Мастера рока

Единственная рок-станция учредила первую рок-премию в Казахстане. И на этом уже спасибо

Слушая как новые песни, которые Борис Гребенщиков не перестает записывать вот уже сорок лет, так и старые хиты, чувствуешь, что не просто возвращаешься в молодость, а витаешь над временем
Слушая как новые песни, которые Борис Гребенщиков не перестает записывать вот уже сорок лет, так и старые хиты, чувствуешь, что не просто возвращаешься в молодость, а витаешь над временем

В начале декабря состоялось вручение рок-премии от радио «Тенгри FM». Весь пафос события, которое длилось три часа, можно свести к двум фразам, регулярно звучавшим со сцены: «Спасибо Тенгри FM» и «Рок в Казахстане существует». Правда, во время этих благодарственных и гипнотических речей бессознательное нет-нет да и прорывалось. Например, «в редакцию поступило три тысячи писем — в Казахстане есть рок-н-ролл». Или из уст звезды казахстанского рока можно было услышать такое: «Впервые увидел себя на большом экране». Вот еще одно высказывание: «Пусть у вас будет наград столько, сколько вчера выпало снега» (накануне в городе был сильный снегопад).

Премиальный снегопад

В самом деле, на статуэтки радио не поскупилось — вручило 15 штук. За лучшую аранжировку («Some Toir»), за рок-поэзию («Che Francisco»), выбор Интернета («Flash Set»), женский вокал («Sugarfree Blues»), мужской вокал («Cry Baby»), за лучший клип и т.д. «За верность рок-н-роллу» наградили сразу всех пятерых номинантов: «Motor-Roller», «BluesMotel», «Субкультура», «Fridays», а также «Жантик-Бэнд». «За вклад в рок-н-ролл» три статуэтки вручили вокально-инструментальному ансамблю «Дос Мукасан». И пускай один раз, но все-таки вспомнили исполнявшую рок на казахском языке команду «Rocksonaky», а точнее — игравшего в ней на ударных джазового музыканта Тахира Ибрагимова, способствовавшего становлению ориентал-джаза в Казахстане и ушедшего из жизни в 2006 году — его наградили посмертно.

Выделилась новым для казахстанских клубных реалий звучанием копирующая знакомый зарубежный саунд и вокал и поющая преимущественно на английском группа с русским названием «Тишина». За лучший трек приз достался другой англоязычной группе, «Angry Ants», начавшей свой путь с коммерческой стези — перепевок чужих хитов. Музыканты достигли на этом поприще успехов и выступали, по их собственным словам, «в самом лучшем рок-клубе Алматы» — «Сохо». А вот теперь они удостоились и высокой награды.

Общее ощущение сложилось такое, что награды у нас любят не только получать, но и раздавать.

Надо сказать, что на церемонии рок-премии объем сказанного о существовании рока в Казахстане заметно превышал музыкальную часть, призванную продемонстрировать факт этого существования. Также стало очевидно, что в форме записей и клипов отечественные исполнители выглядят гораздо лучше, нежели когда играют вживую. В связи с этим у организаторов были и свои удачные находки. Одна из них — посадить на задник сцены явно скучавший большую часть времени симфонический оркестр, чтобы он усиливал звучание наших рок-команд и заодно прикрывал недостатки. Впрочем, рок-концерты с оркестрами классической музыки — довольно распространенный ход для того же MTV, организующего свои мероприятия.

Еще одной находкой стала пришедшаяся по вкусу не очень взыскательной публике дуэль между электрогитарой и электродомброй. Последнюю, как сказала ведущая, изобрели в Казахстане совсем недавно. К положительным моментам следует отнести и выбор места проведения церемонии — Дворец республики, оснащенный после ремонта новой техникой и большими экранами. Из выступивших на сцене отечественных исполнителей порадовал здравствующий и продолжающий выпускать альбомы «Motor-Roller». Ильяс Аутов, пожалуй, единственный из солистов продемонстрировал признаки жизни и творческих исканий: пластично двигался и исполнил песню с осмысленным текстом. Кстати, на пресс-конференции он сказал весьма меткие слова, что Восток с трудом воспринимает рок-н-ролл и нам надо учиться разговаривать на его языке — так же, как и на языке бизнеса и политики. Хочется добавить, что нашему обществу следует учиться говорить и на другом социальном языке — языке критики. Если мы все же перестанем награждать друг друга высокопарными эпитетами и не будем бояться говорить правду, тогда, может быть, и начнет развиваться культура, а вслед за ней — политика и бизнес. К слову, перед мероприятием неожиданно выяснилось, что директор радио Мадина Уморбекова обижена на «Эксперт Казахстан» за статью «Не взлетим — так поплаваем» (см. «Эксперт Казахстан» №12–13 (304) от 4 апреля 2011), опубликованную в журнале полтора года назад и содержащую критику уровня организации одного из концертов «Тенгри», а также плохое качество звука, а также приводились цены на спиртное и минеральную воду. Вот вам и прекрасная иллюстрация описанной выше мысли.

О желательном и прекрасном

В целом церемония затянулась и притомила публику, с нетерпением ожидавшую выхода Бориса Гребенщикова. Всю программу с легкостью и без потерь можно было сократить в два раза: предварительно сделав пару прогонов с ведущими и командами, а также установив регламент на благодарственные речи — тем более что почти все говорили одно и то же. Во время награждения демонстрировалось много и часто не связанного с роком видео.

Почему-то награду назвали «премия». Раньше в русском это слово применялось к денежным вознаграждениям. Тут, судя по всему, все ограничилось статуэтками (замечу — с весьма возбуждающим дизайном). Конечно, могут возразить организаторы, все, что они делают для отечественных музыкантов — бесплатно. Так ведь и музыканты за свои выступления денег не берут. Так что благотворительность, учитывая стоимость билетов, весьма зыбкая. Кстати, чтобы увеличить доход, следовало бы снизить цены, тогда бы и зал наполнился — с существующей ценовой политикой он оказался заполнен лишь на треть. Возможно, расчет делался исключительно на фанатов БГ, которые купят билеты за любые деньги. Между тем, если обращаться к опыту «Нашего радио», вещание которого у нас было прекращено шесть лет назад (см. «Эксперт Казахстан» №4 (60) от 30 января 2006 года, http://expert.ru/kazakhstan/2006/04/nashe_radio_55809/), для него открытие и раскрутка новых интересных молодых групп было не только символическим капиталом, но и бизнесом — конечно, не за счет музыкантов. То есть станция с российскими корнями не стеснялась признавать, что она извлекает деньги из благородного дела.

[inc pk='1046' service='media']

Появившийся на сцене в десять вечера Борис Гребенщиков влил свежую струю энергии в уставший зал. Несмотря на то что герою в следующем году будет 60, возраст сумел лишь тронуть благородной сединой волосы и бороду гуру нескольких поколений. БГ был по-юношески бодр и лучился мудростью и спокойствием. Слушая как новые песни, которые Борис Гребенщиков не перестает записывать вот уже сорок лет, так и старые хиты, чувствуешь, что не просто возвращаешься в молодость, а витаешь над временем. Именно это отличает творчество Гребенщикова, находящегося постоянно в творческом поиске и открывающего Бога для себя и в себе в процессе духовного роста. Как заметил музыкант на пресс-конференции, у него много духовных имен. Он не знает, что такое религия, и в Бога не верит, потому что зачем в него верить, ведь «он реальнее нас всех, вместе взятых». О казахстанском роке (как и о религии) Борис Борисович тоже ничего не знает. Для музыканта, по его признанию, не важно, какая публика приходит на его концерты — главное, что это люди. Певец считает себя гражданином мира и от социально-политических событий, которых «на его веку сменилось слишком много», ничего хорошего не ждет. И еще: песня «Отец яблок» в самом деле посвящена Алма-Ате.

Возвращаясь по заснеженной Алма-Ате после зажигательного концерта, продемонстрировавшего, что такое настоящий рок и закончившегося в двенадцать ночи, приходило в голову: как все же красив наш город, и как жаль, что его редко украшают такие события. Спасибо «Тенгри FM».

В заключение хочется добавить: «Тенгри FM» — единственная в нашей стране рок-радиостанция, и учрежденная ею первая рок-премия — тоже единственная. Хорошо, что у нас есть рок-волна и награда. Плохо, что они — единственные. Мы вообще — общество феноменов в одном экземпляре. Может быть, отчасти поэтому о единственных и неповторимых у нас принято говорить, как о покойниках, исключительно хорошее. Но, как показывает опыт, именно этот обычай как раз и может привести к печальному концу все самые благородные начинания — к показухе и воздвижению памятника уже при жизни.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее