Конкурентоспособность до востребования

Программа нового правительства, несмотря на неплохо прописанные в ней ориентиры, может остаться на бумаге, если в управлении экономикой не будет соблюден баланс между государственным регулированием и развитием свободного предпринимательства

Конкурентоспособность до востребования

Месяц, прошедший с момента назначения нового премьер-министра страны и кадровых рокировок в кабинете министров, включил в себя такое количество событий и громких заявлений должностных лиц, что в иное спокойное время их могло бы хватить и на полгода. Предпринятый Каримом Масимовым вояж по всем министерствам (в каждом из них прошла коллегия, на которой подводились итоги и представлялись планы на будущее) завершился презентацией программы нового правительства на 2007–2009 годы. Это выступление в парламенте носило несколько ритуальный характер, поскольку премьер был предельно лаконичен – он не назвал ни единой цифры и не озвучил даже макроэкономические показатели, к достижению которых будет стремиться кабинет министров. Правда, депутатам накануне раздали официальный текст доклада, и там кое-какие показатели все же были. Но текста самой программы депутаты так и не получили. Собственно, и депутаты за редким исключением не слишком озаботились анализом и критическим разбором доклада, а предпочли воспользоваться парламентской трибуной, чтобы поговорить с новым главой кабинета о своем, наболевшем. «Эксперт Казахстан» смог ознакомиться с проектами доклада и программы действий правительства на 2007–2009 годы, которые были подготовлены для премьера Министерством экономики и бюджетного планирования. С текстом официального доклада мэбповский проект не слишком расходится, разве лишь тем, что содержит больше конкретики. Эксперты, которые читали документ, отмечают, что официальный текст документа лучше структурирован. Поэтому есть смысл рассмотреть все три, а также посмотреть, как изменились задачи и цели правительства по сравнению с прошлым годом (год назад Даниал Ахметов после выборов тоже докладывал парламенту о программе действий на 2006–2008 годы.) Ввиду того что документы эти очень объемные, есть смысл остановиться на некоторых, на наш взгляд, наиболее важных вещах.

Главные вызовы

«Экономика Казахстана развивается в условиях большого притока в страну иностранной валюты, иностранного капитала за счет достаточно высокого уровня мировых цен на нефть и другие сырьевые товары, роста объема внешнего заимствования банковского сектора и иностранных инвестиций. Это оказывает инфляционное давление на экономику, а также давление на обменный курс тенге в сторону укрепления», – отмечают аналитики МЭБП.

Одно из неблагоприятных последствий – ухудшение активов банков в случае замедления роста экономики, поскольку основная доля выданных кредитов приходится на торговлю, строительство, непроизводственную сферу и индивидуальную деятельность.

Особенностями экономики Казахстана по-прежнему являются сырьевая направленность, слабая интеграция в мировую экономику, слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны, низкие расходы на НИОКР и, как следствие, отсутствие эффективной связи науки с производством и т.д.

Бюджетирование, ориентированное на результат, – лишь одна из возможных технологий повышения эффективности работы государственного сектора

Доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП, по оценке МЭБП, в 2006 году составила 10,7%, тогда как в 2003 году она достигала 14,2%. Доля обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства снизилась за этот же период с 48,9 до 37%.

Если индекс физического объема в обрабатывающей промышленности в 2002 году составлял 8,1%, то в 2003-м – 7,9, 2004-м – 9,2, в 2005-м – 7,6, по итогам 2006 года – 7,3%.

Наибольший поток инвестиций по-прежнему направляется в добывающий сектор. В 2006 году 32,9% от общего объема инвестиций были направлены в отрасли добычи нефти и газа, в то время как в обрабатывающую промышленность – всего 11,3%.

Соотношение финансирования науки к ВВП остается также на крайне низком уровне. В соответствии с законом РК «О республиканском бюджете на 2007 год» затраты на науку в 2007 году составят 16,946 млн тенге, или 0,14% от ВВП.

Усиливается разрыв между оплатой труда работников разных отраслей экономики. Так, в ноябре 2006 года среднемесячная заработная плата работников горнодобывающей промышленности составила 78 495 тенге, обрабатывающей – 48 152, работников системы образования – 24 396, здравоохранения – 21 142 тенге.

«Особую озабоченность вызывает отсутствие конкретных результатов в части прорывных проектов, продвижения отечественной продукции за рубеж», – говорится в проекте доклада, подготовленном МЭБП. Из текста официального доклада эти данные выпали. Там осталась лишь общая констатация «отдельных проблем».

Между тем тема анализа качества происходящих процессов получила продолжение в правительстве. Выступая на расширенном заседании, вице-премьер-министр экономики и бюджетного планирования Аслан Мусин заявил, что «многие положительные процессы в экономике проходят сегодня по инерции, благодаря заданной позитивной энергии, заложенной в этих реформах. В то же время анализ показывает, что в деятельности правительства, государственных органов и акимов нет четкой координации и должной инициативы в работе по обеспечению роста конкурентоспособности страны. Если мы будем и далее придерживаться такой позиции, нам не избежать серьезных системных ошибок». Действительно, сейчас наблюдается ряд тревожных факторов в макроэкономике. В последние два года рост осуществляется в основном за счет отраслей, работающих на внутренний рынок. Прежде всего, это строительство и финансовые услуги. Так, по данным вице-премьера, средний показатель роста промышленности за последние два года составил 5,9%, а экспорт в натуральном выражении вырос всего на 2,8%. В то же время динамика роста в строительстве и секторе финансовых услуг достигает почти 40%. В результате эти две отрасли обеспечивают в настоящее время около 30% роста экономики. В структуре экспорта преобладают поставки нефти и металла, доля несырьевой части составляет не более 6–8%. Из года в год растут расходы государственного бюджета. На руках у населения имеются значительные денежные средства, которые не идут на финансирование проектов, модернизацию экономики, а в основном направляются на раздувание «пузыря» на рынке недвижимости. «Нам не удалось создать необходимые инструменты для инвестирования свободных денежных средств населения в другие прибыльные проекты. Все это способствует усилению инфляционных процессов», – констатировал Аслан Мусин.

Важной проблемой является большая энергоемкость экономики Казахстана. По данному показателю мы уступаем развитым странам в 15–17 раз, что является одним из препятствий для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Несмотря на ежегодное увеличение государственной поддержки (госинвестиции за последние 5 лет в этой отрасли возросли с 1 до 15 млрд тенге), сельское хозяйство развивается медленными темпами. Объем производства с 2001 года вырос всего на 20,7%. При этом доля сельского хозяйства в общем объеме ВВП снизилась с 8,7 до 5,5%. В целом картина получается не слишком радужная. «Эксперт Казахстан» неоднократно писал, что за убаюкивающими цифрами макроэкономических достижений, причиной которых является исключительно благоприятная ценовая конъюнктура, кроются очень серьезные системные проблемы, которые, если не приведут к кризису, то наверняка не дадут возможность выполнить мегацель – войти в 50 конкурентоспособных стран мира.

Что предлагает новый кабинет

Такая постановка цели существенно отличается от прошлогодней, которая была сформулирована так: «Эффективная интеграция в мировую экономику как основа качественного прорыва в экономическом развитии стран, а также дальнейшая модернизация и диверсификация экономики Казахстана как фундамент устойчивого экономического роста».

«Странно, что об успешной интеграции в мировую экономику говорится лишь в конце программы, и эта задача не является стратегической целью. ВТО, вообще интеграция – это на самом деле ключевой момент, – считает известный экономист Ораз Жандосов. – В докладе есть хорошие правильные идеи и общее представление о том, что делать, но цельный экономический взгляд с точки зрения определения приоритетов, к сожалению, отсутствует. Как руководящий документ доклад не очень понятен».

Казахстан, к сожалению, упускает свой шанс создать класс предпринимателей, максимально эффективный для страны. За годы реформ у нас сложилась бизнес-элита совершенно другого типа

Для реализации поставленной цели будет разработана Стратегия устойчивого роста конкурентоспособности Республики Казахстан до 2015 года, которая, судя по всему, заменит фактически провалившуюся Стратегию индустриально-инновационного развития.

Правительство разработает и внедрит целевые индикаторы результативности и эффективности государственных, отраслевых, региональных и бюджетных программ, а также каждого государственного органа. На это будет направлена система планирования, координации и контроля.

Особое внимание будет уделено совершенствованию системы государственной статистики, позволяющей осуществлять мониторинг эффективности выполнения различного рода программ и оценивать прогресс в достижении стратегических целей государства. «Правительство своей главной целью намечает переход на бюджетное планирование, ориентированное на результат. Это концепция и методология бюджетного процесса, которая успешно применяется в развитых странах и на которую переходят Россия и ряд других стран. Это будет то качественно новое, которое необходимо для эффективного использования громадных средств, собираемых в Казахстане. В результате получим прозрачный, нацеленный на результат и контролируемый по качественным параметрам бюджет», – считает председатель комитета по финансам и бюджету мажилиса парламента Кенжегали Сагадиев.

В программе практически ничего не сказано про изменения, которые будут проведены в бюджетной и налоговой системе, а также в межбюджетных отношениях. «В Бюджетном кодексе все поступления в бюджет в основном централизованы. Идет перераспределение средств сверху вниз. Нет нужды говорить о том, что с введением нового Бюджетного кодекса количество дотационных областей возросло. Каждый год мы принимаем законы о перераспределении полномочий сверху вниз, в регионы. Я думаю, настала пора больше самостоятельности дать акимам в формировании доходной части бюджета, пересмотрев перераспределение налогов и других поступлений в бюджет между центром и регионами в пользу регионов», – считает сенатор Светлана Жалмагамбетова.

Из доклада явствует, что правительство всерьез готово заняться конкурентной средой. Предполагается «институциональное преобразование Агентства по регулированию естественных монополий». Будет проведена работа по определению отраслей экономики с недостаточно развитым уровнем конкуренции, снижению степени монополизации рынка, устранению барьеров, препятствующих вхождению на рынок новых компаний, проведению институционального преобразования антимонопольного органа, а также развитию биржевой торговли.

Помимо привлечения иностранных и отечественных инвестиций особый акцент будет сделан на активном освоении рынков зарубежных стран, экспортной экспансии казахстанских товаров. В этой связи правительством разрабатывается Национальная экспортная программа, в рамках которой будут сформированы перечень перспективных экспортных товаров и услуг, стратегия выхода на мировые рынки, а также система институциональной поддержки отечественных экспортеров.

Что в знаменателе

В ближайшие три года правительство ставит перед собой задачу достижения следующих ключевых индикаторов выполнения программы:

– Реальный среднегодовой прирост валового внутреннего продукта Казахстана в 2007–2009 годах составит 7,5–8%, что позволит решить стратегическую задачу по удвоению ВВП в 2008 году по отношению к 2000 году.

– К концу 2009 года общая численность населения Казахстана возрастет в сравнении с 2006 годом на 2,9% и составит 15,8 млн человек. Численность занятых в экономике за этот период увеличится на 4% и достигнет 7,7 млн человек.

– Темпы ежегодного прироста производства промышленной продукции в среднем за 2007–2009 годы должны быть на уровне 7,2–8,8%.

– Прирост валовой продукции сельского хозяйства в среднегодовом исчислении составит около 3%.

– Темпы прироста объема инвестиций в основной капитал должны быть в среднем 14–15% ежегодно. При этом расширение инвестиционного спроса будет осуществляться в основном за счет собственных средств предприятий.

– В целях обеспечения стабильных макроэкономических условий среднегодовой уровень инфляции будет удерживаться в 2007–2009 годах в коридоре 5–7%.

– К 2009 году прогнозный уровень ВВП на душу населения составит более 8900 долларов США, а среднегодовые темпы прироста реальной заработной платы за 2007–2009 годы составят 9,2–9,6%, пенсии – 6,5–7,0%.

«Инфляция правительством прогнозируется на уровне 5–7%, что вызывает сомнение. Последние 3 года инфляция постоянно растет, и ни разу не достигнуты ее прогнозируемые параметры. В числе причин инфляции называются банковские займы, рост доходов населения, рост расходов бюджета. Все это, может быть, верно. Но главной причиной инфляции, на наш взгляд, является отсутствие во многих секторах экономики по-настоящему конкурентной среды, этого единственного регулятора цен и инфляции в рыночной экономике. Продолжает иметь место целый ряд факторов, определяющих низкий уровень конкуренции или даже ее отсутствие», – говорит Кенжегали Сагадиев. Его коллега из сената Мусиралы Утебаев считает, что «вызывает сомнение целесообразность разработки новой национальной экспортной программы, ведь конкурентоспособность товаров и услуг определяет только рынок».

Административная реформа и госуправление

Эти разделы одни из наиболее проработанных в правительственных документах. Дальнейшее развитие экономики Казахстана, как следует из правительственной программы, будет определяться не только реформами экономики, но и реформами в государственном секторе, их последовательностью и динамичностью. Отлаженный, но работающий по старым правилам государственный аппарат уже фактически стал препятствием для нормального функционирования рыночной экономики. В целях повышения устойчивости организационной структуры государственных органов и стабилизации их кадрового состава будет введен институт генеральных директоров центральных государственных органов, занимающихся внутренними процессами деятельности государственных органов. Это позволит первым руководителям сконцентрироваться на вопросах разработки государственной политики. Будут внедрены механизмы стабильности работы аппарата государственных органов независимо от смены правительства.

С текущего года начнется целенаправленная разработка и поэтапное внедрение стандартов предоставления государственных услуг в государственных органах и организациях, предоставляющих услуги юридическим и физическим лицам. Основным показателем качества предоставляемых государственных услуг станут результаты социологических опросов населения.

Как панацея предлагается система, которая включает в себя разработку региональных, отраслевых, социальных, общестрановых индикаторов, социальных стандартов госуслуг и оценку и финансирование госорганов по факту достижения определенных показателей. О готовности перейти на новые принципы заявили все министерства и ведомства, и это нашло отражение в программе кабинета как в отраслевых разделах, так и в разделе, посвященном повышению эффективности госуправления и административной реформе.

Между тем бюджетирование, ориентированное на результат, — лишь одна из возможных технологий повышения эффективности работы государственного сектора. Более того, эта система не так проста, как кажется. В частности, сложной является постановка четких и понятных целей, по которым возможно оценить результативность оказания общественных услуг. Открытым остается и вопрос дальнейших действий правительства при получении определенных значений индикаторов предоставления общественных услуг. Как, например, измерить соотношение внутренних и внешних факторов при выполнении или невыполнении целевых показателей, какова ответственность государственного органа за срыв заданий, как поощрять успешные государственные структуры? Кроме того, крайне сомнительной является прописанная в документах мысль о том, что каждое министерство и ведомство должно в ближайшие сроки разработать критерии и индикаторы для оценки собственной работы. Полагаться на добросовестность бюрократов, доверяя им реформирование самих себя, – это все равно что пойти по пути барона Мюнхгаузена, вытащившего самого себя за волосы из болота. Да еще вместе с конем. Ответственным товарищам стоит вспомнить, что это небылица. Но это лишь подтверждает очевидную истину: президенту как вдохновителю и проводнику административной реформы необходима поддержка населения. Точнее – заинтересованное участие предпринимательства в политической жизни страны, в общественном контроле над властью. Без такого толчка «снизу» благие стремления так и останутся в очередной раз на бумаге.

Бизнес и власть

Ключевому, на наш взгляд, моменту, а именно взаимодействию бизнеса и власти, в программе уделено буквально несколько строк. Планируется совершенствовать методы государственного регулирования экономики с акцентом на уменьшение бюрократического вмешательства в вопросы развития бизнеса. Отношения с предпринимательством будут выстроены на принципах партнерства, честности и прозрачности. Правительство собирается уделить особое внимание реализации прорывных инвестиционных проектов в приоритетных несырьевых секторах экономики. А к решению проблем диверсификации и модернизации экономики оно намерено активно привлекать крупный отечественный бизнес для реализации масштабных инвестиционных проектов.

Прописав в программе правильную идею о создании при акиматах советов по конкурентоспособности, правительство почему-то не торопится создавать такой орган непосредственно на центральном уровне. Более того, прошедшая встреча Карима Масимова с общественным объединением «Атамекен» показала, что отношение власти к предпринимательству по сути осталось прежним. В нашем представлении совет по конкурентоспособности, куда должны были бы войти крупные отечественные предприниматели, а также представители бизнес-ассоциаций, должен стать площадкой для равноправного диалога. Именно равноправного, когда обе стороны пытаются договориться, понять и согласовать, а затем и реализовывать совместную программу действий. Только на этой основе возможен успех любой госпрограммы и особенно такой, как конкурентоспособность. Поскольку реализовать ее будут отнюдь не чиновники, а предприниматели и общество. В связи с этим крайне печально, что новое правительство упустило шанс наладить такую связь именно на этапе обсуждения стратегии и тактики своей программы действий.

Чтобы крупные предприниматели эффективно работали, они должны чувствовать, что им не мешают. Сегодня каждое более или менее заметное предприятие в любом регионе может работать только в том случае, если высокопоставленный чиновник имеет в нем долю.

Казахстан, к сожалению, упускает свой шанс создать класс предпринимателей, максимально приносящих пользу стране. За годы реформ у нас сложилась бизнес-элита совершенно другого типа. И сегодня, даже если мы захотим создать класс предпринимателей, у него будет сильный противник в лице уже сформировавшихся групп. Серьезные частные экономические проекты — где они? Бизнес делает все как можно тише и в основном за рубежами нашей родины. Внутренние же проекты нуждаются в долгих бумажных согласованиях.

Именно по темпам роста бизнеса в конкретном регионе надо спрашивать с чиновников. Хотя возможен и иной критерий — средняя заработная плата как показатель востребованности рабочих рук бизнесом, то есть уровня его собственного развития. Исходя из нынешнего крайне низкого по сравнению с другими развитыми странами уровня средней зарплаты, можно сделать вывод, что бизнес развивается плохо. И так будет до тех пор, пока государственное администрирование будет отставать от бизнес-услуг по качеству, оставаясь, по сути, на советском уровне.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?