Представления о вундерэкономике

Казахстан, определив своей целью стать конкурентоспособным, намерен строить умную экономику. Чтобы решить эту задачу, необходимо поступательное развитие человеческого капитала

Представления о вундерэкономике

На прошлой неделе президент Нурсултан Назарбаев выступил с ежегодным Посланием к народу Казахстана, в котором определил приоритетные задачи, стоящие перед государством в текущем году. Впрочем, этот ожидаемый многими, и прежде всего правительством и властными структурами, документ можно назвать долгосрочной программой действия, поскольку в нем указывается основное направление. В прошлом году это была идея о вхождении Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран. В нынешнем послании указан путь, как этой цели достичь: построить умную экономику.

Послание недропользователям

Никто не будет спорить с тем, что Послание президента – документ в первую очередь политический, хотя большинству граждан он в основном интересен своим социальным блоком. Во всяком случае именно в этой части послания новое воспринимается на слух – в цифрах. Не зря именно соцблок стоит на первом месте, ведь обывателю не так важны экономические и политические задачи – не ему их выполнять. Зато, услышав о повышении зарплат, пенсий и пособий, он будет хотя бы на время удовлетворен этими обещаниями.

Не стоит, очевидно, повторяться и указывать суммы: кому и сколько. В изложении социального блока мы не услышали ничего нового, кроме, как было уже сказано выше, цифр. Государство еще раз напомнило, что: а) всем помочь нельзя, б) лучше человеку дать удочку, чем рыбу. У нас уже давно существует адресная социальная поддержка, что совершенно правильно. Государственную помощь должны получать только те члены общества, которые в ней особенно нуждаются, то есть многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры. К тому же, поощряя женщин репродуктивного возраста, государство стимулирует позитивные демографические изменения, что актуально в связи с ожидаемым ростом экономики.

Казахстан должен двигаться в направлении мировых стандартов в области верховенства закона

Радует и проявленная забота о работниках вредных и тяжелых производств, которых государство во времена своей бедной юности исключило из списков на получение льготных пенсий. По отношению к тем, кто не вписывается в социально уязвимые категории, государство несет только одно обязательство – создавать дополнительные рабочие места. Это требование рыночной экономики, которая не терпит уравниловки, что характерно при социалистическом методе хозяйствования.

[inc pk='2189' service='media']

Нужно отметить, что после казуса 2005 года, когда глава государства в своем послании пообещал прибавки к пенсиям и бюджетным зарплатам уже во втором полугодии, а средства на это не были предусмотрены в текущем бюджете, теперь исполнение социальной части отодвигается на год, то есть вступает в действие с 2008 года. Два года назад правительство лихорадочно изыскивало необходимые для дополнительных выплат 100 млрд тенге, которые не были предусмотрены в бюджете. Стоимость социального блока в Послании-2007 сам президент оценил в 108 млрд тенге. Трудно сказать, как повышение размеров зарплат, пенсий и пособий отразится на благосостоянии казахстанцев: международные эксперты постоянно призывают правительство сокращать государственные расходы, увеличение которых раскручивает инфляцию. С другой стороны, дополнительные выплаты хотя бы покроют ее.

Как уже пообещали министр финансов Наталья Коржова и министр энергетики и минеральных ресурсов Бактыкожа Измухамбетов, некоторая доля затрат по исполнению социального блока ляжет на компании сырьевого сектора. «Мы считаем, что посыл главы государства работать с серьезными недропользователями – это призыв к тому, что контракты должны быть стабильны. Вместе с тем к работе приступили все подразделения Министерства финансов, чтобы просчитать все пробелы, которые есть в законодательстве и контрактах с недропользователями, для того чтобы достичь баланса интересов. Мы этим будем заниматься, и это наша задача, которая стоит на ближайшее время. Поэтому деньги будут, безусловно, изысканы», – заявила г-жа Коржова, комментируя послание.

Г-н Измухамбетов также пообещал, что его ведомство будет вести работу «для усиления участия инвесторов в развитии инфраструктуры в социальной сфере в регионах, где они работают».

Модификация цели

Если после прошлогоднего послания все государственные ведомства были озабочены вхождением в число 50 наиболее конкурентоспособных стран, то теперь основным направлением работы правительства, заданным президентом, станет управление ростом экономики. Это означает «экономическое развитие на качественно новом уровне», уход от сырьевой зависимости и цен на нефть. «Цель-50» несколько трансформировалась. Сколько в прошедшем году ни говорилось о том, какими способами ее можно достичь, ни одного универсального рецепта так и не появилось.

Как следует из озвученной главой государства программы действий на будущее, сначала нужно хотя бы интегрироваться в мировую экономику, стать неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий.

Президент предложил сократить сферу влияния естественных монополий за счет реструктуризации, а в тех отраслях, где они сохраняются, улучшить тарифное и техническое регулирование

Чтобы добиться этого, необходимо решить 10 задач. В известных нам по предыдущим выступлениям планах индустриализации, отвечающих требованиям международных рынков, вступления в ВТО на выгодных для Казахстана условиях, конкурентоспособности финансового сектора при либерализации (очевидно, глава государства имеет в виду либерализацию доступа на рынок иностранных игроков) президент обозначил новые задачи. Среди них можно обратить внимание на предложение сократить сферу влияния естественных монополий за счет реструктуризации, а в тех отраслях, где они сохраняются, улучшить тарифное и техническое регулирование. И еще одна если и не новация в полном смысле этого слова, но новый элемент старой задачи: развитие фондового рынка путем вовлечения в него населения. Другой вопрос, как это сделать при существующем дефиците инструментов для инвестирования. Правительство, выбросив на рынок небольшой пакет акций Казахтелекома, сделало первый шаг в этом направлении. Возможно, населению будут предложены и акции других госкомпаний. Среди частных компаний можно назвать Народный банк, который продал незначительный пакет своих долевых бумаг физическим лицам по подписке. Будут ли у него последователи? Если это случится, то население даже не нужно обучать основам инвестиционной грамотности, ему всего лишь нужно понять выгоды фондового рынка.

В условиях объективно ограниченного внутреннего спроса Казахстану следует предлагать свои товары на внешних рынках. Для этого они, естественно, должны отвечать международным стандартам. Именно с этой целью, как сказал президент, нам необходимо «скорейшее и широкое внедрение международных технических стандартов». Об этом, кстати, в стране говорят, по крайней мере, в течение последних семи лет. И даже получение некоторыми организациями сертификата соответствия международным стандартам не продвинуло казахстанскую продукцию за границы страны.

Путь на мировой рынок лежит через регион. Сначала нам нужно стать лидером региональной экономики. Развитие кластеров, о которых президент в этот раз ничего не сказал, позволило бы Казахстану предложить рынкам России и Средней Азии строительные материалы, пищевую продукцию высоких переделов, продукцию нефтехимии, минеральные удобрения, ГСМ, а также текстиль. Но даже на региональных рынках нас ждет жесткая конкуренция с производителями аналогичных товаров.

Пока единственная ниша, где конкурентоспособность Казахстана бесспорна, – сырьевой сектор. Президент не мог обойти вниманием наиболее успешную отрасль экономики и поставил задачу повысить эффективность добывающего сектора. А это можно сделать, вовлекая недропользователей в диверсификацию экономики. За это им обещана поддержка государства. Приоритетными секторами, в которых желательно участие иностранных инвесторов, являются нефтехимия, управление газовыми ресурсами и создание экспортных коридоров.

Задача номер шесть

Очевидно, после выступления президента в обиход войдет известное за рубежом, но пока новое для Казахстана выражение «умная экономика».

Данную задачу президент в своем послании поставил под шестым номером. Это, пожалуй, справедливо в том смысле, что без ее решения все предыдущие вряд ли будут успешно решены. Без умной экономики, или, как ее обычно называют, экономики, основанной на знаниях, ни экономическим ростом управлять невозможно, ни в глобальной экономике полноправно участвовать. Повысить эффективность добывающего сектора, сформировать несырьевой, да и развить современную инфраструктуру тоже вряд ли получится.

Экономика, основанная на знаниях, предполагает не только некую сумму знаний, которую человек может получить в университете, не только наличие высокотехнологичных отраслей, но и способность управлять производством, создавать новые продукты. В известном смысле для «умной экономики» важнее не создавать новые знания, а правильно применять их. То есть использовать зарубежный опыт и стремиться к соответствию мировым стандартам.

В данном случае стандарты задаются Всемирным банком, разработавшим методику, которая на основе множества показателей показывает соответствие экономики конкретной страны определению «умная». ВБ также составил рейтинг, позволяющий сравнить разные страны по индексу знаний и индексу экономики знаний. Первый (Knowledge Index) относится к общему потенциалу развития знаний в стране, его называют порой индексом интеллектуального развития, второй (Knowlege Economy Index) – степень движения страны к экономике знаний.

Президент счел уместным заявить о переходе к судопроизводству, существующему сегодня в «большинстве развитых и демократических государств»

Позиции Казахстана в этих рейтингах позволяют увидеть наши сильные и слабые стороны на пути к выполнению задачи номер 6. В рейтинге интеллектуального развития, включающего 132 страны, мы занимаем 64-е место. В лидерах скандинавы – Швеция, Дания и Финляндия. Наш главный экономический партнер и соавтор многих интеграционных проектов Россия занимает 38-ю позицию. Позади нас Турция, Таиланд, Китай, Египет, Индия.

Хотя мы и ставим перед собой амбициозные задачи, все же в обозримом будущем на уровень США или Западной Европы выйти не планируем. Поэтому Всемирный банк предлагает возможность взглянуть на наш рейтинг в рамках более узкой группы стран – региональной (Восточная Европа и Центральная Азия), включающей 27 государств. Здесь наши позиции уже заметно лучше – мы находимся на 18-м месте, впрочем, уступая не только таким странам, как Словения, Чехия и Венгрия, но и некоторым нашим соседям по СНГ – России, Белоруссии, Украине, Армении и Грузии.

Мы можем также сравнить себя с теми странами, с которыми мы сопоставимы по уровню доходов (ВБ определяет его как «нижний средний» и включает в него 40 государств). В этом списке мы находимся на десятой позиции, между Ямайкой и Таиландом.

В общем-то, показатели у нас неплохие. Но это, напомним, в том, что касается нашего потенциала. Если же взглянуть на Knowlege Economy Index, индекс экономики знаний, отражающий реальное продвижение к ней и учитывающий такие показатели, как индекс институционального режима, индекс инноваций, индекс образования и индекс информационных технологий, то обнаружим Казахстан лишь на 71-м месте.

Чтобы понять, откуда взялся разрыв между потенциалом и реальностью, достаточно взглянуть на те четыре индекса, из которых складывается наша позиция относительно других стран. И сравнить Казахстан с нашим соседом среди стран с сопоставимым уровнем доходов – Таиландом. Индекс образования у нас намного выше – 7,61 против 5,17. Собственно, только благодаря этому мы и опережаем Таиланд в общем рейтинге. По всем же прочим показателям отстаем – по институциональному режиму, инновациям и информационным технологиям.

Стоит посмотреть и на другие показатели, из которых складываются наши рейтинги. Нетрудно заметить, что наш главный плюс – это рост ВВП. По десятибалльной шкале он дает нам 9,96. Неплохо обстоят дела с общей грамотностью и числом студентов и школьников – индексы существенно выше 7. Похуже с ИЧР, НИОКР, патентами и доступом к средствам коммуникаций. И совсем плохо – с тарифными и нетарифными барьерами, качеством регулирования, верховенством закона, а также интернетом.

Напрашивается несложный вывод – чтобы повысить свой рейтинг, Казахстан должен двигаться в направлении мировых стандартов в области верховенства закона. Здесь самое время перейти к задаче номер 8 – модернизации политической системы в соответствии с логикой нового этапа. Напомним, речь при этом идет об индексе экономики знаний.

[inc pk='2190' service='media']

Обо всем, что касается политических реформ, президент подробно сказал в своем выступлении на последнем заседании госкомиссии по демократизации, в послание же он включил лишь несколько самых общих подходов к этим реформам. Главный из них – сохранение сильной президентской власти. Безусловное одобрение Нурсултана Назарбаева получили те предложения госкомиссии, которые касались «совершенствования систем правосудия и правоохранительных органов». Ротация председателей районных судов, ограничение свободы граждан только судом, создание системы ювенальной юстиции, разработка и принятие Административно-процессуального кодекса, введение института мировых судов и ряд других предложений сильной власти явно не угрожают. В данном случае президент даже счел уместным заявить о переходе к судопроизводству, существующему сегодня в «большинстве развитых и демократических государств».

Если такой переход состоится, то наше продвижение к экономике знаний (по крайней мере, в зеркале рейтингов Всемирного банка) будет куда более существенным, чем то, которое может обеспечить приближение к мировым стандартам в образовании.

Конвертация капитала

Нельзя ожидать, что мы совершим экономический прорыв за короткое время. Это трудно сделать не только за год-два, но и за 5–10 лет. Умную экономику должны строить умные люди, поэтому две эти задачи – экономическое развитие и построение системы современных знаний – нужно решать параллельно. Президент призывает поднять образовательные услуги на уровень мировых стандартов, чтобы наши граждане, получившие образование в Казахстане, были востребованы в любой стране мира. На наш взгляд, эта задача требует конкретизации. В конце концов, успех специалиста зависит не только от уровня его образованности, но в не меньшей степени от профессиональной квалификации и способностей. Не каждый человек, окончивший Оксфорд, может стать успешным.

Развитие человеческого капитала нужно начинать с повышения общего уровня образования и здравоохранения. Пока у нас эти важнейшие сферы будут субсидироваться по остаточному принципу, а учителя и врачи получать самые низкие зарплаты в стране, механическое внедрение международных стандартов ничего не даст. Необходимо вернуть профессионально-техническое обучение, потому что умная экономика только начинается в лабораториях и исследовательских центрах, а внедрять разработки в производство должны квалифицированные рабочие. И здесь Казахстан проигрывает не только развитым странам. Не случайно так востребован в Казахстане труд мигрантов, которые вытесняют казахстанцев из многих отраслей.

Что касается высшего образования, то требуется основательная работа с нашими вузами. Не секрет, что даже на внутреннем рынке высоко котируются дипломы лишь нескольких из них, но и эти учебные заведения не гарантируют качественных знаний. Поэтому солидные и успешные компании, даже в условиях кадрового голода, ведут очень жесткий отбор кандидатов на вакансии.

Поставив во главу угла международные стандарты, мы забываем о своем недавнем опыте, связанном с советской системой образования. Тогда была налажена связь между университетами и институтами и научно-исследовательскими центрами. В сущности, вузы всегда занимались серьезной наукой, и именно там были сделаны многие открытия.

В Послании президента сделан акцент на развитии человеческого капитала как источнике умной экономики, но без детальной проработки. Надеемся, что это будет сделано, а не останется лишь в виде амбициозных планов, о которых приятно поговорить.

[inc pk='394' service='table'][inc pk='395' service='table'][inc pk='396' service='table']
Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности