Текстильная синергия

Инвестиционная группа Resmi и корпорация НИМЭКС объединили свои текстильные подразделения в совместном предприятии. В результате этого слияния на рынке появится сильный игрок, который сможет успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на внешнем рынке

Текстильная синергия

В начале прошлой недели «Эксперту Казахстан» как в Resmi Group, так и в корпорации НИМЭКС подтвердили информацию о создании совместного предприятия АХБК-НИМЭКС. В актив новой компании группа Resmi передает Алматинский хлопчатобумажный комбинат и маркетинговые технологии в области текстильного рынка, холдинг НИМЭКС – компанию «НИМЭКС-Текстиль» (Усть-Каменогорская текстильная фабрика), два хлопкоперерабатывающих завода и хлопковые хозяйства в Южном Казахстане.

По прогнозам участников проекта, СП будет полноценной вертикально-интегрированной структурой, которая в дальнейшем сформируется как серьезный игрок на текстильном рынке стран СНГ. Это станет возможно благодаря тому, что новая компания объединит интеллектуальные и производственные мощности текстильных и хлопковых подразделений двух холдингов. На сегодняшний день это первый пример кластерного объединения в текстильной отрасли.

Громкий хлопок

Идею создать текстильный союз Resmi Group рассматривала еще несколько лет назад. В числе претендентов, помимо корпорации НИМЭКС, были такие ведущие компании, как «Альянс “Казахский Русский текстиль”» (совместный проект «Альянса “Русский текстиль”» с казахстанским партнером ОАО «Мырзакент») и АО «МЕЛАНЖ».

Из всех компаний заинтересованность проявил только НИМЭКС, который также искал себе партнера на текстильном рынке. И Resmi Group, и НИМЭКС заверяют, что инициаторами объединения являются они оба. «На тот момент, когда мы узнали, что АХБК рассматривает возможность стратегического партнерства, корпорация НИМЭКС тоже искала партнера, – рассказывает директор алматинского филиала ТОО «АХБК-НИМЭКС» Жантас Асканбаев. – В частности, мы вели переговоры с узбекско-корейской текстильной компанией «Кабултекстайл» по созданию совместного предприятия в свободной экономической зоне Шымкента. Но переговоры не увенчались успехом, так как «Кабултекстайл» не устраивали более дорогие условия производства в части рабочей силы и ресурсов».

По словам вице-президента Resmi Group Еркена Кошкинбаева: «Деятельность ТОО «АХБК-НИМЭКС» будет сосредоточена на производстве и переработке хлопка, развитии прядильно-ткацкого, отделочного производств (как смесовых, так и натуральных тканей) и швейном направлении. Помимо этого в актив компании войдут квалифицированный персонал, модернизированное оборудование, брендовое наполнение, эффективная система менеджмента, управления продажами и дистрибуцией, клиентская база и школа отечественного дизайна».

Центральный офис АХБК-НИМЭКС расположен в Алматы (на территории АХБК) и представляет собой финансово-маркетинговый центр, осуществляющий стратегическое планирование, контроль и закупки. Процессинговый центр выращивания и производства хлопка будет располагаться в Шымкенте в зоне казахстанского текстильного кластера. В течение этого года ожидается запуск отделочного и швейного производств в Усть-Каменогорске.

Интеграция по вертикали

Главной причиной создания текстильного союза является желание сторон эффективно использовать конкурентные качества друг друга.

Деятельность АХБК главным образом сосредоточена на отделочном и швейном производстве из натуральных тканей. Такую специализацию комбинат приобрел только после того, как он вошел в состав Resmi Group. Перед АХБК была поставлена цель – переориентация в сторону выпуска и реализации готовой продукции с более высокой добавленной стоимостью.

По словам г-на Кошкинбаева, «достигнуть этого можно было за счет концентрации на отделочном производстве, что и было реализовано. Если в 2002 году 80% продукции составляло суровье (тканевый полуфабрикат), то уже в 2006-м комбинат снизил этот показатель до нуля. Именно на стадии отделочного производства получается самая высокая добавленная стоимость. Подобными производственными мощностями в Казахстане обладает только АХБК».

 «Если посмотреть на развитие западных текстильных компаний, то можно отметить, что сейчас они выводят такие направления, как производство пряжи в третьи страны, так как эти производственные направления слишком увеличивают себестоимость готовой продукции. У себя они оставляют красильно-отделочные направления, благодаря чему и получают высокую добавленную стоимость», – отмечает председатель Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана Любовь Худова.

В результате развития только отделочного и швейного производств АХБК теперь приобретает суровые ткани у отечественных или узбекских компаний. Это, в свою очередь, помимо увеличения добавленной стоимости, позволило комбинату сфокусироваться непосредственно на производстве продукции, маркетинге, дистрибуции и дизайне.

[inc pk='2205' service='media']

Комбинат производит продукцию в основном из натуральных тканей и не работает со смесовыми аналогами, хотя потенциал рынка этих тканей в Казахстане и регионе очень высокий. При большой потребности в этой продукции у нас она практически не производится. Главными импортерами являются Россия и Китай. Жантас Асканбаев рассказывает: «Основные тендеры на приобретение спецодежды (для строителей или армии) в Казахстане и Узбекистане (тоже не имеет собственного производства) выигрывает российский текстильный комбинат «Чайковский». Старается не отставать от своего российского конкурента и белорусская компания “Маготекс”».

В Казахстане лишь относительно недавно начала осваивать этот рынок компания «НИМЭКС-Текстиль» (подразделение корпорации НИМЭКС) на базе Усть-Каменогорской текстильной фабрики. Корпорация инвестировала уже более 30 млн евро в модернизацию предприятия и приобретение германского оборудования. После создания СП, АХБК сможет увеличить ассортимент выпускаемой продукции, благодаря доступу к производству смесовых тканей.

Передислокация производственных мощностей в регионы страны позволит Resmi Group оптимизировать свой текстильный бизнес и снизить его себестоимость. Вместе с тем у инвестиционной группы высвобождается довольно привлекательный актив в виде огромного земельного участка, который сегодня можно выгодно пустить под девелоперские проекты. «Развитие текстильного направления в Алматы уже предопределено. Рост этой отрасли будет происходить только в южных регионах страны. Сейчас мы ведем переговоры с властями города и международной консалтинговой компанией по определению концепции земельного участка АХБК», – говорит Еркен Кошкинбаев.

Двойной узел

Хлопковые активы корпорации НИМЭКС расположены в основном в южном регионе страны – это большое количество хлопковых хозяйств и два хлопкоперерабатывающих завода. Южно-Казахстанская область отличается своими низкими производственными затратами. Во многом благодаря кластерной инициативе, согласно которой текстильным компаниям предоставлены преференции и льготы, именно здесь расположены все основные текстильные предприятия страны.

Корпорация является одним из лидеров в хлопковой отрасли. Она производит и перерабатывает третью часть от общего объема производства хлопка в стране. В 2006 году она вырастила и переработала 120 тыс. тонн хлопка (всего в Казахстане собрано 300 тыс. тонн). При этом НИМЭКС больше работает как производственная компания. По словам Жантаса Асканбаева: «Мы поставили перед собой цель развиваться не только в производственном направлении, но и активно продвигаться в плане сбыта продукции, дистрибуции и маркетинга. Однако у нас в этой сфере практически нет опыта. Сотрудничество с Resmi Group, которая имеет богатую практику в части продвижения текстильной продукции на внутреннем и внешних рынках, позволит восполнить этот недостаток. Более того, нам интересен их богатый опыт в области создания популярных текстильных торговых марок, развития дизайна, а также их дистрибьюторская сеть и клиентская база. В свою очередь мы предоставляем им доступ к своим хлопковым и текстильным активам».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики