Модернизация корпорации

Редакционная статья

Модернизация корпорации

В нашей политической традиции Послание народу Казахстана – это главное программное выступление президента, определяющее и направления работы правительства, и курс реформ на весь следующий год. В этот раз все было не так, как всегда. Во-первых, текст Послания-2007 является конкретизацией тех целей и задач, которые содержались в прошлогоднем послании. Можно сказать, что нынешнее – это расширенный и дополненный вариант прошлогоднего. Связь между ними легко прослеживается даже на уровне названий отдельных блоков. А расширение и дополнение произошло на основе учета опыта институтов развития и госхолдингов, итогов работы госкомиссии по демократизации, результатов ряда правительственных программ – всего того, что было создано год назад.

Связь между двумя посланиями была усилена выступлениями президента перед парламентом 1 сентября прошлого года (на открытии третьей сессии) и 10 января 2007 года на презентации нового правительства. В сущности, все эти четыре выступления представляют собой пересказ – с повторами, смещением акцентов, детализацией отдельных пунктов – плана модернизации Казахстана. И выступления премьер-министра представляют собой не просто план мероприятий по выполнению поручений президента, а еще большую детализацию этого плана. Различные правительственные стратегии, которые нам еще предстоит увидеть, будут попытками адаптации этого плана к внешним и внутренним условиям, его коррекции и уточнения.

Поэтому нет смысла анализировать отдельные задачи и поручения, содержащиеся в послании. Главное – понять внутреннюю логику самого процесса модернизации, который уже начался, но пока не совпадает с теми схемами и «дорожными картами», которые предлагались президенту различными политическими группами, партиями и общественными организациями.

Президент не раз заявлял о необходимости прозрачности и подотчетности государственных учреждений и холдингов, но не через развитие демократических институтов, а через внедрение принципов корпоративного управления в практику государственного администрирования. Это значит, что реформы в Казахстане будут по-прежнему проходить по принципу «сначала экономика, потом политика». Но и потом политические реформы будут проводиться по корпоративным лекалам.

Если попытаться применить теорию и практику корпоративного управления к управлению государством, можно прийти к следующей модели. Президент, совмещавший функции и владельца, и управляющего корпорацией, передает управленческие полномочия наемному менеджеру-профессионалу, а сам переходит на должность председателя совета директоров. В нашем случае в качестве СЕО выступает премьер-министр – показательно, что и 10 задач, содержащихся в первой части послания, и большинство из 30 направлений внутренней и внешней политики прямо адресованы правительству. И, конечно, стоит вспомнить слова Нурсултана Назарбаева о том, что Карим Масимов принимал прямое участие в подготовке его Послания-2006. А уж в том, что премьер работал над нынешним, сомневаться не приходится.

Происходит передача управленческих функций – но не власти. Президент сделал на этом акцент и в выступлении на госкомиссии, и в своем послании. Более того, принимаются меры по укреплению президентской власти. В частности, оно будет происходить через повышение, «в том числе и на законодательном уровне», авторитета Ассамблеи народов Казахстана, а также расширение сферы ее практической деятельности и ответственности. Отчасти это отсылка к выдвинутой госкомиссией идее о выделении в сенате парламента квоты для выдвиженцев ассамблеи. Отчасти – закрепление за ассамблеей (а возглавляет ее президент) статуса официального игрока на политическом поле. Из числа этих мер и создание партии парламентского большинства, роль которой будет усиливаться – Нурсултан Назарбаев уже начал необязательную пока по закону практику предварительных консультаций с парламентской фракцией «Нур Отана» по всем важным вопросам. Собственно, все существовавшие ранее и созданные за последний год институты, дающие президенту те или иные рычаги управления политическим процессом, можно считать тем самым советом директоров.

Наверное, поклонников Милтона Фридмана и невидимой руки рынка разочаруют дирижистские подходы к решению экономических проблем, ясно звучащие в послании. Сторонников ускоренной демократизации разочарует ограниченный спектр политических реформ, предложенный президентом. Но трудно и отрицать то, что предложенный президентом план – это план реальной модернизации страны. И он отвечает цели модернизации – успешной интеграции страны в мировую экономику.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности