Консерватория: технологии менеджмента

Взаимодействовать с государством, рынком и массовым потребителем приходится всем учреждениям культуры, и мир академической музыки здесь не исключение. Как строить культурную политику в рамках и за рамками вуза, рассказывает ректор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы Жания Аубакирова

Консерватория: технологии менеджмента

Жания Аубакирова личность в Казахстане известная – талантливая пианистка, деятель культуры и просвещения, ее степени и звания можно перечислять долго: профессор, народная артистка РК, лауреат Государственной премии РК, лауреат премии «Платиновый Тарлан», кавалер ордена литературы и искусства Франции, обладатель премии Европейской унии искусств. Но важно, что это имя (к сожалению, одно из немногих в культурной сфере) и без громких регалий известно нашим соотечественникам наряду с именами политиков и бизнесменов. «Может быть, потому, что у нас не так много знаменитостей. На мои концерты люди могут не ходить, но они знают, что я Жания Аубакирова. Жаль, что они не чувствуют потребности убедиться на практике в том, что я делаю, посещая концерты. У нас классическое искусство всегда было бесплатным или шло в нагрузку. До сих пор богатые люди предпочитают бесплатные пригласительные или же, напротив, из соображений престижа и моды их могут заинтересовать супердорогие билеты».

Перемены к лучшему

– Жания Яхияевна, что изменилось в жизни консерватории за последние несколько лет?

– В Советском Союзе музыкальное образование всегда было очень высокого уровня. До сих пор у нас работают педагоги, окончившие Московскую консерваторию. Но какое может быть высшее образование и искусство, когда в вузе нет элементарных, необходимых вещей? За последние годы мне удалось улучшить материально-техническую базу и расширить международное сотрудничество. Я всегда понимала, что первая моя обязанность как ректора – создать для сотрудников и студентов нормальные условия работы и обучения. Я много ездила по миру, посетила крупнейшие консерватории, служащие эталоном учебных заведений, что дало импульс позитивным начинаниям и преобразованиям. Этому способствовал и экономический подъем последних лет, который отразился и на нас. Было отремонтировано здание, открыт новый концертный зал, приобретены новые инструменты и оборудование – все постепенно стало налаживаться. Работать в консерватории стало престижно и комфортно. Это уже не та консерватория, которая выживала с трудом. Сейчас наши сотрудники держатся за свои места и гордятся своей профессией. Но изменения еще должны идти и изнутри. Движения сверху и внешних перемен недостаточно.

– Какие перемены еще должны произойти, учитывая изменившуюся экономическую ситуацию?

– Многие музыканты по-прежнему инфантильны, предпочитают, чтобы их не трогали, считали людьми, хвалили и любили. Сейчас, слава богу, музыкантов уже за людей считают. Но наша сфера всю жизнь была на бюджете, не стремилась выжить и стать крепче. Беда нашей культурной жизни – отсутствие грамотного менеджмента. Разговор о музыке сейчас пошел скучный – не об артистах и исполнительстве, а о технических приемах. Да и что толку готовить молодых музыкантов, когда им негде применить свои силы? Я убеждена, что вытащить концертную жизнь могут только хорошие залы. В технологии их устройства и состоит привлечение публики. Необходимо разработать систему формирования своего слушателя: например, личный абонемент, который человек создает по собственному выбору, лигу друзей филармонии, всевозможные клубы, в том числе дамский, филармоническое собрание, где люди встречаются после концертов. Это и есть технологии менеджмента, которых раньше не было.

– Как часто в Алматы проходят концерты классической музыки по сравнению с другими крупными городами?

 – В Париже, например, дают до 100 концертов ежедневно. У нас активизация концертной жизни в основном сезонная, в ноябре и декабре, марте и апреле. Публика редко посещает концерты наших музыкантов, потому что они (и это совершенно справедливо) неинтересные и не вызывают ярких впечатлений. Такое положение – следствие отсутствия инфраструктуры и денег у музыкантов. Плановый филармонический концерт, за который артист получает символическую сумму, превращается в рутину. Концерты становятся серыми: не хватает настоящего профессионального качества, нет условий и стимула для повышения уровня мастерства. Помню, как ожил симфонический оркестр Театра оперы и балета им. Абая, когда подняли зарплату. Старые музыканты заиграли как-то по-новому, свежо. Но проблема не только в стимулировании, но и в подаче классической музыки, в менеджменте, маркетинге, новых идеях. Музыкальная классическая культура нуждается в популяризации. Сейчас в Алматы самыми посещаемыми являются кинотеатры, куда билеты стоят от 500 – 950 тенге. А стоимость билета на концерт классической музыки – 300 – 500 тенге. Хотя живая игра на инструментах никогда не сравнится с какой-нибудь банальной голливудской комедией или триллером.

– С чем связано падение культурно-образовательного уровня и, в частности, интереса к классической музыке?

– Я бы не сказала, что у нас теряется интерес к классической музыке, скорее наоборот. Просто публика меняется, она стала моложе. Важно, кто и как вводит человека в культуру. К сожалению, внимания к этому родителей и школы почти нет. Исчезли крупные музыкальные фигуры, которые могли определять, куда вести публику, а без этого правила игры начинает диктовать слушатель. В истории культуры всегда возникали какие-то течения, уходили и появлялись новые. Мир меняется, но вряд ли любые перемены перевернут представления людей о том, что такое хорошая музыка. Они должны понять, что культура и искусство касаются их напрямую. Не просто «ну пусть она будет где-то тут рядом», а так, что она им необходима, как и материальные блага. Потому что не хлебом единым жив человек. Ведь я сама довольно долго жила с ощущением, что мое творчество, мои концерты нужны узкому кругу поклонников. Но аудитория растет, люди приходят на концерты, и спасибо им за это. И тут важно, чтобы количество концертов классической музыки тоже росло.

Сеять разумное, доброе, вечное…

– Что вы планируете предпринять для развития музыкального образования и вкусов?

– Мы собираемся открыть музыкальный радиоканал в интернете. В планах создание звукозаписывающей студии, подключенной к большому залу (где будут проходить концерты) и оборудованной современной качественной аппаратурой, а также собственной типографии для тиражирования музыкальной литературы. Существенная часть программы – обучение сотрудников консерватории и студентов компьютерной грамотности, менеджменту и современным технологиям.

Беда нашей культурной жизни – отсутствие грамотного менеджмента
[inc pk='2199' service='media']

Еще одна важная задача – поиск талантов. Необходимо, чтобы в учреждениях музыкального образования обучались талантливые дети. Для этого разработана специальная программа диагностики музыкальных способностей, которая может помочь найти молодые дарования. Часто родители отдают ребенка в музыкальную школу, затем он продолжает обучение в училище и консерватории. А может быть, у него нет предрасположенности к этому и он чужд музыке? Зато часто в общеобразовательных средних школах может встретиться немало детей со скрытыми музыкальными способностями. В Москве проводили такой эксперимент. Детям, у которых при диагностировании проявились дарования, рекомендовали музыкальные школы. И до сих пор, спустя несколько лет, эти дети продолжают обучение музыке и демонстрируют высокие показатели. Теперь мы хотим провести такую диагностику в алматинских общеобразовательных школах, чтобы выявить наши таланты. Но чтобы они возникли, необходима питательная живая среда. Вкладом в ее создание могут стать не только концерты, но и викторины, тематические музыкальные встречи для детей, которые в ближайшее время мы планируем проводить в новом концертном зале нашей консерватории. Тут главное – найти хороших ведущих. Иногда, глядя на детей, выступающих на концертах и слушающих музыку, взрослые обращают внимание, какие одухотворенные у них лица, и начинают задумываться: а какую духовную жизнь ведут они? И ведут ли?

– Какова роль средств массовой информации в культурной жизни нашего общества?

– Средства информации мощнейшим образом воздействуют на сознание людей. Вся чернуха и желтизна, которой напичкана сейчас пресса, действует на общество депрессивно, вырабатывает гнетущие эмоции, влияет на здоровье. Не выход здесь и пропаганда устаревших идеологических норм: обязаловка слушать гимн или воспитание уважения к государственным символам. Лучше сеять разумное, доброе, вечное, обратясь к высокой культуре. Посмотрите, что происходит на телевидении. Примером качественных культурно-образовательных каналов могут служить единицы, да и те не наши: Mezzo, Discovery, «Культура». Нашему обществу как воздух необходимы средства массовой информации, транслирующие и создающие интеллектуальные продукты. Замечательно было бы вести передачу на радио или телевидении, или колонку в газете или журнале, посвященную классической музыке, чтобы рассказать, сколько чудес происходит в этой сфере. А с чудесами я сталкиваюсь чуть ли не каждый день.

Разрабатывая свой культурный проект в рамках консерватории, мы понимаем, как важно постоянно информировать публику о том, что у нас происходит.

– Как поможет росту популярности классической музыки в Казахстане открытие радиоканала?

– Интернет-радиоканал, который мы планируем открыть, будет передавать в эфир качественную, классическую и народную музыку. Важно, чтобы и музыка, и звук были качественными. В этом году начнет функционировать и наша собственная звукозаписывающая студия. Большую роль в популяризации и коммерциализации культуры сейчас играют тиражирование и распространение через средства массовой информации. Я смогла убедить наших чиновников, что эти возможности необходимо использовать.

Надо воспитывать и развивать вкусы публики, предлагая ей качественные музыкальные продукты

Что сейчас звучит в нашем эфире? Если вы хотите, чтобы граждане повышали свой культурный, образовательный уровень, то они не должны слушать музыку третьего сорта. У нас же музыкальный радиоэфир очень однообразен. Контент одной радиостанции не отличается от другой, в основном преобладает некачественная попса. Я была одержима этой идеей шесть лет: бывая на гастролях в других странах, повсюду слушала радио, передающее классическую музыку. У нас же его долго не хотели открывать, мотивируя это тем, что оно не принесет прибыли. Но это миф, что большинство слушает попсу. Ее слушают, потому что больше нечего слушать и ничего другого многие и не слышали. Надо воспитывать и развивать вкусы публики, предлагая ей качественные музыкальные продукты. И если эфир будет диверсифицирован, радиостанции будут отличаться друг от друга, то у каждой будет свой сегмент слушателей. И конечно, таковой появится и у классического радио. И поверьте, он будет расти.

– Какими культурными событиями порадует нас консерватория в этом году?

– В самое ближайшее время, в марте, состоится презентация серии из пяти DVD-дисков, связанных с моим музыкальным творчеством и консерваторской деятельностью. В апреле – День открытых дверей, Наурыз и джем-сейшн народной музыки. В июне – большой фестиваль мастер-классов. Еще мы планируем пригласить профессиональных музыкантов из известнейших консерваторий мира (парижской, лондонской, московской и др.).

В этом году сможем реализовать свои планы и мечты, потому что получили хорошее финансирование. Деньги выделены из госбюджета Министерством образования РК, которое разработало и реализует программу стратегии развития музыкального образования в Казахстане. Важно, что эта программа была инициирована нами, нашей консерваторией. Таким образом, мы сами себе поставили задачи. И отчитываться будем прежде всего перед собой – это залог нашего развития. Средства выделены на год, но я надеюсь на продолжение, которое обязательно будет, если этот год покажет хорошие результаты. Косвенная прибыль от такого начинания может быть неизмеримо больше, чем прямые доходы. В чем можно измерить уровень культуры? В граммах, метрах, амперах? И уж, конечно, не деньгами. Нельзя забывать о моральной, образовательной отдаче мероприятий культуры.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики