В погоне за «Оскаром»

Американские киноакадемики решили вознаградить Мартина Скорсезе за все – 79-я церемония вручения премии Американской киноакадемии принесла режиссеру сразу два главных «Оскара» – «За режиссуру» и «За лучший фильм»

В погоне за «Оскаром»

Основная интрига нынешнего года – получит ли наконец «главный неудачник Голливуда» Мартин Скорсезе «Оскар» за свою режиссерскую деятельность. Можно долго спорить о том, насколько хорош или плох его блокбастер «Отступники», повествующий об истории двух выпускников полицейской академии. Один из них – лощеный и во всем успешный Колин Салливан (Мэтт Дэймон), приемный сын босса ирландской мафии Бостона, заслан в полицейское управление. Другой же – Билли Костиган (Леонардо Ди Каприо) заслан полицией в эту самую группировку. Тема достаточно банальная, сколько всего уже было сказано и снято о «своем среди чужих и чужом среди своих». Но, похоже, академики отдали предпочтение не столько собственно фильму (даже при том, что он стал самым успешным в карьере мэтра, собрав порядка 300 млн долларов кассовых сборов), сколько Мартину Скорсезе, который за свою более чем 40-летнюю карьеру семь раз номинировался на эту награду.

От Скорсезе уже не отмахнешься

Хотя фильм «Отступники» изначально не был рекордсменом по числу номинаций, претендовав на 5 статуэток, в том числе как «Лучший фильм года», «Лучший режиссер года» и «Лучшая второстепенная роль» (Марк Уолберг), в этот раз он стал самым оскароносным, получив 4 статуэтки, в том числе «За лучший монтаж» и «За лучший адаптированный сценарий». За основу «Отступников» взят гонконгский боевик 2002 года «Двойная рокировка». Сценарий к американской версии фильма написал Уильям Монаген. «Я не смотрел «Двойную рокировку» и не хотел смотреть, пока не напишу свой текст. Я работал с переводом китайского сценария. Там была отличная центральная история, вокруг которой можно было придумать много новых персонажей. Мне нравилась двойственность героев в оригинальном сценарии, однако меня больше занимало другое: то, как люди запускают маховик трагедии, отступив от своего жизненного пути, отказавшись от того, что они должны делать», – заявлял ранее сценарист.

К «Оскару» фильм «Отступники» подошел уже с внушительным багажом наград – 33 различных степеней важности, среди которых «Золотой глобус» и премия Американского национального совета кинокритики за режиссуру.

Главный же конкурент «Отступников» – «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту был номинирован на 7 наград. Кстати, ему достался «Золотой глобус» как лучшей драматической картине года. И именно ему пророчили главную премию. И если судить объективно, то «Вавилон», являя собой новый формат режиссерского видения, больше подходит на роль «Лучшего фильма» 2006 года. Но… ему просто не повезло, он оказался пусть и в нужном месте, но не в то время, когда академикам просто нельзя было отмахиваться от работ старого зубра от кинематографии Скорсезе.

С другой стороны, «Вавилон», возможно, поплатился именно за свое новаторство, которое не пришлось по душе ни голливудским академикам, ни американскому народу в целом. В США фильм выпущен в ограниченный прокат и собрал чуть более 20 млн долларов.

В итоге эта картина получила лишь один «Оскар» – за музыку к фильму. Кстати, автор, написавший музыку для «Вавилона», Густаво Сантаолайя в прошлом году также стал обладателем награды в этой категории за саундтрек к фильму «Горбатая гора».

[inc pk='2188' service='media']

Впрочем, на главный «Оскар» помимо «Вавилона» претендовала и картина «Письма с Иводзимы» (Клинт Иствуд), продолжение фильма «Письма наших отцов», рассказывающего о японско-американском конфликте. Но если в «Письмах отцов» повествование ведется от лица американцев, то в нынешнем творении Иствуда – от лица японцев (фильм снят на японском языке, с участием япон-ских актеров). Вообще, в этот раз очень многие фильмы, в том числе и американские, сняты не на языках стран-производителей – эдакий голливудский Вавилон. Можно сказать, что тенденция снимать фильмы на разных языках, заданная в свое время Мелом Гибсоном, снявшим «Страсти Христовы» на арамейском и латыни, – уже писк моды.

Обиженные и обделенные

С главной женской ролью все было понятно еще задолго до вручения наград американской киноакадемии. Никто не сомневался, что «Оскар» за главную женскую роль достанется Хелен Мирен за роль Елизаветы II в «Королеве» Стивена Фрирза. Хотя та же Мэрил Стрип могла унести свою очередную награду с 79-й церемонии вручения за свое участие в картине «Дьявол носит Prada», но в ее актерском списке есть куда более значимые и достойные роли. С главной же мужской ролью было сложнее. На нее в равной степени претендовали и Леонардо ди Каприо за роль в картине «Кровавый алмаз», и Уилл Смит («В погоне за счастьем»), и Форест Уитакер («Последний король Шотландии»), и, конечно, Питер О`Тул («Венера»). А ведущая церемонии награждения Эллен ди Дженерес за неделю до вручения «Оскаров», назвала Бреда Питта «ограбленным» американскими академиками, потому что они не номинировали актера за участие в фильме «Вавилон». Но кто был действительно ограблен, так это Питер О`Тул – один из немногих актеров старой голливудской формации – «Оскар» за главную мужскую роль достался Форесту Уитакеру, который сыграл угандийского диктатора-людоеда. Но, видимо, в данном случае выбор академиков можно объяснить желанием сохранить равновесие между признанием мэтров и их менее опытных, но не менее талантливых конкурентов. С другой стороны, у О`Тула, восемь раз номинированного на «Оскар», в том числе за роль в картине «Лоуренс Аравийский» (1962) Дэвида Линна, уже есть награда киноакадемии – в 2003 году он получил почетный «Оскар» за вклад в кинематографию.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности