Факультет конкретных вещей

Редакционная статья

Факультет конкретных вещей

Правительство и Национальный банк в этом году быстро сумели договориться и утвердить основные направления экономической и социальной политики и прогнозы экономических показателей на 2007 год. В прошлом году совместное заявление было подписано только 1 марта, а ранее этот документ не подписывался ежегодно, потому как взаимодействие двух государственных органов было, скажем так, не столь плодотворным, как сейчас.

Документы за 2006 и 2007 год мало отличаются друг от друга. По крайней мере, сформулированные задачи очень похожи. В прошлом году в качестве приоритетов были определены: обеспечение макроэкономической стабильности, создание инновационной экономики и развитие несырьевого сектора, формирование условий для развития малого и среднего бизнеса, повышение благосостояния населения. В этом году остаются те же задачи. Но добавились еще две цели глобального характера: развитие государственно-частного партнерства и эффективная интеграция в мировую экономику.

Понятно, что за столь короткий промежуток времени (год) решить такие масштабные задачи, как, например, диверсификация экономики, невозможно, поэтому они плавно перетекают из года в год, из документа в документ. Но вот развитие государственно-частного партнерства – тема новая. В общих чертах позиция правительства известна – многие инфраструктурные проекты (строительство железных и автомобильных дорог, объектов энергетической отрасли, транспортной инфраструктуры и т.д.) будут осуществляться с участием частного капитала. Главные преимущества данного вида сотрудничества: тендерная основа выбора партнера, открытость и прозрачность, взаимная прибыльность проекта, распределение рисков, механизм разрешения споров, установление точных пределов ответственности.

В некоторых странах законы о концессиях уже работают, например, в США, Канаде, Чехии, Южной Корее. Но большинство государств только начинает понимать выгоды государственно-частного партнерства и адаптировать законодательство под новые формы сотрудничества. Казахстан осенью прошлого года тоже принял закон «О концессиях», но он получился недостаточно «кондиционным», потому что в нем прописаны только общие принципы взаимодействия государства и частного бизнеса. Теперь предстоит его сделать законом прямого действия.

Правительство уже не ставит своей задачей создание условий для сохранения высоких темпов развития экономики. Во многом этот рост экстенсивный – наращивается добыча углеводородов, растут цены на сырьевые экспортные товары, но особенность текущего момента состоит в том, что нет острой необходимости форсировать рост ВВП. Значит, есть время для передышки и для того, чтобы через несколько лет получить в итоге качественный экономический рост.

Как это сделать? Способствовать развитию малого и среднего бизнеса, проводить структурные реформы в экономике, поддерживать частные инициативы, повышать качество образования.

Понимание этих проблем в правительстве есть. Однако не хватает конкретики. Исполнительная власть, например, заявляет о том, что «в целях экономической эффективности планируется внедрение методики оценки производительности труда по отраслям». Между тем целевых параметров не существует в природе, поскольку с советских времен изучение этого фундаментального показателя так и не было поставлено на научную основу. Во многих экономических преобразованиях мы чаще руководствуемся принципом: посмотреть, как у других, и сделать по-своему. Но интуиция – не самое лучшее средство при принятии экономических решений государственного масштаба. Конечно, можно привлекать специалистов международного класса, но, как показал опыт взаимодействия по кластерной программе, такой консалтинг далеко не всегда эффективен. Поэтому Казахстан должен формировать свою научную мысль, чтобы любая инициатива по законам рынкам получала экономическое обоснование.

Но это не единственная макроэкономическая проблема. Высокий экономический рост сопровождается все больше раскручивающейся инфляцией. Антиинфляционные меры, которые правительство собирается предпринять, довольно ограниченны. Некоторые из них мы уже проходили, и безуспешно. Например, так и не был обеспечен беспрепятственный доступ сельхозпроизводителей к рынкам. Все острее становится ситуация с государственным управлением и на других направлениях. На рынках, где доминируют монополисты, практически бесконтрольно растут цены. Взять те же энерготарифы и цены на бензин. Рост стоимости энергетических ресурсов автоматически провоцирует разгул инфляции.

Чтобы держать макроэкономическую стабильность под контролем, правительству нужно иметь не только четкие программы развития тех или иных отраслей, но и умело пользоваться административными рычагами, если того требует экономическая ситуация.