сырьевые товары, изменение порядка взимания НДС внутри СНГ, открытие рынка авиапрома и другие жесткие условия. Страны – члены ВТО заинтересованы в емких рынках Китая и России и в то же время опасаются получить с их стороны опасных конкурентов. А небольшие страны для них большую угрозу не представляют. Для новых стран сложилось два статуса: развивающейся страны и режима переходного периода. Статус развивающейся страны позволяет в течение переходного периода сохранять импортные таможенные тарифы, лицензирование импорта и другие ограничения для защиты «молодых» отраслей промышленности, обеспечивать равновесие платежного баланса и т.д. А в правительственной программе говорится, что страны – члены клуба ВТО не позволяют получить странам СНГ, в том числе Казахстану, особых условий.

С точки зрения тарифного регулирования Казахстан давно уже де-факто является членом ВТО: средний импортный тариф составляет, по данным МИиТ, 7,9%. Это сопоставимо с уровнем тарифов стран – членов ВТО (см.таблицу).

Сертификация и дотации

Важным направлением подготовки к вступлению в ВТО является перестройка систем сертификации соответствия, безопасности и качества продукции, внедрение международных стандартов управления качеством, так как, например, страны ЕС регулируют доступ на свои рынки в основном с помощью стандартизации. Для этого, по словам вице-министра Министерства индустрии и торговли Жанар Айтжановой, государством проводится большая работа по переработке стандартов, технических регламентов, оборудованию лабораторий, обучению их персонала. Из действующих сегодня более 20 тыс. межгосударственных и 1,5 тыс. государственных стандартов международным требованиям соответствует только 56%. Стоимость оборудования лишь одной лаборатории составляет несколько сот тысяч долларов. Ясно, что из существующих сегодня около 300 лабораторий по сертификации «выживет» и получит аккредитацию только небольшая часть, в результате чего этот рынок поделят лаборатории, оборудованные государством и крупнейшими мировыми инспекционными компаниями типа SGS.

Трудным моментом переговорного процесса являются условия более 150 нефтегазовых контрактов, по которым предусмотрен местный компонент закупок казахстанских товаров и услуг иностранными недропользователями. По условиям ВТО, импортным товарам предоставляется национальный режим, то есть они должны оказаться в равных условиях с теми же товарами отечественного производства. Правительства не должны создавать более благоприятные условия отечественным производителям по сравнению с иностранными компаниями или оказывать предпочтение какому-либо иностранному поставщику, выделяя его из числа других. Казахстанская делегация пытается сохранить условия уже заключенных контрактов, в которых предусматривается местный компонент. Также идет обратный процесс выравнивания условий: в Налоговый кодекс вводятся освобождения по НДС для отечественных поставщиков по 8 нефтегазовым проектам, по которым были предусмотрены освобождения для иностранных поставщиков. Кроме того, нефтегазовая отрасль получит освобождение от уплаты НДС по местным закупкам, произведенным в Казахстане. В целом, большие преимущества получат экспортеры металлов, нефти и другого сырья, которые смогут полноценно защищать свои права в антидемпинговых расследованиях.

Что касается госзакупок, то, по сведениям «Эксперта Казахстан», условия ВТО разрешают льготный режим для местных поставщиков бюджетных организаций.

В аграрном секторе Казахстан должен перевести нетарифные барьеры в тарифные эквиваленты, зафиксировать и постепенно сократить их, не использовать экспортные субсидии. Если Казахстан добьется принятия порога поддержки в размере 550 млн долларов, то это составит 27,8% валовой продукции сельского хозяйства, по сравнению с 44% в США и 88% в ЕС.

Заместитель директора Инновационного фонда Арман Молдахметов считает, что сельское хозяйство Казахстана будет поставлено в невыгодные по сравнению с развитыми странами положение, так как в них уровень дотаций сельскому хозяйству несопоставим с казахстанским, который результате вступления в ВТО будет заморожен на уровне 1996 – 1998 года. Его точку зрения поддержал профессор Казахского национального аграрного университета Галижан Мадиев, он полагает, что в основе государственной экономической политики должна лежать политика экономического роста, а не дальнейшего открытия доступа на рынки, в том числе сельскохозяйственные, и с этой точки зрения достаточно скептически оценил выводы экспертов Всемирного банка по последствиям вступления Казахстана в ВТО.

[inc pk='2216' service='media']

Между тем внутри самого клуба ВТО происходит процесс постоянного реформирования и изменения правил игры. Так, недавно 20 крупнейших стран-сельхозпроизводителей, таких как Аргентина, Канада, Новая Зеландия, Бразилия и ряд других, потребовали снизить уровень дотаций аграрному сектору в странах ЕС и США, приводящих к перепроизводству и подменяющих рыночные механизмы конкуренцией систем госдотаций. Группа западноафриканских стран добилась ликвидации хлопковых субсидий, в результате чего мировые цены на хлопок, скорее всего, поднимутся, что принесет прибыль производителям из развивающихся стран, в том числе из Казахстана.

Если взять текстильную промышленность, то режим ВТО на глобальном уровне начал действовать только с 2005 года, хотя остаточные квоты на импорт в Европе все еще существуют. Некоторые страны, в первую очередь Китай, уже смогли в полной мере воспользоваться свободным режимом торговли, подавляя конкурентов в ЕС, США и других странах, включая Казахстан. Несмотря на меры по стимулированию отечественного производства – снижение пошлин на сырье, освобождение от уплаты НДС при импорте оборудования, текстиль и обувь, производимые в Казахстане, по-прежнему неконкуренто-способны с китайскими товарами.

Основным инструментом конкуренции и «передовым отрядом» страны в ВТО будут кластеры

Председатель ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана Любовь Худова объясняет это тем, что значительная часть продукции поступает на внутренний рынок посредством челночного импорта и контрабандным путем. В связи с этим в правительстве рассматриваются вопросы повышения ставки таможенного платежа на товары, ввозимые физическими лицами в упрощенном порядке, сокращения весовых и стоимостных норм провоза в льготном и упрощенном порядках, улучшения таможенного администрирования для ликвидации занижения таможенной стоимости. На переговорах по ВТО Казахстан пытается даже повысить тарифы на текстильную и обувную продукцию по сравнению с существующим уровнем защиты.

В запасе – два года

Представители отраслевых ассоциаций финансового и телекоммуникационного сектора, розничной торговли строительной индустрии особого беспокойства по поводу вступления страны в ВТО не выражают, мотивируя это сформировавшимся уже конкурентным полем и хорошим уровнем действующих стандартов управления и сравнительной узостью казахстанского рынка. По согласованию с Ассоциацией финансистов РК министерством достигнута принципиальная договоренность о допуске на местный рынок филиалов иностранных банков после переходного периода. По телекоммуникационной отрасли идут переговоры по поводу снятия ограничений доли иностранных инвесторов (49%) в секторе междугородной и международной связи. Сегодня звонок, например, из Алматы в США в шесть раз дороже звонка из Австралии в США, а стоимость доступа в интернет в Казахстане в десять раз выше, чем в странах ЕС.

Что касается других отраслей, по мнению Дэвида Тарра, то в производстве лесоматериалов, транспортных средств, книгоиздательстве, неметаллической продукции и некоторых других снизится уровень занятости в результате снижения защитных тарифов, а на макроэкономическом уровне произойдет снижение реального обменного курса. Главный экономист Всемирного банка по Казахстану Марк Дэвис указал на необходимость снижения административных барьеров, борьбы с коррупционными сборами и привел любопытные данные по пилотному проекту перевозок по трассе Бишкек – Алматы – Петропавловск, где официальные сборы составили 153 доллара, неофициальные – 2018 долларов, а количество проверок 112 транспортных средств составило 665 раз! По его сведениям, в течение последних лет в Казахстане произошло ухудшение условий для бизнеса в области развития конкуренции, лицензирования, доступа к земле, однако значительно улучшился доступ к кредитным ресурсам.

Судя по поступившей в распоряжение «Эксперта Казахстан» программе по подготовке вступления Казахстана в ВТО, входящие в нее мероприятия будут проходить в течение 2007 – 2008 годов. Можно сделать вывод, что вступление в ВТО произойдет в начале 2009 года, и республика поставит своеобразный рекорд, вступая в эту организацию в течение 12 лет.

[inc pk='401' service='table']
Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?