Мастера рока

Единственная рок-станция учредила первую рок-премию в Казахстане. И на этом уже спасибо

Слушая как новые песни, которые Борис Гребенщиков не перестает записывать вот уже сорок лет, так и старые хиты, чувствуешь, что не просто возвращаешься в молодость, а витаешь над временем
Слушая как новые песни, которые Борис Гребенщиков не перестает записывать вот уже сорок лет, так и старые хиты, чувствуешь, что не просто возвращаешься в молодость, а витаешь над временем

В начале декабря состоялось вручение рок-премии от радио «Тенгри FM». Весь пафос события, которое длилось три часа, можно свести к двум фразам, регулярно звучавшим со сцены: «Спасибо Тенгри FM» и «Рок в Казахстане существует». Правда, во время этих благодарственных и гипнотических речей бессознательное нет-нет да и прорывалось. Например, «в редакцию поступило три тысячи писем — в Казахстане есть рок-н-ролл». Или из уст звезды казахстанского рока можно было услышать такое: «Впервые увидел себя на большом экране». Вот еще одно высказывание: «Пусть у вас будет наград столько, сколько вчера выпало снега» (накануне в городе был сильный снегопад).

Премиальный снегопад

В самом деле, на статуэтки радио не поскупилось — вручило 15 штук. За лучшую аранжировку («Some Toir»), за рок-поэзию («Che Francisco»), выбор Интернета («Flash Set»), женский вокал («Sugarfree Blues»), мужской вокал («Cry Baby»), за лучший клип и т.д. «За верность рок-н-роллу» наградили сразу всех пятерых номинантов: «Motor-Roller», «BluesMotel», «Субкультура», «Fridays», а также «Жантик-Бэнд». «За вклад в рок-н-ролл» три статуэтки вручили вокально-инструментальному ансамблю «Дос Мукасан». И пускай один раз, но все-таки вспомнили исполнявшую рок на казахском языке команду «Rocksonaky», а точнее — игравшего в ней на ударных джазового музыканта Тахира Ибрагимова, способствовавшего становлению ориентал-джаза в Казахстане и ушедшего из жизни в 2006 году — его наградили посмертно.

Выделилась новым для казахстанских клубных реалий звучанием копирующая знакомый зарубежный саунд и вокал и поющая преимущественно на английском группа с русским названием «Тишина». За лучший трек приз достался другой англоязычной группе, «Angry Ants», начавшей свой путь с коммерческой стези — перепевок чужих хитов. Музыканты достигли на этом поприще успехов и выступали, по их собственным словам, «в самом лучшем рок-клубе Алматы» — «Сохо». А вот теперь они удостоились и высокой награды.

Общее ощущение сложилось такое, что награды у нас любят не только получать, но и раздавать.

Надо сказать, что на церемонии рок-премии объем сказанного о существовании рока в Казахстане заметно превышал музыкальную часть, призванную продемонстрировать факт этого существования. Также стало очевидно, что в форме записей и клипов отечественные исполнители выглядят гораздо лучше, нежели когда играют вживую. В связи с этим у организаторов были и свои удачные находки. Одна из них — посадить на задник сцены явно скучавший большую часть времени симфонический оркестр, чтобы он усиливал звучание наших рок-команд и заодно прикрывал недостатки. Впрочем, рок-концерты с оркестрами классической музыки — довольно распространенный ход для того же MTV, организующего свои мероприятия.

Еще одной находкой стала пришедшаяся по вкусу не очень взыскательной публике дуэль между электрогитарой и электродомброй. Последнюю, как сказала ведущая, изобрели в Казахстане совсем недавно. К положительным моментам следует отнести и выбор места проведения церемонии — Дворец республики, оснащенный после ремонта новой техникой и большими экранами. Из выступивших на сцене отечественных исполнителей порадовал здравствующий и продолжающий выпускать альбомы «Motor-Roller». Ильяс Аутов, пожалуй, единственный из солистов продемонстрировал признаки жизни и творческих исканий: пластично двигался и исполнил песню с осмысленным текстом. Кстати, на пресс-конференции он сказал весьма меткие слова, что Восток с трудом воспринимает рок-н-ролл и нам надо учиться разговаривать на его языке — так же, как и на языке бизнеса и политики. Хочется добавить, что нашему обществу следует учиться говорить и на другом социальном языке — языке критики. Если мы все же перестанем награждать друг друга высокопарными эпитетами и не будем бояться говорить правду, тогда, может быть, и начнет развиваться культура, а вслед за ней — политика и бизнес. К слову, перед мероприятием неожиданно выяснилось, что директор радио Мадина Уморбекова обижена на «Эксперт Казахстан» за статью «Не взлетим — так поплаваем» (см. «Эксперт Казахстан» №12–13 (304) от 4 апреля 2011), опубликованную в журнале полтора года назад и содержащую критику уровня организации одного из концертов «Тенгри», а также плохое качество звука, а также приводились цены на спиртное и минеральную воду. Вот вам и прекрасная иллюстрация описанной выше мысли.

О желательном и прекрасном

В целом церемония затянулась и притомила публику, с нетерпением ожидавшую выхода Бориса Гребенщикова. Всю программу с легкостью и без потерь можно было сократить в два раза: предварительно сделав пару прогонов с ведущими и командами, а также установив регламент на благодарственные речи — тем более что почти все говорили одно и то же. Во время награждения демонстрировалось много и часто не связанного с роком видео.

Почему-то награду назвали «премия». Раньше в русском это слово применялось к денежным вознаграждениям. Тут, судя по всему, все ограничилось статуэтками (замечу — с весьма возбуждающим дизайном). Конечно, могут возразить организаторы, все, что они делают для отечественных музыкантов — бесплатно. Так ведь и музыканты за свои выступления денег не берут. Так что благотворительность, учитывая стоимость билетов, весьма зыбкая. Кстати, чтобы увеличить доход, следовало бы снизить цены, тогда бы и зал наполнился — с существующей ценовой политикой он оказался заполнен лишь на треть. Возможно, расчет делался исключительно на фанатов БГ, которые купят билеты за любые деньги. Между тем, если обращаться к опыту «Нашего радио», вещание которого у нас было прекращено шесть лет назад (см. «Эксперт Казахстан» №4 (60) от 30 января 2006 года, http://expert.ru/kazakhstan/2006/04/nashe_radio_55809/), для него открытие и раскрутка новых интересных молодых групп было не только символическим капиталом, но и бизнесом — конечно, не за счет музыкантов. То есть станция с российскими корнями не стеснялась признавать, что она извлекает деньги из благородного дела.

[inc pk='1046' service='media']

Появившийся на сцене в десять вечера Борис Гребенщиков влил свежую струю энергии в уставший зал. Несмотря на то что герою в следующем году будет 60, возраст сумел лишь тронуть благородной сединой волосы и бороду гуру нескольких поколений. БГ был по-юношески бодр и лучился мудростью и спокойствием. Слушая как новые песни, которые Борис Гребенщиков не перестает записывать вот уже сорок лет, так и старые хиты, чувствуешь, что не просто возвращаешься в молодость, а витаешь над временем. Именно это отличает творчество Гребенщикова, находящегося постоянно в творческом поиске и открывающего Бога для себя и в себе в процессе духовного роста. Как заметил музыкант на пресс-конференции, у него много духовных имен. Он не знает, что такое религия, и в Бога не верит, потому что зачем в него верить, ведь «он реальнее нас всех, вместе взятых». О казахстанском роке (как и о религии) Борис Борисович тоже ничего не знает. Для музыканта, по его признанию, не важно, какая публика приходит на его концерты — главное, что это люди. Певец считает себя гражданином мира и от социально-политических событий, которых «на его веку сменилось слишком много», ничего хорошего не ждет. И еще: песня «Отец яблок» в самом деле посвящена Алма-Ате.

Возвращаясь по заснеженной Алма-Ате после зажигательного концерта, продемонстрировавшего, что такое настоящий рок и закончившегося в двенадцать ночи, приходило в голову: как все же красив наш город, и как жаль, что его редко украшают такие события. Спасибо «Тенгри FM».

В заключение хочется добавить: «Тенгри FM» — единственная в нашей стране рок-радиостанция, и учрежденная ею первая рок-премия — тоже единственная. Хорошо, что у нас есть рок-волна и награда. Плохо, что они — единственные. Мы вообще — общество феноменов в одном экземпляре. Может быть, отчасти поэтому о единственных и неповторимых у нас принято говорить, как о покойниках, исключительно хорошее. Но, как показывает опыт, именно этот обычай как раз и может привести к печальному концу все самые благородные начинания — к показухе и воздвижению памятника уже при жизни.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности