Страховка для концессионера

Первый инфраструктурный проект Казахстана – железнодорожная ветка станция Шар–Усть-Каменогорск. Для осуществления строительства применено проектное финансирование по схеме ВОТ (build, operate, transfer – строительство, эксплуатация, передача). Источниками вложений в проект определены акционерный капитал (1,3 млрд тенге) и облигационный займ (30 млрд тенге), привлеченные АО «Досжан темир жолы». Передача объекта в собственность государства предусмотрена в 2028 году.

Страховка для концессионера

Об особенностях концессии мы побеседовали с председателем правления АО «Досжан темир жолы» Нуржаном Махановым.

– Какие виды государственной поддержки получила ваша компания как концессионер?

– Землю под строительство нам предоставили через натурный грант, государство несет субсидиарную ответственность за выполнение обязательств по инфраструктурным облигациям, компания наделена исключительными правами на эксплуатацию объекта концессии. В госгарантиях тогда не было необходимости. Они были обусловлены существенными сложностями процедурного плана, ибо требовали внесения изменений в бюджетное законодательство.

– Только ли сложностями процедурного плана обусловлены проблемы с госгарантиями?

– Правовое поле не было совершенным. Потом мы посчитали, что, в принципе, поручительство тоже является хорошим обеспечением. Тем самым государство разделило с нами риски по проекту.

– Как отразится на вашем проекте, допустим, увеличение налогового бремени?

– В нашем соглашении прописаны налоговые преференции. Мы освобождаемся от корпоративного налога на 10 лет после ввода объекта в эксплуатацию, земельного и имущественного налогов.

– В чем вы видите главную проблему закона «О концессиях»?

– Закон должен быть прозрачным, а правила игры понятные. Чтобы получить госгарантии и поручительство, концессионер обязан предоставить договор страхования объекта строительства. Думаю, сегодня в Казахстане трудно найти страховую компанию, способную обслуживать крупные инфраструктурные проекты. Слишком большие суммы, фактически неподъемные для отечественных страховщиков.

– Не получится ли так, что данное требование как бы отсечет от концессий казахстанские компании?

– Вполне может быть. Теоретически можно приглашать к сотрудничеству иностранные страховые компании, но это связано с существенными издержками, которые, безусловно, сделают соглашения более дорогими. И потом, иностранным инвесторам, занимающимся инфраструктурными проектами, госгарантии не нужны, так как своих источников финансирования достаточно. Другое дело, казахстанские компании, у которых и возможностей поменьше, и капитализация бизнеса ниже. Я бы сказал так: степень консерватизма отечественного бизнеса напрямую зависит от степени его капитализации. Страховку и гарантии иностранный инвестор может получить у себя, тогда как нашим компаниям без господдержки входить в крупные проекты довольно рискованно.

Интервью взял Тулкин Ташимов

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее