Тотальная внешняя политика

Тотальная внешняя политика

На днях новый министр иностранных дел Марат Тажин объявил на заседании правительства о ряде новаций в работе своего ведомства, да и в подходах к реализации внешнеполитического курса в целом.

Суть всех его предложений (которые, будучи поддержаны премьером, автоматически превращаются в требования) понятна. Любые внешние контакты – межгосударственные и межпарламентские, политические и информационные, экономические и научные – прямо или косвенно относятся к сфере внешней политики. Поэтому внешняя политика Казахстана должна стать тотальной, как голландский футбол. Любой сотрудник МИДа должен быть и дипломатом, и политическим аналитиком, и солдатом в информационных войнах, и маркетологом на рынках других стран. Со своей стороны, каждый государственный чиновник, менеджер госкомпании, ученый – все в ходе своих контактов с внешним миром должны действовать в русле общей государственной политики. То есть заключать свои контракты, да и просто вести переговоры они должны с учетом национальных интересов, а также международных обязательств Казахстана, о которых их заблаговременно проинформирует курирующий заместитель министра иностранных дел.

Вообще-то все это уже было – и при Касымжомарте Токаеве, еще до того, как он стал премьер-министром, и при Ерлане Идрисове. Была санкционированная президентом координирующая роль МИДа во всем, что относится к контактам с зарубежными странами. Были направляемые в МИД отчеты о зарубежных поездках из различных министерств. Был и инвестиционный комитет в структуре МИДа. Была сводная группа по продвижению позитивного имиджа Казахстана за рубежом, возглавляемая «курирующим заместителем министра». И в рамках этой группы – аналитические записки, предложения, планы работ по формированию нашего имиджа. Что же – ничего этого уже нет? Было, но прошло? Хотелось бы узнать почему.

Ну да ладно, в конце концов, новое – это хорошо забытое старое. Самая, пожалуй, заметная из новаций Марата Тажина – создание в самом МИДе комитета международной информации, который будет отвечать за «продвижение позитивного имиджа Казахстана за рубежом». И в развитие имиджевой политики – предложение о создании с той же самой целью межведомственной рабочей группы. По мнению министра, «только консолидация усилий и концентрация финансовых ресурсов» изменят восприятие Казахстана за рубежом.

Вопросы вызывает не сама цель, а средства, которыми ее собираются достичь. Есть такой «Индекс восприятия коррупции», публикуемый международной организацией Transparency International. В нем наша страна занимает, мягко говоря, не самые лучшие позиции. Что нам делать для изменения восприятия – с коррупцией бороться или позитивный имидж продвигать?

Не совсем понятно и то, зачем нужна консолидация усилий и концентрация ресурсов? У нас что, такой ужасный имидж за рубежом? Совсем нет. Кто не верит – пусть перечитает то, что сказали о нас «ястреб» Ричард Холбрук и «князь тьмы» Ричард Перл, председатель ОБСЕ Карл де Гюхт и генсек НАТО Яан де Хооп Схеффер. Не говоря уж про Махатхира Мохамада и Ли Куан Ю.

Да, в глазах западных государств и тех международных организаций, которые специализируются на демократии и правах человека, мы не выглядим отличниками. И не будем такими, покуда демократические реформы для нас не самоценность, а способ повысить эффективность управления. Но мы и не двоечники. Мы, если не ошибаюсь, первые претенденты на председательство в той же ОБСЕ.

Еще глава дипломатического ведомства заявил следующее: «Мы должны задавать иностранным посольствам программу действий и определять приоритетные направления сотрудничества. Пассивность в выполнении данной работы неизбежно скажется на двусторонних отношениях, а информационный голод утоляется из альтернативных источников, как правило, критичных к правительству».

Иностранные посольства будут, надо думать, весьма признательны министру за программу действий. Что же касается утоления информационного голода, то скажите, Марат Мухамбетказиевич, как бы вы оценили информационно-аналитическую работу казахстанского посольства, базирующуюся исключительно на правительственной информации? Ведь наверняка бы потребовали от него поиска тех самых альтернативных источников, пусть даже и критичных к правительству страны пребывания. Почему же посольства зарубежных государств в Казахстане должны вести себя иначе? Кому, как не вам, знать, что источник информации, некритичный к правительству, не может считаться абсолютно достоверным. Да и ваши собственные предложения, если вдуматься, несут в себе изрядный заряд критики в адрес того же правительства.

Другое дело, что «альтернативных источников» в Казахстане слишком мало, что само по себе, между прочим, не прибавляет позитивности нашему имиджу. Участвуя на протяжении последних пяти лет во многих международных конференциях и круглых столах, я вижу на них одни и те же лица. И в основном они представляют государственные институты.

С другой стороны, если правительство материально никак не поддерживает «негосударственных» политических экспертов, а они все же существуют, значит, их работу финансирует кто-то другой – или зарубежные структуры, или частные. И как бы ни любили эти эксперты свое правительство, результатами их труда воспользуется не оно, а тот, кто оплачивает их работу. И не вина экспертов, если интересы работодателя не совпадают с национальными интересами Казахстана.

Поэтому очень интересно узнать, на что будут потрачены финансовые ресурсы после их концентрации? На публикацию заказных материалов в «Нью-Йорк Таймс» и «Дейли Телеграф»? На «изменение восприятия» западных политиков и экспертов? Или хоть какая-то часть финансового концентрата будет направлена на поддержку и развитие казахстанского экспертного сообщества, включая и негосударственные структуры? Хотелось бы верить, что отраслевые имиджевые проекты не будут похожи на те государственные программы, целью и содержанием которых является освоение бюджетных средств.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее