Небо и земля

Небо и земля

Если деятельность СМИ является своего рода зеркальным отражением событий, происходящих в обществе, то деловая журналистика является зеркальным отражением процессов, протекающих в экономике и казахстанском бизнесе.

Деловая пресса развивается в нашей стране относительно недавно, но к настоящему времени она достигла уже многого. Это обусловлено непосредственно количественным и качественным ростом отечественного предпринимательства, которое является основой для этого направления журналистики. Растут и совершенствуются компании, вместе с ними растем и мы (журналисты). Ежегодно к деловым СМИ предъявляются требования по повышению качества материалов в плане оперативности, эксклюзивности, объективности статей. И мы стараемся адекватно отвечать существующему спросу со стороны наших читателей – представителей предпринимательства. Вместе с тем существующие недостатки деловой журналистики также напрямую связаны с состоянием казахстанского бизнеса.

Тот факт, что мы стали работать оперативно и публиковать много интересных материалов, связан с готовностью и желанием компаний предоставлять информацию о себе и о рынке в целом. Появление хороших интервью и аналитических статей – тоже плод успешного сотрудничества СМИ и бизнеса. За все это спасибо тем компаниям, которые осознают необходимость предоставления сведений корреспондентам.

Но, к сожалению, приходится отметить и другую сторону сотрудничества. В Казахстане по-прежнему много компаний, до которых журналистам практически невозможно достучаться. Хотя их деятельность вызывает большой интерес у наших читателей. Конечно, мы понимаем, что есть такое понятие, как коммерческая тайна, и с этим необходимо считаться. Но не стоит подгонять под этот термин все сферы деятельности предприятия. В результате складывается такое впечатление, что большая часть компаний работает на военно-промышленный комплекс нашей страны. Хотя, в принципе, вопрос прозрачности – это не только проблема деловой журналистики и бизнеса, это проблема всей нашей экономики.

Иной раз становится смешно, когда читаешь некоторые пресс-релизы компаний. Многие заявляют, что они являются прозрачными, и особое внимание уделяют вопросам социальной ответственности. Но когда к ним обращаешься с просьбой предоставить интересующую информацию (например комментарий к тем или иным событиям), нередко получаешь отказ. Это в свою очередь напрямую влияет на оперативность подготовки новостей и аналитических статей. А ведь все мы хотим читать свежие и интересные материалы, где будут отражены мнения всех сторон. Получается, что все хотят читать качественные статьи, однако мало кто хочет сотрудничать с прессой. А если это и делают, то с большим трудом.

Английский писатель Гилберт Честертон сказал, что «газета, выходя чрезвычайно быстро, интересна даже своими просчетами; энциклопедия же, выходя чрезвычайно медленно, неинтересна даже своими открытиями». В деловой журналистике просчеты недопустимы, такое хоть и редко, но все же случается. Кто виноват в подобных случаях? Первым делом принято считать крайним автора публикации. Но не стоит забывать, что корреспонденты или обозреватели готовят свои материалы, основываясь на данных, предоставленных непосредственно участниками рынка. А проверить эту информацию часто не представляется возможным.

В Казахстане прозрачностью и эффективной работой со СМИ может похвастаться только один рынок – финансовый. Если сравнить сотрудничество журналиста с финансовой организацией и торговой или производственной компанией, то это земля и небо. Например, в банках, кроме структуры настоящих владельцев, практически все прозрачно и доступно. В большинстве крупных и средних финансовых организаций существуют департаменты или отделы по связям с общественностью, которые стараются работать оперативно.

В компаниях нефинансового сектора и государственных органах все наоборот. Конечно, и там существует небольшое количество ведомств, активно сотрудничающих с деловыми СМИ во многом благодаря профессиональным качествам сотрудников пресс-служб. Хотя это, скорее всего, исключение, нежели правило. Обычно все усложняется из-за всевозможных бюрократических процедур. Нередко бывают случаи, когда ответ на официальный запрос готовится около месяца. Хорошо, если потом журналисту предоставят запрашиваемую информацию. Отлично, если она будет предметной и исчерпывающей. Но так бывает далеко не всегда. Около месяца назад был случай, когда одно ведомство готовило ответ в течение двух недель, а потом выслало в редакцию официальное письмо. На самом деле это даже не ответ, а объяснение, почему они не могут предоставить информацию. И все это было расписано на две страницы формата А-4. Неужели было сложно просто сказать, что не смогут предоставить информацию? В подобных ситуациях журналистам лучше сразу получить отрицательный ответ на запрос, так как это позволит им быстрее найти альтернативные источники или же приступить к подготовке нового материала. Но в таком случае совершенно очевидным становится фактическое нарушение закона «О СМИ».

Мы периодически наблюдаем, как тот или иной чиновник или компания начинают судиться со СМИ. Эта тенденция говорит о желании истцов отстаивать свои права. Несмотря на то что практически все журналисты знают о своем праве на получение информации, что-то я не припоминаю прецедента, когда СМИ подали бы в суд на организацию за отказ в предоставлении информации. Подобные конфликты, как правило, не доходят до правового разбирательства. Как ни парадоксально, но корреспонденты каждый день пишут о нарушениях прав предпринимателей, но мало кто уделяет внимание нарушению прав журналистов.

Хотелось бы отметить, что все вышеизложенное – это повод призадуматься бизнесу над отношениями с деловыми СМИ. От нас читатели ожидают своевременного и качественного информационного и аналитического продукта. А получат они его или нет, во многом зависит от того, кто в данный момент читает эту статью, – представителей делового мира.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее