FATCA: время действовать

Казахстанским банкам в любом случае придется присоединиться к американскому закону о налоговом контроле иностранных счетов: это вопрос не только возможных денежных потерь, но и репутационных рисков

FATCA: время действовать

В казахстанском финансовом сообществе идут активные дебаты и обсуждения американского законодательства FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) и его возможного влияния на деятельность казахстанских финансовых институтов. Это законодательство вызывает много вопросов и дискуссий как на уровне банков второго уровня, так и на государственном уровне. В настоящей статье мы хотим обсудить такие вопросы: что такое FATCA? Как работает данное законодательство? Каковы последствия от отказа участвовать в FATCA и какие шаги необходимо предпринять, чтобы избежать таких последствий?

Всех под контроль

После отказа ряда крупных европейских банков раскрывать налоговым органам Соединенных Штатов информацию о своих клиентах — резидентах США у американского правительства возникла идея о введении законодательства, обязывающего иностранные финансовые институты (ИФИ) предоставлять такую информацию. В этой связи в марте 2010 года в США был принят закон о налоговом контроле иностранных счетов.

Закон этот затрагивает интересы иностранных финансовых организаций и посредников (в том числе казахстанских) — таких, как банки, брокерские фирмы, инвестиционные фонды, страховые компании, и других, работающих с США. Закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

Целью FATCA является внедрение механизма, направленного на то, чтобы предотвратить уклонение от уплаты налогов с доходов, получаемых лицами, связанными с США (гражданами и юридическими лицами), за пределами Соединенных Штатов. При этом в случае отказа иностранного финансового института от заключения соглашения с США для него предусмотрен ряд негативных последствий, в первую очередь финансового характера: удержание 30% по платежам в пользу упомянутого ИФИ.

Под определение ИФИ подпадает широкий круг компаний, в том числе любые компании, осуществляющие прием депозитов в качестве обычной банковской или схожей деятельности, а также держатели финансовых активов от имени третьих лиц, участники инвестиционного или трейдерского бизнеса и т.д. Под исключение из требований FATCA подпадают определенные нефинансовые холдинговые компании, некоторые недавно созданные компании, финансовые центры нефинансовых групп, религиозные, благотворительные, образовательные некоммерческие организации.

Также участие в FATCA подразумевает концепцию группы, которая предусматривает, что для получения статуса участника FATCA каждый финансовый институт, входящий в группу (более 50% прямого или косвенного владения), должен зарегистрироваться в качестве участника FATCA. Таким образом, если хотя бы один финансовый институт, входящий в группу, откажется от участия, остальные члены группы также не смогут получить статус участника FATCA.

На сегодня существует несколько моделей возможного участия в FATCA, о которых мы расскажем далее. Однако для того, чтобы стать участником FATCA, ИФИ в любом случае обязан выполнять ряд следующих требований: заключить соглашение с налоговой службой США (IRS) или зарегистрироваться в налоговой службе, или удостоверить ее в соответствии с требованиями, или страна инкорпорации ИФИ должна заключить международное соглашение с США. Кроме того, нужно провести анализ существующих счетов физических и юридических лиц и изменить процедуры приема новых клиентов. А после всего этого — предоставлять сведения о счетах американских налогоплательщиков IRS.

Любой участник FATCA (напомним, что речь идет о неамериканских организациях) обязан удерживать и перечислять в бюджет США 30-процентный «налог» с платежей, сделанных в пользу финансовых институтов, не участвующих в FATCA, и лиц, отказавшихся раскрыть информацию о своем резидентстве. Как мы понимаем, налог будет взиматься в пользу налоговой службы США.

Все пути ведут в IRS

Так как появление FATCA повлечет за собой ряд принципиальных изменений в операциях ИФИ, связанных с регистрацией и учетом счетов граждан США, предусмотрено поэтапное внедрение и расширение видов платежей, в отношении которых будет удерживаться 30-процентный налог. Согласно анонсу IRS от 24 октября 2012 года, законом предлагаются несколько этапов удержания налога в отношении следующих платежей.

С 1 января 2014 года — c доходов, полученных от источника в США (например, дивиденды и проценты, уплачиваемые американскими компаниями). С 1 января 2017 года — с гросс-суммы, получаемой при продаже американских активов (например, акций, облигаций или иных финансовых инструментов), независимо от того, была ли получена прибыль или убыток в результате сделки. Также с 2017-го будет удерживаться 30-процентный налог у источника (концепция «транзитных платежей») с платежей от неамериканских участвующих финансовых институтов в пользу неучаствующих банков.

На сегодняшнем этапе США разработали несколько возможных моделей участия ИФИ в FATCA. Стоит отметить, что выбор модели участия в FATCA также зависит не только от позиции определенного ИФИ, но также и от позиции страны резидентства конкретного ИФИ.

Сейчас рассматриваются три модели участия ИФИ в FATCA. В рамках первой модели ИФИ заключают контракт с IRS и передают соответствующую информацию напрямую IRS. Вторая модель предполагает, что правительство страны резидентства ИФИ и США заключают межправительственное соглашение о содействии во внедрении FATCA. Но все равно ИФИ регистрируются в IRS и передают соответствующую информацию напрямую IRS. Такой модели планируют придерживаться Япония и Швейцария. Наконец, в рамках третьей модели правительство страны резидентства ИФИ и США заключают межправительственное соглашение по обмену информацией: ИФИ передает соответствующую информацию компетентному органу своей страны, а тот — IRS. По этой модели планируют строить отношения с IRS Германия, Великобритания, Франция, Италия и Испания.

Следует отметить, что правительства всех перечисленных стран заявили о готовности сотрудничать с США и намерены совместно выработать подход, который бы позволял финансовым институтам этих стран участвовать в FATCA. В этой связи, вероятнее всего, всем финансовым институтам названных стран придется внедрять внутренние процедуры для соответствия требованиям закона.

Также, при успешном взаимодействии США и стран большой пятерки (Великобритания, Германия, Франция, Испания и Италия), была разработана модельная конвенция FATCA, увидевшая свет 26 июля 2012 года. Международный договор по FATCA на основе модельной конвенции был уже заключен между США и Великобританией 14 сентября этого года.

Большинство финансовых институтов офшорных зон — островных государств Кипр, Мэн, Джерси, Генсри, Кайманы, Британские Виргинские острова — также будут участвовать в FATCA, что может оказывать влияние на ведение бизнеса с финансовыми институтами — резидентами перечисленных стран.

Выбор есть, но плохой

Ожидается, что все европейские и большинство неевропейских банков (например, японские, австралийские и некоторые офшорные) будут соответствовать требованиям FATCA. В связи с этим для банков — участников FATCA ведение дел с неучаствующими банками может привести к возникновению дополнительных административных расходов.

Неучастие в FATCA может создать для банков репутационные риски, связанные с возможными санкциями со стороны IRS и иностранных финансовых организаций. Фининституты, не участвующие в обсуждаемой системе, будут рассматриваться в международном сообществе как потенциально рискованные контрагенты, которые могут быть вовлечены в преступления, связанные с уклонением от налогов, отмыванием денежных средств, полученных преступным путем и т.д.

Существует большая вероятность, что участвующие банки захотят пересмотреть условия сотрудничества с неучаствующими банками или вообще прекратить с ними отношения. В более длительной перспективе — чем больше казахстанских банков будет соглашаться участвовать в FATCA, тем сложнее станет функционировать неучаствующим банкам и на казахстанском рынке.

В Казахстане обсуждаются варианты сотрудничества с налоговой службой США. Нам известно, что казахстанские банки также обращались с запросами в Национальный банк и правительство РК. Несмотря на активные дебаты, казахстанское правительство еще не готово предоставить модель сотрудничества по FATCA. Замедление процесса можно объяснить тем, что принятие решения о формате участия Казахстана в FATCA требует обсуждений как с бизнес-сообществом, так и на государственном уровне. А на это нужно время.

Кроме того, на государственном уровне необходимо решить вопросы с существующими законодательными ограничениями — такими, как защита персональных данных, банковская тайна, выполнение обязательств перед клиентами, легитимность удержания 30-процентного налога и т.п. Несмотря на это, насколько мы знаем, некоторые из казахстанских банков уже начали проводить работы по внедрению FATCA, не дожидаясь окончательного решения правительства Казахстана.

Поскольку FATCA является комплексным законодательством и затрагивает большое количество бизнес-процессов, необходимо уже сегодня задуматься о необходимости внедрения FATCA и связанных с этим дальнейших шагах. В среднем подготовительный процесс к внедрению FATCA может занять до нескольких месяцев. Это сложный комплекс мероприятий, для выполнения которых необходимо взаимодействие нескольких отделов каждого отдельного финансового института — таких, как ИТ, бухгалтерского учета, юридического, отдела работы с клиентами и т.д. Все это требует дополнительных финансовых, временных и административных ресурсов. Кроме этого, участие в FATCA потребует от финансовых институтов раскрытия информации о своей клиентской базе, что также может быть воспринято негативно клиентами этого финансового института.

Но и надеяться на то, что закон отменят, тоже не имеет смысла. В этой связи уже сейчас необходимо предпринимать определенные шаги. В частности, проанализировать текущую ситуацию и определить ключевые зоны несоответствия с требованиями FATCA, выбрать вариант участия в FATCA, соответствующий операциям и клиентской базе. Кроме того, начать анализ существующих клиентов и подготовку к внедрению обновленных процедур по их идентификации, а также по принятию новых клиентов.

Мы не исключаем того риска, что некоторые клиенты могут разорвать отношения с финансовым институтом, если он решит принять участие в FATCA и будет требовать от клиентов согласия на предоставление информации в службу внутренних доходов США. С другой стороны — в случае участия большинства стран и финансовых институтов в FATCA аналогичная проблема будет встречаться повсеместно, что потребует вынужденного согласия клиентов на раскрытие информации о них финансовым институтом.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики