Страховка для концессионера

Первый инфраструктурный проект Казахстана – железнодорожная ветка станция Шар–Усть-Каменогорск. Для осуществления строительства применено проектное финансирование по схеме ВОТ (build, operate, transfer – строительство, эксплуатация, передача). Источниками вложений в проект определены акционерный капитал (1,3 млрд тенге) и облигационный займ (30 млрд тенге), привлеченные АО «Досжан темир жолы». Передача объекта в собственность государства предусмотрена в 2028 году.

Страховка для концессионера

Об особенностях концессии мы побеседовали с председателем правления АО «Досжан темир жолы» Нуржаном Махановым.

– Какие виды государственной поддержки получила ваша компания как концессионер?

– Землю под строительство нам предоставили через натурный грант, государство несет субсидиарную ответственность за выполнение обязательств по инфраструктурным облигациям, компания наделена исключительными правами на эксплуатацию объекта концессии. В госгарантиях тогда не было необходимости. Они были обусловлены существенными сложностями процедурного плана, ибо требовали внесения изменений в бюджетное законодательство.

– Только ли сложностями процедурного плана обусловлены проблемы с госгарантиями?

– Правовое поле не было совершенным. Потом мы посчитали, что, в принципе, поручительство тоже является хорошим обеспечением. Тем самым государство разделило с нами риски по проекту.

– Как отразится на вашем проекте, допустим, увеличение налогового бремени?

– В нашем соглашении прописаны налоговые преференции. Мы освобождаемся от корпоративного налога на 10 лет после ввода объекта в эксплуатацию, земельного и имущественного налогов.

– В чем вы видите главную проблему закона «О концессиях»?

– Закон должен быть прозрачным, а правила игры понятные. Чтобы получить госгарантии и поручительство, концессионер обязан предоставить договор страхования объекта строительства. Думаю, сегодня в Казахстане трудно найти страховую компанию, способную обслуживать крупные инфраструктурные проекты. Слишком большие суммы, фактически неподъемные для отечественных страховщиков.

– Не получится ли так, что данное требование как бы отсечет от концессий казахстанские компании?

– Вполне может быть. Теоретически можно приглашать к сотрудничеству иностранные страховые компании, но это связано с существенными издержками, которые, безусловно, сделают соглашения более дорогими. И потом, иностранным инвесторам, занимающимся инфраструктурными проектами, госгарантии не нужны, так как своих источников финансирования достаточно. Другое дело, казахстанские компании, у которых и возможностей поменьше, и капитализация бизнеса ниже. Я бы сказал так: степень консерватизма отечественного бизнеса напрямую зависит от степени его капитализации. Страховку и гарантии иностранный инвестор может получить у себя, тогда как нашим компаниям без господдержки входить в крупные проекты довольно рискованно.

Интервью взял Тулкин Ташимов

Статьи по теме:
Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Люди и события

Люмпен-эстетика в буржуазных интерьерах

В гламурном пространстве Алматы Villa Boutiques & Restaurants открылась выставка арт-дуэта из Бишкека, повествующая о судьбе Шелкового пути и проблемах миграции

Казахстан

Отечественный газ в полном объеме для себя и на экспорт

УОГ на Бозое — ключевой элемент системы, призванной бесперебойно обеспечивать газом южные регионы Казахстана и обеспечить экспортные поставки в Китай

Экономика и финансы

Быстрее, выше, сложнее

Уровень экономической сложности — показатель, позволяющий точнее прогнозировать рост и эффективнее расставлять приоритеты долгосрочного развития