Консерватория: технологии менеджмента

Взаимодействовать с государством, рынком и массовым потребителем приходится всем учреждениям культуры, и мир академической музыки здесь не исключение. Как строить культурную политику в рамках и за рамками вуза, рассказывает ректор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы Жания Аубакирова

Консерватория: технологии менеджмента

Жания Аубакирова личность в Казахстане известная – талантливая пианистка, деятель культуры и просвещения, ее степени и звания можно перечислять долго: профессор, народная артистка РК, лауреат Государственной премии РК, лауреат премии «Платиновый Тарлан», кавалер ордена литературы и искусства Франции, обладатель премии Европейской унии искусств. Но важно, что это имя (к сожалению, одно из немногих в культурной сфере) и без громких регалий известно нашим соотечественникам наряду с именами политиков и бизнесменов. «Может быть, потому, что у нас не так много знаменитостей. На мои концерты люди могут не ходить, но они знают, что я Жания Аубакирова. Жаль, что они не чувствуют потребности убедиться на практике в том, что я делаю, посещая концерты. У нас классическое искусство всегда было бесплатным или шло в нагрузку. До сих пор богатые люди предпочитают бесплатные пригласительные или же, напротив, из соображений престижа и моды их могут заинтересовать супердорогие билеты».

Перемены к лучшему

– Жания Яхияевна, что изменилось в жизни консерватории за последние несколько лет?

– В Советском Союзе музыкальное образование всегда было очень высокого уровня. До сих пор у нас работают педагоги, окончившие Московскую консерваторию. Но какое может быть высшее образование и искусство, когда в вузе нет элементарных, необходимых вещей? За последние годы мне удалось улучшить материально-техническую базу и расширить международное сотрудничество. Я всегда понимала, что первая моя обязанность как ректора – создать для сотрудников и студентов нормальные условия работы и обучения. Я много ездила по миру, посетила крупнейшие консерватории, служащие эталоном учебных заведений, что дало импульс позитивным начинаниям и преобразованиям. Этому способствовал и экономический подъем последних лет, который отразился и на нас. Было отремонтировано здание, открыт новый концертный зал, приобретены новые инструменты и оборудование – все постепенно стало налаживаться. Работать в консерватории стало престижно и комфортно. Это уже не та консерватория, которая выживала с трудом. Сейчас наши сотрудники держатся за свои места и гордятся своей профессией. Но изменения еще должны идти и изнутри. Движения сверху и внешних перемен недостаточно.

– Какие перемены еще должны произойти, учитывая изменившуюся экономическую ситуацию?

– Многие музыканты по-прежнему инфантильны, предпочитают, чтобы их не трогали, считали людьми, хвалили и любили. Сейчас, слава богу, музыкантов уже за людей считают. Но наша сфера всю жизнь была на бюджете, не стремилась выжить и стать крепче. Беда нашей культурной жизни – отсутствие грамотного менеджмента. Разговор о музыке сейчас пошел скучный – не об артистах и исполнительстве, а о технических приемах. Да и что толку готовить молодых музыкантов, когда им негде применить свои силы? Я убеждена, что вытащить концертную жизнь могут только хорошие залы. В технологии их устройства и состоит привлечение публики. Необходимо разработать систему формирования своего слушателя: например, личный абонемент, который человек создает по собственному выбору, лигу друзей филармонии, всевозможные клубы, в том числе дамский, филармоническое собрание, где люди встречаются после концертов. Это и есть технологии менеджмента, которых раньше не было.

– Как часто в Алматы проходят концерты классической музыки по сравнению с другими крупными городами?

 – В Париже, например, дают до 100 концертов ежедневно. У нас активизация концертной жизни в основном сезонная, в ноябре и декабре, марте и апреле. Публика редко посещает концерты наших музыкантов, потому что они (и это совершенно справедливо) неинтересные и не вызывают ярких впечатлений. Такое положение – следствие отсутствия инфраструктуры и денег у музыкантов. Плановый филармонический концерт, за который артист получает символическую сумму, превращается в рутину. Концерты становятся серыми: не хватает настоящего профессионального качества, нет условий и стимула для повышения уровня мастерства. Помню, как ожил симфонический оркестр Театра оперы и балета им. Абая, когда подняли зарплату. Старые музыканты заиграли как-то по-новому, свежо. Но проблема не только в стимулировании, но и в подаче классической музыки, в менеджменте, маркетинге, новых идеях. Музыкальная классическая культура нуждается в популяризации. Сейчас в Алматы самыми посещаемыми являются кинотеатры, куда билеты стоят от 500 – 950 тенге. А стоимость билета на концерт классической музыки – 300 – 500 тенге. Хотя живая игра на инструментах никогда не сравнится с какой-нибудь банальной голливудской комедией или триллером.

– С чем связано падение культурно-образовательного уровня и, в частности, интереса к классической музыке?

– Я бы не сказала, что у нас теряется интерес к классической музыке, скорее наоборот. Просто публика меняется, она стала моложе. Важно, кто и как вводит человека в культуру. К сожалению, внимания к этому родителей и школы почти нет. Исчезли крупные музыкальные фигуры, которые могли определять, куда вести публику, а без этого правила игры начинает диктовать слушатель. В истории культуры всегда возникали какие-то течения, уходили и появлялись новые. Мир меняется, но вряд ли любые перемены перевернут представления людей о том, что такое хорошая музыка. Они должны понять, что культура и искусство касаются их напрямую. Не просто «ну пусть она будет где-то тут рядом», а так, что она им необходима, как и материальные блага. Потому что не хлебом единым жив человек. Ведь я сама довольно долго жила с ощущением, что мое творчество, мои концерты нужны узкому кругу поклонников. Но аудитория растет, люди приходят на концерты, и спасибо им за это. И тут важно, чтобы количество концертов классической музыки тоже росло.

Сеять разумное, доброе, вечное…

– Что вы планируете предпринять для развития музыкального образования и вкусов?

– Мы собираемся открыть музыкальный радиоканал в интернете. В планах создание звукозаписывающей студии, подключенной к большому залу (где будут проходить концерты) и оборудованной современной качественной аппаратурой, а также собственной типографии для тиражирования музыкальной литературы. Существенная часть программы – обучение сотрудников консерватории и студентов компьютерной грамотности, менеджменту и современным технологиям.

Беда нашей культурной жизни – отсутствие грамотного менеджмента
[inc pk='2199' service='media']

Еще одна важная задача – поиск талантов. Необходимо, чтобы в учреждениях музыкального образования обучались талантливые дети. Для этого разработана специальная программа диагностики музыкальных способностей, которая может помочь найти молодые дарования. Часто родители отдают ребенка в музыкальную школу, затем он продолжает обучение в училище и консерватории. А может быть, у него нет предрасположенности к этому и он чужд музыке? Зато часто в общеобразовательных средних школах может встретиться немало детей со скрытыми музыкальными способностями. В Москве проводили такой эксперимент. Детям, у которых при диагностировании проявились дарования, рекомендовали музыкальные школы. И до сих пор, спустя несколько лет, эти дети продолжают обучение музыке и демонстрируют высокие показатели. Теперь мы хотим провести такую диагностику в алматинских общеобразовательных школах, чтобы выявить наши таланты. Но чтобы они возникли, необходима питательная живая среда. Вкладом в ее создание могут стать не только концерты, но и викторины, тематические музыкальные встречи для детей, которые в ближайшее время мы планируем проводить в новом концертном зале нашей консерватории. Тут главное – найти хороших ведущих. Иногда, глядя на детей, выступающих на концертах и слушающих музыку, взрослые обращают внимание, какие одухотворенные у них лица, и начинают задумываться: а какую духовную жизнь ведут они? И ведут ли?

– Какова роль средств массовой информации в культурной жизни нашего общества?

– Средства информации мощнейшим образом воздействуют на сознание людей. Вся чернуха и желтизна, которой напичкана сейчас пресса, действует на общество депрессивно, вырабатывает гнетущие эмоции, влияет на здоровье. Не выход здесь и пропаганда устаревших идеологических норм: обязаловка слушать гимн или воспитание уважения к государственным символам. Лучше сеять разумное, доброе, вечное, обратясь к высокой культуре. Посмотрите, что происходит на телевидении. Примером качественных культурно-образовательных каналов могут служить единицы, да и те не наши: Mezzo, Discovery, «Культура». Нашему обществу как воздух необходимы средства массовой информации, транслирующие и создающие интеллектуальные продукты. Замечательно было бы вести передачу на радио или телевидении, или колонку в газете или журнале, посвященную классической музыке, чтобы рассказать, сколько чудес происходит в этой сфере. А с чудесами я сталкиваюсь чуть ли не каждый день.

Разрабатывая свой культурный проект в рамках консерватории, мы понимаем, как важно постоянно информировать публику о том, что у нас происходит.

– Как поможет росту популярности классической музыки в Казахстане открытие радиоканала?

– Интернет-радиоканал, который мы планируем открыть, будет передавать в эфир качественную, классическую и народную музыку. Важно, чтобы и музыка, и звук были качественными. В этом году начнет функционировать и наша собственная звукозаписывающая студия. Большую роль в популяризации и коммерциализации культуры сейчас играют тиражирование и распространение через средства массовой информации. Я смогла убедить наших чиновников, что эти возможности необходимо использовать.

Надо воспитывать и развивать вкусы публики, предлагая ей качественные музыкальные продукты

Что сейчас звучит в нашем эфире? Если вы хотите, чтобы граждане повышали свой культурный, образовательный уровень, то они не должны слушать музыку третьего сорта. У нас же музыкальный радиоэфир очень однообразен. Контент одной радиостанции не отличается от другой, в основном преобладает некачественная попса. Я была одержима этой идеей шесть лет: бывая на гастролях в других странах, повсюду слушала радио, передающее классическую музыку. У нас же его долго не хотели открывать, мотивируя это тем, что оно не принесет прибыли. Но это миф, что большинство слушает попсу. Ее слушают, потому что больше нечего слушать и ничего другого многие и не слышали. Надо воспитывать и развивать вкусы публики, предлагая ей качественные музыкальные продукты. И если эфир будет диверсифицирован, радиостанции будут отличаться друг от друга, то у каждой будет свой сегмент слушателей. И конечно, таковой появится и у классического радио. И поверьте, он будет расти.

– Какими культурными событиями порадует нас консерватория в этом году?

– В самое ближайшее время, в марте, состоится презентация серии из пяти DVD-дисков, связанных с моим музыкальным творчеством и консерваторской деятельностью. В апреле – День открытых дверей, Наурыз и джем-сейшн народной музыки. В июне – большой фестиваль мастер-классов. Еще мы планируем пригласить профессиональных музыкантов из известнейших консерваторий мира (парижской, лондонской, московской и др.).

В этом году сможем реализовать свои планы и мечты, потому что получили хорошее финансирование. Деньги выделены из госбюджета Министерством образования РК, которое разработало и реализует программу стратегии развития музыкального образования в Казахстане. Важно, что эта программа была инициирована нами, нашей консерваторией. Таким образом, мы сами себе поставили задачи. И отчитываться будем прежде всего перед собой – это залог нашего развития. Средства выделены на год, но я надеюсь на продолжение, которое обязательно будет, если этот год покажет хорошие результаты. Косвенная прибыль от такого начинания может быть неизмеримо больше, чем прямые доходы. В чем можно измерить уровень культуры? В граммах, метрах, амперах? И уж, конечно, не деньгами. Нельзя забывать о моральной, образовательной отдаче мероприятий культуры.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее