Лидеры корпоративного роста

23 ноября на III Казахстанском форуме корпоративных секретарей были подведены итоги конкурса на звание «Корпоративный секретарь Казахстана 2011–2012 годов»

Булат Абдыкалыков
Булат Абдыкалыков

Победителем был выбран корпоративный секретарь компании «Казахтелеком» Булат Абдыкалыков. «Эксперт Казахстан» спросил у Булата Катшибековича, как ему и компании, которую он представляет, удалось добиться столь высоких результатов и какое значение в «Казахтелекоме» придают системе корпоративного управления (КУ).

— Какие методики, направленные на совершенствование системы корпоративного управления, используются в компании «Казахтелеком» и что позволило ей стать лидером по этому показателю?

— Дело в том, что корпоративное управление в нашей компании строится на таких базовых принципах, как ответственность, прозрачность, профессионализм и компетенция. В октябре 2009 года мы заключили соглашение об оценке анализа и подотчетности системы корпуправления с компанией Standard & Poor’s, являющейся признанным мировым лидером в сфере предоставления информации и услуг по оценке рисков. После проведения соответствующей оценки системы КУ компании «Казахтелеком» Standard & Poor’s присвоил нам рейтинг на уровне 5 баллов по методологии GAMMA — анализ и оценка эффективности корпоративного управления, подотчетности и менеджмента. В дальнейшем в ходе ежегодного пересмотра рейтинга в январе 2011 года Standard & Poor’s сообщил о повышении этого показателя с 5 до 5+. Это связано в основном с улучшением работы совета директоров компании. В дальнейшем диагностика корпоративного управления АО «Казахтелеком» проводилась ТОО «KPMG Tax & Advisory» в период с 12.09.2011 по 30.11.2011 года. Специалистами KPMG были исследованы события за период с 01.01.2010 по 30.11.2011 года. Согласно отчету о соответствии уровня корпоративного управления лучшей мировой практике, присланному KPMG 30.11.2011 года, уровень корпоративного управления АО «Казахтелеком» соответствует требованиям лучшей практики и составляет 64,8 процента. АО «Казахтелеком» было признано лидером по уровню РКУ среди дочерних компаний АО «Самрук-Казына», прошедших диагностику системы корпоративного управления в 2011 году. В настоящее время ведется анализ и оценка показателей 2012 года, по итогам которой будут приниматься решения о дальнейшем совершенствовании системы корпоративного управления.

— Сегодня выделяют две модели корпоративного управления. Англо-американскую, основанную на приоритете прав акционеров и осуществлении контроля через рынок капиталов, и континентальную модель банковского контроля, когда банки и их представители в совете директоров играют решающую роль в управлении предприятием. Какая модель применяется в системе корпоративного планирования в вашей компании и чем объясняется именно этот выбор?

— Я бы не стал говорить о том, что в нашей компании принята какая-то одна модель управления, мы подошли к этому вопросу комплексно и переняли наиболее эффективные механизмы каждой из упомянутых систем. У нас существует трехуровневая структура управления компанией. Высший орган — это общее собрание акционеров, орган управления — это совет директоров, исполнительный орган — правление. Работа совета директоров в части совершенствования корпоративного управления играет ключевую роль, так как сложные функции, которые на него возложены, требуют от него структурной организации, высокой степени формализации процедур совета директоров и менеджмента компании.

— Что, на ваш взгляд, позволило вам и компании стать лидером в конкурсе на звание «корпоративный секретарь Казахстана 2011–2012 годов»?

— Просто очень многое было сделано в этом направлении, и это работа не одного дня. Основными критериями отбора были профессионализм, опыт, уважение коллег и, конечно, личный вклад в развитие системы корпоративного управления, реализация на практике тех методик, которые были разработаны. К примеру, одним из важных факторов, определивших наш успех, стала разработка программы по организации и информированию о неэтических и неправомерных действиях в отношении заинтересованных лиц. Организована горячая линия, куда можно направлять жалобы и сообщения о нарушении этических принципов и ином, неправомерном поведении, и доступ к этой информации имеет только корпоративный секретарь, то есть лицо, непосредственно подотчетное совету директоров, которое регулярно прочитывает все полученные сообщения и принимает соответствующие меры. Ежеквартально отчитывается перед комитетом по аудиту совета директоров по работе горячей линии, и сегодня мы видим конкретные результаты этого нововведения. Это позволяет учитывать как интересы работников компании, а так как мы предоставляем услуги, то для нас важно и мнение клиентов.

— Сегодня в мире должность корпоративного секретаря становится одной из самых востребованных, в том числе благодаря тому, что одной из его задач является урегулирование корпоративных конфликтов. Как в вашей компании решаются подобные вопросы?

— Как говорят врачи, лучше предупреждать болезнь, чем ее лечить. Так же и здесь, важно не допускать подобных конфликтов, чем впоследствии работать над их разрешением. Действительно, большую роль в этом вопросе играет деятельность корпоративного секретаря, и то, что в нашей компании подобные конфликты не возникали, это не говорит о том, что нет этой проблемы, просто были приложены максимальные усилия по устранению потенциальных причин возникновения корпоративных конфликтов.

— Компании, соблюдающие стандарты корпоративного управления, имеют несомненное преимущество при привлечении инвестиций. Можно ли сказать, что популярный сегодня листинг на KASE может послужить укреплению инвестиционной привлекательности компании и укрепить систему корпоративного управления?

— Компании, соблюдающие стандарты КУ, работают по мировым стандартам, поэтому в части инвестиционной привлекательности они более интересны. Тот же листинг требует соблюдения определенных процедур, и инвестор получает первоначальную информацию с фондовых бирж, а там, где введены стандарты КУ, там больше прозрачности, что является базовым элементом листинга.

— Сегодня в системе КУ большое значение приобретает понятие гудвил, то есть деловая репутация компании. Какие преимущества у «Казахтелекома», по сравнению с другими «дочками» «Самрук-Казыны», в части повышения показателя гудвила?

— У нас уделяется значительное внимание укреплению деловой репутации и работа с госсектором в части укрепления гудвила для нас крайне важна. Значительное влияние на уровень деловой репутации оказывает и слаженность работы коллектива, когда все видят положительную динамику в работе акционерного общества и у них вырабатывается доверие к нам и тому, что мы делаем. Мы все понимаем, что деловая репутация — это нематериальный актив, сегодня еще можно встретить руководителей компаний, которые считают, что для них главное — прибыль, о таком понятии, как гудвил, они даже не слышали. В «Казахтелекоме» всегда подходили к этому вопросу куда более вдумчиво. Да, материальные активы — это важно, но без доброго имени они ничто. И совет директоров «Казахтелекома» всегда это понимал.

Сегодня положительная деловая репутация нашей компании — это тот базис, на котором выстраивается вся система корпоративного управлении компании, потому что благожелательное отношение контрагентов, их доверие дает нам больше, чем какие-то сиюминутные выгоды. Все мы понимаем, что отрицательная деловая репутация показывает нестабильность положения компании и недоверие к ней со стороны контрагентов. Поэтому «Казахтелеком» прикладывает максимальные усилия для улучшения показателей гудвила и сохранения доброго имени.

— Многие инвесторы считают КУ надежным инструментом прозрачности ведения бизнеса компаниями и эффективности их менеджмента. Как в «Казахтелекоме» качество КУ влияет на интерес инвесторов?

— Интерес к компании неуклонно растет, и, конечно, качество КУ на это влияет в значительной степени. Одним из принципов корпуправления является прозрачность, и сегодня «Казахтелеком» — это прозрачная компания. Мы раскрываем всю информацию, которая интересует инвесторов, они видят, что мы работает по чистым схемам, уважаем права инвесторов и работаем во взаимовыгодном ключе. Большую роль для инвесторов играет и корпоративный дух компании, когда люди, работающие в компании, довольны общим микроклиматом, когда все недочеты и проблемы решаются коллегиально, тогда это серьезно влияет и на качество корпоративного управления, и на нашу инвестиционную привлекательность. Тот корпоративный дух, который сегодня создан в «Казахтелекоме», позволяет нам решать глобальные задачи, и без этой атмосферы, царящей здесь, многое не удалось бы сделать. Иностранные инвесторы, сравнивая стандарты корпоративного управления в разных компаниях, понимают преимущества нашей особенности ее функционирования, а главное — тот массив информации, который выставляется для публичного доступа, позволяет доверять нам на все сто процентов. Но это не говорит о том, что мы не работаем над совершенствованием наших корпоративных стандартов, наоборот, как только на мировых рынках появляются новые подходы к КУ, мы внимательно следим за ними и коллегиально принимаем решения, впишутся ли они в наши реалии, сделают ли систему корпоративного управления более совершенной. Важно отметить и то, что наши инвесторы имеют возможность максимально объективно оценивать свои риски, им предоставлена информация о том, как компания учитывает интересы всех акционеров, включая миноритарных, что позволяет принимать правильные инвестиционные решения.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики