Опять двойка

Взлет АТФ-Банка с четвертого на третье место в банковском рэнкинге по предварительным итогам 2006 года подтвердил очевидный факт: большой тройки в традиционном виде больше не существует. Рыночная же доля игроков зависит в первую очередь от их успехов на рынке розницы

Опять двойка

Перераспределение долей между банками было ожидаемо. Уже по итогам 2005 года стало понятно, что отрыв занимающих первые две строчки в ранжире банков Казахстана Казкоммерцбанка и ТуранАлема даже от соседствующего с ними Народного банка весьма значителен. По данным Агентства финансового надзора, на 1 января прошлого года активы ККБ превысили 1 трлн тенге, БТА немного недотянул до этой отметки – 963,6 млрд тенге, а НБК отстал от него более чем на 400 млрд тенге – 558,4 млрд. Зато банки второй, или, как ее еще называют, малой тройки – АТФ, Альянс и ЦентрКредит – шли голова в голову: их активы на ту же дату соответственно составили 353,4, 336,9 и 333,3 млрд тенге.

Прошлый год для казахстанских банков, во всяком случае для первых шести, прошел под знаком роста. Активы ККБ, БТА и НБК выросли в два раза, следующих трех банков – более чем в три раза. Специалисты связывают этот банковский бум с активным развитием розничного бизнеса. Как говорит председатель правления АО «Казкоммерцбанк» Нина Жусупова: «Вдруг выяснилось, что банки сегодня имеют ценность только в том случае, если работают на розничном рынке. При оценке стоимости банковского актива в первую очередь важна доля не в корпоративном бизнесе, а в рознице. В этом нас убедил пример россиян, Украины и Воcточной Европы. Все это поняли и кинулись в розницу. Я считаю, что основная борьба пойдет именно в этом секторе бизнеса».

Стратегия одна на всех

Вплоть до недавнего времени банки действительно больше ориентировались на корпоративных клиентов. Более того, многие банковские структуры были специально созданы учредителями для обслуживания своего бизнеса, то есть рассматривались как источник финансирования определенной группы. Для этого существовали объективные причины: низкие доходы и платежеспособность населения, а значит, и невысокий потребительский спрос, и, как следствие, отсутствие интереса со стороны граждан на банковские кредиты. Все изменилось в начале 2000-х: с ростом экономики увеличились и доходы населения, и потребление. Стало понятно, что кредитование физических лиц сулит банкам большую прибыль и быстрый рост активов. Это подтолкнуло их к пересмотру своих стратегий развития с акцентом на розничном бизнесе.

В 2005–2006 годах все крупные банки озвучили свои стратегические планы. Так, например, в стратегии, рассчитанной на 2006–2015 годы, ТуранАлем приоритетными для развития объявил обслуживание частных лиц и предпринимателей и увеличение доли розничного бизнеса в банковском портфеле до 50%. Именно этот сегмент, как задумано, должен вывести БТА на лидирующие позиции в Казахстане и СНГ. ККБ также в 2005 году принял новую стратегию развития, где сделан упор на розницу и кредитование предприятий малого и среднего бизнеса, хотя и отстал в сегменте розничного бизнеса от других банков, потеряв долю на 3,6%. Тем не менее Нина Жусупова оценивает 2006 год в этой части как очень успешный. «После принятия новой стратегии в 2005 году мы занимались технологиями, продуктами, развитием сети. Этим можно объяснить некоторое падение на рынке розницы в первом полугодии 2006 года. Более активно мы стали присутствовать на рынке во втором полугодии и очень хорошо продвинулись в этот период», – объясняет глава ККБ.

Одну из основных задач на 2005–2007 годы Народный банк видит в том, чтобы стать ведущим банком на рынке розничных услуг и кредитования малых и средних предприятий. Его цель – завоевать не менее 25% доли по всем ключевым сегментам рынка.

Даже известный своим консервативным подходом к ведению бизнеса АТФБанк стремится развивать розничный бизнес, хотя в большей степени позиционирует себя как банк для малого и среднего бизнеса (МСБ). Как считают в АТФБанке, развитие розницы закономерно, поскольку корпоративный рынок не растет столь стремительными темпами. Чтобы нарастить клиентскую базу, нужно переходить на массовый сегмент рынка. В то же время АТФ пока не практикует предоставление экспресс-кредитов в отличие от своего ближайшего конкурента на рынке Альянс Банка. Именно этому банку принадлежит пальма первенства на рынке кредитования физических лиц в Казахстане. Так, по данным самого Альянса, его доля на рынке кредитования физических лиц на 1 сентября 2006 года составила 18,2%, он выдал более 30% от общего числа кредитов в стране. В этом можно не сомневаться: точки продаж банка в Алматы, например, открыты даже на остановках общественного транспорта.

Банк ЦентрКредит обозначил свою стратегическую цель на 2006–2008 годы в повышении рыночной доли до 9%. Приоритетными при этом являются такие направления бизнеса, как розничное кредитование и МСБ, продажи кредитных и платежных карточек и привлечение депозитов физических лиц. Мы видим, что казахстанские банки ставят похожие задачи для достижения похожей цели: увеличить свое присутствие на банковском рынке за счет расширения спектра услуг.

Позиционная борьба

Итак, все банки хотят нарастить свою долю на рынке. Мы не касаемся менее крупных игроков, но можно сказать, что амбициозные планы вынашивает весь банковский сектор. Летом прошлого года, например, Темирбанк заявлял о своем намерении достичь к 2009 году 20-процентной доли на розничном рынке. Слияние с БТА позволит, очевидно, решить эту задачу гораздо раньше. Казалось бы, обычному потребителю банковских услуг нет дела до того, какое место занимает банк. Однако, по мнению Нины Жусуповой, доля на рынке для банка в определенный момент приобретает большое значение. «Доля нужна однозначно. Это не только вопрос имиджа, она имеет материальный эквивалент, поскольку обернется прибылью в будущем», – говорит она.

Системообразующие банки в кризисной ситуации могут рассчитывать на помощь государства. То есть, грубо говоря, правительство не заинтересовано в падении крупного банка, поскольку потеря гражданами значительной доли вкладов вызовет недовольство населения, направленное не только на банк, но и на государство. Дефолт крупного банка не желателен для всей системы, потому что может вызвать цепную реакцию: начнется отток депозитов, что негативно скажется на всей экономике. Не случайно в конце года рейтинговое агентство Fitch при изменении прогноза по рейтингам первой тройки банков на «позитивный» сделало такое пояснение: «Рейтинги БТА, ККБ и Народного банка отражают мнение Fitch о высокой степени готовности властей Казахстана предоставить поддержку этим банкам в случае необходимости, принимая во внимание их значимость для банковской системы страны и значительные доли рынка». В то же время прогноз по рейтингам банков из второй тройки был сохранен на уровне «стабильный». «Рейтинги Альянса, АТФБанка и БЦК отражают мнение Fitch об умеренной готовности властей Казахстана предоставить поддержку этим банкам в случае необходимости, принимая во внимание их значительные доли рынка», – говорится в сообщении рейтингового агентства.

При присвоении рейтинга, таким образом, учитывается позиция банка, а высокие рейтинги означают лояльное отношение к банку иностранных инвесторов и возможность привлечения внешних займов на лучших условиях. Более дешевое, чем у конкурентов, фондирование позволяет банкам при прочих равных условиях (например, при продаже процентных продуктов) получить более высокую маржу.

Невидимая миру борьба за место на рынке ужесточается. По мнению экспертов, особенно остро развернется конкуренция за третье место. Именно позиция Народного банка оказалась наиболее уязвимой, что и показал неожиданный выход вперед АТФБанка. Неожиданный потому, что он, в принципе, не претендовал на него. В стратегии на 2005–2007 годы АТФ ставит своей задачей «укрепление позиции в четверке крупнейших банков Казахстана». Прошлым летом он лишился даже привычного для себя четвертого места, уступив Альянс Банку. По итогам первого полугодия Альянс обогнал АТФ по объему активов: 524,7 млрд тенге против 462,2 млрд. Только к декабрю прошлого года АТФ удалось восстановить свою позицию, а к концу года подняться еще на ступеньку выше. Управляющий директор Банка ЦентрКредит Мурат Абишев считает, что это произошло достаточно случайно. «Не думаю, что у АТФ стояла цель обойти по активам Народный банк на конец 2006 года, скорее всего, это произошло в борьбе с Альянс Банком. Ведь ни для кого не секрет, что во второй половине прошлого года между АТФБанком и Альянсом шла скрытая борьба за четвертое место по валюте баланса», – говорит он.

По мнению председателя правления Альянс Банка Даурена Керейбаева, причиной столь резкого роста стали краткосрочные сделки, проведенные АТФБанком. «Если говорить о датах, то мы увидим, что рост АТФ был не в течение нескольких месяцев, а конкретно в последний месяц года. Это, очевидно, связано с какими-то краткосрочными сделками, в результате которых достаточно резко выросла валюта баланса. И по итогам декабря АТФ занял третью строчку в иерархии банков. Однако, по предварительным данным, уже сегодня АТФ вернулся на свою позицию», – прокомментировал он ситуацию «Эксперту Казахстан».

Как ожидают участники рынка, в будущем возможны любые рокировки, за исключением первой двойки банков, позиции которых стабильны. Мурат Абишев считает, что это коснется игроков, занимающих третье, четвертое и пятое места. В то же время общая доля большой тройки однозначно уменьшится, так как она сокращается по многим позициям на протяжении двух-трех последних лет. Это мнение разделяет и Сергей Скороходов, начальник аналитического отдела Банка ТуранАлем. «Доля большой тройки, скорее всего, сократится. Если говорить о позиции банков в 2007 году, то ККБ и БТА сохранят за собой лидирующее положение, причем со значительным отрывом. А НБК, АТФ, Альянс Банк и, возможно, БЦК составят своеобразную «группу преследования».

Рост за счет займов

Как говорилось выше, многие казахстанские банки за 2006 год прибавили в росте. Это касается не только лидеров рынка, но и более мелких игроков. Здесь можно отметить Темирбанк (167%) и Казинвестбанк (177%). По мнению Мурата Абишева, на рост всего банковского сектора в основном повлияли ККБ, БТА, АТФ и Альянс. «При этом последние два игрока банковского сектора, увеличиваясь в разы, «ломают» рынок, – говорит г-н Абишев. – Остальные более или менее крупные участники просто вынуждены расти большими темпами, чем планировалось, чтобы не потерять свою долю на рынке. Таким образом, вся система растет большими темпами, что и настораживает все международные финансовые институты и, конечно же, АФН».

Развитие розничного кредитования находится в прямой зависимости от внешних заимствований. Привлекая «длинные» деньги с международных валютных рынков, банки могут кредитовать долгосрочные проекты и наращивать объемы ипотечных кредитов, по определению более длительных, нежели потребительские займы. В то же время экспресс- и потребительское кредитование позволяет не только очень быстро увеличить активы за счет потенциально объемного рынка, но и получить больший доход, так как во всем мире является более дорогим видом заимствований за счет высоких рисков. «Определение целевых сегментов рынка и аппетиты на риски зависят от самого банка, его запаса прочности, от того, как выстроен риск-менеджмент», – считает г-жа Жусупова. Так, Альянс Банк выбрал рост за счет потребительского кредитования и добился успеха. Правда, у специалистов возникли вопросы к качеству его активов. «Альянс Банк существенно увеличил свою долю на рынке за последнюю пару лет, однако я не думаю, что стоит ожидать продолжения подобных темпов роста в будущем. В рознице этот банк набрал большое количество клиентов с невысоким уровнем доходов. Для дальнейшего роста сравнимыми темпами Альянс Банку придется резко увеличивать филиальную сеть, а это обычно занимает время», – считает Андрей Тимченко, управляющий директор Казкоммерцбанка. В самом Альянс Банке также понимают, что им вряд ли удастся повторить прошлогодний рост, и видят свою задачу, по словам г-на Керейбаева, в том, чтобы расти вместе со всем банковским рынком. «В предыдущие годы мы росли существенно быстрее. Сейчас мы будем расти чуть динамичнее, но тем не менее нижней планкой для нас будут общие темпы роста банковской системы», – говорит он.

Народный банк рос более медленными темпами, судя по его показателям, нежели АТФБанк и Альянс Банк. В то же время, по мнению Мурата Абишева, качественные показатели (доходность, капитализация, качество портфеля и т.д.) у Народного в большинстве своем «самые лучшие среди первой шестерки банков».

Следует также отметить, что Народный банк избрал и наиболее консервативную политику по отношению к внешним заимствованиям. Как заявил на одной из пресс-конференций прошлым летом глава Народного банка Григорий Марченко, банк не намерен до конца года делать заимствования из-за достаточности внутренних источников, то есть корпоративных депозитов и вкладов населения. По словам г-на Марченко, в Народном банке внутренние источники составляют 61% общего объема фондирования, в то время как в других банках – 30% и меньше. НБК также отказался от первоначальных планов относительно субординированного займа на 300 млн долларов в связи с более быстрым, чем предполагалось, ростом депозитов. На 31 марта прошлого года НБК, по данным ИА Cbonds, привлек 200 млн долларов на рынке еврооблигаций и 100 млн долларов – на рынке ABS. Тот же АТФ в прошлом году сделал самое крупное заимствование в истории банка – синдицированный заем объемом 550 млн долларов, кроме того, привлекал и более мелкие суммы. Эти деньги также способствовали росту банка.

В целом, несмотря на принятые регулирующими органами меры по ограничению внешних заимствований, банковский сектор привлек, по нашим подсчетам, свыше 15 млрд долларов. Растущий спрос на кредиты не только со стороны компаний, но и физических лиц при ограниченной емкости рынка депозитов вынуждает банки в поисках фондирования обращаться к зарубежным источникам капитала. На этом фоне позиция Народного банка выглядит достаточно обособленной.

По нашим данным, НБК действительно имеет наиболее значимую долю на рынке вкладов физических лиц, хотя в прошлом году потерял 2,2%, а по доле на рынке депозитов корпоративных клиентов уступает только Казкоммерцбанку. Но и другие крупные банки имеют достаточные внутренние источники, не отказываясь при этом от внешних привлечений. Возможно, именно поэтому Народный банк растет более медленными темпами по сравнению с конкурентами. Эксперты на наш вопрос о причинах отставания НБК, который, являясь правопреемником Сбербанка КазССР, имел наиболее выгодные начальные условия по сравнению с другими коммерческими банками, говорили в основном об усилении конкуренции на тех рынках, которые НБК унаследовал у Сбербанка, прежде всего, в обслуживании населения. Некоторые из них полагают что Народный оказался просто неготовым к такому быстрому наступлению на его позиции. К сожалению, г-н Марченко отказался дать нам свои комментарии по поводу сложившейся на начало года ситуации, как и руководство АТФ. В то же время в информационной справке АТФ говорится, что «банк входит в тройку крупнейших по величине активов финансовых институтов Казахстана».

Двойка, тройка, шестерка

Снизит ли накал борьбы новая расстановка сил на банковском рынке Казахстана и следует ли нам ждать новых рокировок в 2007 году? Определились безусловные лидеры – Казкоммерцбанк и Банк ТуранАлем – и четверка крупных игроков. Мурат Абишев считает, что основная борьба между этими банками еще впереди. «Думаю, что каждый из этих банков ставил и будет ставить перед собой четкие цели и задачи, которых они будут добиваться, в связи с чем первая двойка, мы и другие банки будут пересматривать свои планы». А начальник аналитического отдела АТФБанка Айтолкын Курманова даже предполагает, что возможно изменение позиций в первой двойке: «Если сегодняшний лидер банковской системы Казкоммерцбанк пока сохраняет свое лидирующее положение, с консолидацией активов БТА (с Темирбанком) ККБ придется отойти на второе место, впрочем, уверенное второе – потому что разрыв по активам между вторым и третьим местом значителен». В то же время Сергей Скороходов из ТуранАлема считает преждевременным говорить о возможных изменениях в позиции двойки, поскольку отчет финансовых показателей БТА будет утвержден после международного аудита в конце I квартала.

Все эксперты прогнозируют обострение конкуренции за третье место, причем пока трудно сказать, какой именно банк – Народный, Альянс или АТФ – его займет. Даурен Керейбаев высказался достаточно радикально: «Сейчас уже не имеет значения, какую позицию банк занимает – 3, 4 или 5-ю. Четко определилась двойка – БТА и ККБ – и остальные. Во втором эшелоне вообще будет неважно, кто какое место занимает: вперед выйдет то один, то второй, то третий. Размер валюты баланса сейчас не играет существенной роли для этой тройки банков». А по мнению г-жи Курмановой, сегодня правильнее брать в расчет шестерку банков, которые и определяют движение рынка.

На наш взгляд, доля на рынке все же будет определяющим показателем для оценки банка и в наступившем году и станет дополнительным стимулом для дальнейшего развития банковского сектора. Можно даже предположить, что обострение борьбы на банковском рынке приведет к слияниям и поглощениям более мелких игроков большими. Пока еще никто нас не переубедил в том, что большой банк и надежный банк – это не одно и то же. Любая компания стремится к росту. Главное, чтобы количественным показателям соответствовали качественные. Именно в этом залог надежности.

[inc pk='398' service='table']
Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики