Henkel идет в Центральную Азию

Известная немецкая компания Henkel собирается строить на территории Казахстана заводы по производству сухих строительных смесей (ССС). Осуществление этого замысла может изменить конфигурацию основных игроков на рынке ССС, который растет весьма успешно

Henkel идет в Центральную Азию

Немецкая компания Henkel совместно с турецкой Turkuaz создали совместное предприятие Henkel Bautechnik Kazakhstan, где 60% акций принадлежит Henkel и 40% Turkuaz. Новая компания объявила о планах по строительству трех заводов строительных смесей в Казахстане.

Объем казахстанского рынка сухих строительных смесей составил в 2006 году 300 тыс. тонн. «Рост рынка ожидается примерно в 20 – 30% в год, – рассказывает начальник отдела маркетинга Henkel Bautechnik Kazakhstan Инна Курляндчик. – Когда новые заводы заработают на полную мощность – объем рынка будет составлять около 700 – 800 тыс. тонн».

Рост рынка обусловлен, во-первых, нарастающими объемами строительства и, во-вторых, качественным развитием рынка строительных материалов. Постепенно строители отходят от старых методов, таких как приготовление смесей на строительных площадках, используя более продуктивные технологии ССС, выпускаемых на заводах.

Фасадные краски и тонкие штукатурки на основе полимерных вяжущих, грунтовки глубокого проникновения, самовыравнивающиеся полы, гидроизолирующие смеси, клеи позволяют поднять строительство на качественно новый уровень как в отношении готового продукта (где используются смеси), так и в отношении самого процесса строительства.

Несколько лет назад потребление сухих строительных смесей в мире превысило 10 млн тонн в год и продолжает динамично расти. Эти строительные материалы применяются всего 15 – 20 лет, однако уже успели завоевать благосклонность потребителей.

Важно отметить, что на казахстанском рынке есть неплохие перспективы для появления новых компаний. Если в соседней России конкурентов более 100, то здесь активных игроков всего около 10.

Уверенная устойчивость

О том, как будут выглядеть новые производства в Казахстане, и о стратегии Henkel по вхождению на рынок рассказывают генеральный директор Henkel Bautechnik Kazakhstan Шукру Булат и генеральный менеджер по Центральной Азии Роланд Кашни.

– Шукру Булат, расскажите о том, как вы будете работать в Казахстане.

– Мы уверены в том, что наша продукция будет лидировать на рынке сначала по качеству, а затем и по объемам. Чтобы этого добиться, нужно охватить все регионы Казахстана, поэтому мы планируем построить в общей сложности три завода.

Первый из них – в Заречном близ Капчагая, а само строительство закончить в этом году, чтобы в начале 2008-го выйти с готовым продуктом на рынок. Место было выбрано на основе анализа местного песка, возможностей стабильных поставок цемента. Не меньшее влияние оказала лояльность со стороны капчагайских властей.

У нас есть партнеры, занимающиеся изучением земли – от геологических аспектов до уровня радиации. Ведутся работы по проектированию и дизайну завода. Проектная мощность составит 60 тыс. тонн, первое время предприятие будет производить примерно 50 тыс. тонн в год. Планируем выпускать сухие и грунтовочные смеси.

Второй завод намечено строить в северной части страны – между Карагандой и Астаной. Строительство согласно сегодняшним планам начнется в 2008 году. А третий появится в Западном регионе – Актюбинске. На севере предполагается строить завод такой же мощности, как и в Заречном, на западе чуть поменьше – 40 – 45 тыс. тонн в год.

В строительство первого предприятия будет инвестировано 5 млн евро. Всего же на возведение всех трех производств выделено 15 млн евро.

По стопам пакетного предложения

– Господин Кашни, мы знаем, что вы приложили много усилий для организации бизнеса Henkel в Украине, России и Белоруссии. Теперь Казахстан. Можно ли рассматривать нашу страну как отдельно взятый рынок или Henkel смотрит на свое присутствие здесь в более широком формате?

– Центральная Азия – это очень «сексуальный» регион. Продажи здесь идут с большим успехом. Хорошо образованные люди, стабильная политическая система, возможности для развития бизнеса и очень много натуральных ресурсов вызвали у нас интерес к региону в целом. Мы всегда стараемся делать бизнес с компаниями, хорошо знающими местные рынки. Турецкая Turkuaz – наш оптимальный выбор не только по Казахстану, но по всей Центральной Азии.

– Henkel известен во всем мире, и такой бренд в Казахстан может зайти только с серьезным предложением. Насколько оно серьезно?

– Мы предлагаем не один продукт, а всю цепочку его сопровождения – это грунтовки, затирки, герметик и т.д. В Казахстане мы сфокусировались на продвижении торговой марки CERESIT, объединяющей 4 группы материалов: система материалов для облицовки стен плиткой (клеи, затирки); система утепления и декоративной отделки фасадов; материалы для выравнивания полов и материалы для гидроизоляции. Все будет изготавливаться на цементной основе.

Свой бизнес начинаем с комплекса тренингов, курсов для строителей, которые будут использовать нашу продукцию и концепции работы с лояльными дистрибьюторами. Подчеркну еще раз, Henkel никогда не занимает маленькую долю рынка, мы всегда на верхней или средней ступени рынка.

Очень много времени занимает адаптация к местным условиям технологии производства смесей. Каждая страна имеет разный состав песка, разный цемент, поэтому и химическая реакция различна. Мы создадим лабораторию, и уже есть люди, которые будут работать в ней и следить за качеством продукции. Она будет работать непосредственно с головным офисом Henkel.

– В каком ценовом сегменте вы позиционируете свою продукцию?

[inc pk='2175' service='media']

– Наша продукция будет стоить на 10% дороже средней цены ССС на казахстанском рынке. Сегодня мы импортируем продукцию Henkel, поэтому в низовых ценовых сегментах рынка нас нет. Вы понимаете, что сейчас у нас большие издержки при завозе сухих строительных смесей с тех же российских предприятий. Кроме того, мы предлагаем высокое качество, и уверены, что по этим ценам наша продукция найдет своего покупателя. Обычно компания активно использует местное сырье, а ввоз импортного применяется только при острой необходимости.

На первом предприятии будут работать 30 сотрудников, которые займутся преимущественно обслуживанием оборудования. Самое дорогое в Казахстане – человеческий ресурс, и мы ожидаем повышения его стоимости. Как наша компания может решить проблему себестоимости продукции и в конечном счете конкурентоспособности продукции Henkel? За счет высокого уровня автоматизации производства. Есть и другие моменты, сокращающие наши производственные издержки. Мы можем воспользоваться недорогими казахстанскими энергоресурсами, наладим регулярные поставки с цементных заводов. Хорошо то, что цена на цемент в регионе не сильно разнится.

– Вы сказали, что Казахстан – это база Henkel в регионе. Каким образом вы собираетесь двигать бренд в другие страны Центральной Азии?

– После строительства первого завода, полноценного выхода на казахстанский рынок прояснятся и дальнейшие планы относительно других государств региона. Здесь немаловажное значение имеет то, насколько стабильна политическая ситуация в соседних странах. Мы настроены весьма оптимистично и ожидаем очень хороших региональных перспектив. Казахстан же выбран нами как государство-лидер в Центральной Азии. В дальнейшем Henkel Bautechnik Kazakhstan откроет дочерние предприятия в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии – там тоже будут запущены производственные мощности. У нас уже есть контракт по развитию в этих странах.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?