О методологии составления рейтинга

О методологии составления рейтинга

В нашем случае под годовой отчетностью понимается годовой отчет компании совместно с отчетом об устойчивом развитии (социальным отчетом) и финансовой отчетностью, если она издана в виде отдельного документа. Возможен вариант интегрированного годового отчета, к которому отдельно прилагается документация финансовой отчетности.

Подход к оцениванию годовой отчетности заключается в анализе совокупности факторов, влияющих на перспективы роста потенциальной стоимости компании, обусловленного реализацией менеджментом стратегии ее развития.

В этом смысле предлагаемая методика рейтинга дает возможность оценить информационное наполнение годовой отчетности с точки зрения наиболее важных аспектов деятельности компании, а также соответствие отчетности форматам лучших мировых практик.

Содержание годовой отчетности анализируется по пяти основным критериям функционирования компании:

Критерий «Позиционирование на рынке», показатели:

  • Макроэкономические факторы, влияющие на рынок и бизнес компании;
  • Законодательная среда рынков, на которых действуют компании;
  • Описание конкурентной среды и рыночная доля компании;
  • Перспективы роста рынка в целом и изменения конкурентной среды.

Критерий «Стратегия бизнеса», показатели:

  • Миссия и конкретные формулировки основных положений стратегии развития, применительно к особенностям бизнеса компании;
  • Цели и задачи компании за отчетный период и достигнутые результаты;
  • Стратегические приоритеты на следующий год и 3–5 лет вперед;
  • Корпоративное управление;
  • Организационная структура компании, основные принципы управления бизнесом + основные бизнес-единицы.

Критерий «Деятельность по созданию стоимости», показатели:

  • Производственная деятельность и результаты работы по сегментам бизнеса;
  • Реализации инвестиционных проектов и перспективы их продвижения в следующем году и на 3–5 лет вперед;
  • Инновации, R&D и их внедрение;
  • Риск-менеджмент, система управления рисками и результаты ее действия;
  • Финансово-экономическое положение компании;
  • Рынок ценных бумаг компании и рыночная капитализация.

Критерий «Устойчивое развитие», показатели:

  • Взаимодействие компании с клиентами, сбытовая и маркетинговая политика;
  • Создание и функционирование цепи поставок, взаимодействие с поставщиками и подрядчиками;
  • Персонал: характеристика, социальные гарантии, мотивация и развитие;
  • Охрана труда, обеспечение здоровья и безопасности на рабочих местах, травматизм;
  • Природоохранная деятельность компании, экологические мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
  • Работа в области промышленной безопасности, меры по предотвращению промышленных аварий;
  • Энергоэффективность и энергосбережение;
  • Вклад компании в социально-экономическое развитие регионов деятельности;
  • Социальная политика и взаимодействие компании с сообществами.

Критерий «Наличие формальной информации»:

  • Обзоры важнейших решений собраний акционеров, совета директоров и комитетов;
  • Перечень/характеристика крупных сделок и сделок с заинтересованностью;
  • Сведения о соблюдении компанией кодекса корпоративного поведения;
  • Бухгалтерская отчетность по РСБУ, а также по МСФО или GAAP и аудиторские заключения к ней;
  • Таблица соответствия текста отчета показателям руководств (GRI, IPECA и др.) по подготовке отчетов об устойчивом развитии (социальных отчетов);
  • Глоссарий и список сокращений.

Степень структурирования информации в соответствии с общепринятыми типовыми разделами годовой отчетности также принимается во внимание.

Выделение устойчивого развития в отдельный критерий позволяет оценивать не только «классические» годовые отчеты, но также интегрированные отчеты и в целом весь блок «годовой отчет и отчет об устойчивом развитии». При этом под устойчивым развитием понимается набор функциональных стратегий, обеспечивающих реализацию главной (производственной) стратегии компании.

В целях сохранения объективности в ходе проведения конкурса годовых отчетов победитель в номинации «Лучший годовой отчет» выбирается экспертным советом, а не на основании рейтинга. На первом этапе экспертный совет отбирает не менее трех лучших годовых отчетов, из которых затем выбирается победитель.