Жизненная электросила страны

Амбициозные экономические задачи, заявленные властями Казахстана, требуют адекватного состояния электроэнергетической отрасли. Нарастающий дефицит электроэнергии ставит под вопрос не только их выполнение, но и дальнейшее развитие республики

Жизненная электросила страны

Министерство энергетики и минеральных ресурсов подготовило план мероприятий развития электроэнергетической отрасли Казахстана до 2015 года, который, как ожидается, будет на днях представлен в правительство.

В Казахстане достаточно генерирующих мощностей по производству электроэнергии. Национальную энергосеть составляют несколько крупных ГРЭС и ГЭС. В 1990, еще советском, году республика выработала почти 90 млрд кВт/час, потребление же электроэнергии превысило 100 млрд кВт/час. Затем начался экономический спад, что не замедлило сказаться как на производстве, так и на потреблении электричества – и то, и другое значительно уменьшилось, хотя большого разрыва между этими величинами, в принципе, не наблюдалось. Более того, в 2003–2004 годах Казахстан производил избыток электроэнергии. В Алматы и Алматинской области много лет действовал ночной тариф, что стимулировало потребителей использовать электроэнергию и в ночное время. О веерных отключениях электричества жители крупных городов успели забыть. Но с ростом экономики увеличилось и потребление электроэнергии.

В советское время строительство электростанций проектировалось с учетом наличия промышленных предприятий и ресурсной базы. Вот почему большинство генерирующих источников сегодня расположено в Восточном Казахстане, Павлодарской и Карагандинской областях, где до сих пор существуют энергоемкие металлургические предприятия и есть угольные разрезы. Как раз здесь производится избыток электроэнергии, который экспортируется по схемам замещения в Россию.

Рост потребления электроэнергии на Западе связан с активным освоением нефтяных месторождений в этом регионе. Что касается юга, дефицит здесь обусловлен растущими потребностями в электроэнергии крупнейшего города страны – Алматы.

Кризис уже наступил

Можно сказать, что план мероприятий по развитию электроэнергетики уточняет программу развития отрасли до 2030 года, которая была принята еще в 1999 году: объемы роста электропотребления опережают самые смелые расчеты восьмилетней давности. Программа должна быть реализована в три этапа, первый из которых завершился в 2005 году. О некоторых результатах этой программы можно судить по выступлению депутата мажилиса Веры Сухоруковой на заседании депутатской группы «Аймак» в феврале этого года. Она заявила, в частности, что «развитие энергетического комплекса страны достигло критического предела старения основных фондов», отсутствует «прозрачность и обоснованность экономической эффективности использования денежных средств, направляемых на развитие отрасли энергетики, увеличивается рост дефицита электроэнергии по регионам». Г-жа Сухорукова привела такие цифры со ссылкой на Минэкономики и бюджетного планирования: на начало прошлого года оставались неэлектрифицированными 226 населенных пунктов, около 20% воздушных электролиний, находящихся на балансе предприятий, изношены, и их эксплуатация опасна для жизни.

На реализацию плана до 2015 года необходимо инвестировать 1,8 трлн тенге, или 14,4 млрд долларов. Это пятая часть ВВП Казахстана в 2006 году

С такими «показателями» стратегической отрасли Казахстану вряд ли удастся войти в число 50 конкурентоспособных стран мира, более того, состояние отрасли угрожает энергетической безопасности республики. Ежегодно электропотребление растет на 5–6%, особенно остро ощущается нехватка электроэнергии на юге и западе страны. Уже к 2009 году ее дефицит в целом по республике, по прогнозам экспертов, может достичь 3 млрд кВт/час, что может усилить зависимость казахстанской экономики от внешних рынков.

В Минэнерго, где разработан вышеуказанный план мероприятий по развитию отрасли, считают, что в случае его реализации Казахстан не только сможет покрыть собственные потребности в электроэнергии, но и увеличить число энергоемких экспортоориентированных предприятий.

Сила воды, угля и урана

В настоящее время установленная мощность всех электростанций страны достигает 18,8 тыс. МВт, располагаемая же мощность – только 14, 6 тыс. МВт, то есть разрыв составляет более 4 тыс. МВт. Эта разница возникает за счет резервов мощности на электростанциях, технических возможностей, коммерческой составляющей (наличием контрактов), а также неконкурентоспособности электроэнергии, вырабатываемой на Мангистауском атомном энергокомбинате (МАЭК) и Жамбылской ГРЭС (ЖГРЭС). Импортируем мы из России и Центральной Азии (Киргизия и Узбекистан) в общей сложности 697 МВт, а экспортируем в Россию – 700 МВт.

По документу можно определить, в каком направлении будет в дальнейшем развиваться энергетическая отрасль. В качестве источников для производства электроэнергии рассматриваются уголь, уран и сила воды, причем республика может полностью обеспечить свои потребности, не привлекая дополнительные ресурсы извне. Подтвержденные запасы каменного угля составляют 35 млрд тонн, Казахстан обладает долей в 21% от разведанных запасов урановой руды в мире, а гидроэнергетический потенциал оценивается в 27–30 млрд кВт/час в год – более одной трети от объема вырабатываемой сегодня электроэнергии. Удивительно, но при огромных разведанных запасах углеводородов Минэнерго не делает ставку ни на газ, ни на нефтепродукты как источники тепла для выработки электричества. Очевидно, это связано с высокой стоимостью этих ресурсов, что непременно отразится на себестоимости электроэнергии. Так, одной из причин повышения тарифов ЖГРЭС является удорожание используемых в качестве топлива природного газа, а также топочного мазута. Много лет говорится о необходимости перевода на газ как наиболее экологическое топливо алматинских ТЭЦ, однако при нынешнем росте цен на нефть и газ это отодвигается на неопределенное будущее.

По мнению экспертов, оптимальным с точки зрения низкой себестоимости и экологичности было бы развитие гидроэнергетики. Специализированная рабочая группа при правительстве Даниала Ахметова, которая занималась изучением баланса производства и потребления электроэнергии, а также расчетами необходимых инвестиций в отрасль на 2005–2015 годы, предложила ускоренно развивать гидроэнергетику. В настоящее время действует несколько ГЭС – Бухтарминская, Шульбинская и Усть-Каменогорская общей мощностью 1708 МВт, однако все они сосредоточены в Восточном Казахстане, где наблюдается избыток электроэнергии, на юге же ее недостает. Поэтому Минэнерго планирует усилить Восточную зону Единой энергетической системы (ЕЭС) Курчумским каскадом ГЭС и Булакской ГЭС на реке Иртыш и построить ряд гидроэлектростанций в Южной зоне ЕЭС, самая мощная из которых Мойнакская ГЭС на реке Чарын – 300 МВт, наименее – Кербулакская на реке Или мощностью 50 МВт. То есть государство сосредоточивается на строительстве электростанций малой и средней мощности. Проектная мощность всех гидроэлектростанций оценивается в 1392,7 МВт.

Хотя в Казахстане достаточно ресурсов для развития атомной электроэнергетики, то есть урана, в плане мероприятий не предусматривается строительство АЭС. В то же время министр энергетики и минеральных ресурсов Бактыкожа Измухамбетов заявил в феврале этого года, что одним из проектов в рамках создания дополнительных генерирующих мощностей рассматривается строительство атомной электростанции мощностью до 2 тыс. МВт, а также проект строительства двух атомных реакторов мощностью до 300 МВт каждый в Актау.

Что касается тепловых электростанций, то будут построены Карагандинская ТЭЦ-4 мощностью 600 МВт, Балхашская ТЭС (1 тыс. МВт), ТЭЦ-3 Астана (2х120 МВт), ТЭС в Костанайской области, Семипалатинская ТЭЦ-3. Оборудование существующих электростанций, как и национальная электросеть, нуждается в реконструкции и модернизации.

Плата за свет

В целом на реализацию плана до 2015 года, по подсчетам Минэнерго, необходимо инвестировать 1,8 трлн тенге (14,4 млрд долларов). Сумма для Казахстана на первый взгляд астрономическая: она составляет одну пятую ВВП Казахстана в 2006 году и равна доходной части республиканского бюджета на прошлый год. Если ее разбить по годам – с 2007 по 2015-й, то ежегодно в электроэнергетику нужно вкладывать 200 млрд тенге. Понятно, что ни частные инвесторы, ни государство в одиночку не смогут инвестировать столь значительную сумму. Предполагаются различные источники финансирования, но их детали не указываются. Большая часть генерирующих мощностей принадлежит или передана в управление частным компаниям, поэтому основная доля расходов по модернизации электростанций ляжет на собственников. Следует отметить, что многие ГРЭС и ТЭЦ входят в крупные производственные холдинги – металлургические и нефтяные. Электроэнергетические активы для них являются непрофильными, но основная доля вырабатываемой энергии используется в профильном производстве. В частности, собственником Павлодарской ТЭЦ-1 является АО «Алюминий Казахстана», а Рудненской ТЭЦ – ССГПО. Карагандинскими ГРЭС-1 и ТЭЦ-2 владеет корпорация «Казахмыс». Нефтяные компании на западе страны также готовы вложить средства в строительство электроэнергетических объектов. В Атырауской области в газотурбинные электростанции (ГТЭС ЗВП ТШО и Agip KCO – наземный и морской комплексы) будут инвестировать «Тенгизшевройл» и Agip KCO, в Актюбинской – «Актобемунайгаз». По данным Минэнерго, в строительство ГТЭС нефтяным компаниям необходимо вложить 400 млн долларов. В данном случае инвесторам выгодно вкладывать деньги в строительство собственных ГТЭС. Во-первых, в результате они получат собственные источники электроэнергии, что позволит им оптимизировать в будущем затраты на ее покупку. Во-вторых, они смогут использовать попутный газ, а не сжигать его в факелах.

Что касается модернизации и реконструкции оборудования, строительства новых генерирующих мощностей, предполагается, что частные структуры должны инвестировать свои средства в принадлежащие им электростанции, государство же будет применять различные схемы финансирования, включая трансферты из республиканского бюджета, средства местных бюджетов, СПК, ГЧП. Строительство гидроэлектростанций будет осуществляться в основном на концессионной основе.

Почти 2 млрд долларов необходимо для технического перевооружения и строительства новых объектов национальной электрической сети, то есть системы передачи электроэнергии. В качестве источников финансирования здесь предполагаются заемные средства, в том числе займы международных финансовых институтов и Банка развития Казахстана, собственные средства KEGOC, а также использование концессии и ГЧП.

Кроме того, Минэнерго предлагает разместить на внутреннем рынке дополнительную эмиссию акций KEGOC. Успешная продажа акций Казахтелекома и РД «КазМунайГаз» показала, что сегодня фондовый рынок является наиболее приемлемым источником дополнительных средств.

Рынок или регулирование

В прошлом и начале нынешнего года произошло повсеместное повышение тарифов на электроэнергию. В Алматы цены повысили даже дважды – в декабре 2006 года и феврале текущего, в общей сложности почти на 40%. Единственным регионом, где тарифы не только не подняли, но и снизили, оказался Восточный Казахстан. Под давлением акимата ВКО владелец основных генерирующих источников региона, американская компания AES, снизила цену для потребителей с 1 апреля на 21%. По словам главы области Жаныбека Карибжанова, предприятия и население сэкономят на снижении тарифа 900 млн тенге в год. «У нас были претензии к работе AES. В ходе длительных переговоров мы сняли свои претензии взамен на снижение тарифа», – заметил г-н Карибжанов.

Но это исключение из правил. Можно прогнозировать, что тарифы будут только расти. Дальнейшее развитие отрасли невозможно при существующих низких ценах на электроэнергию. Такое заключение сделали специалисты Минэнерго. Об этом же недавно заявил и вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Алмасадам Саткалиев. Он считает, что необходимо поэтапно повышать тарифы на электроэнергию, иначе трудно привлечь в отрасль частных инвесторов. Заинтересовать их можно хотя бы возвратом вложенных средств. Минимальная цена возвратности инвестиций, рассчитанная Минэнерго, – 3,5 цента (4,4 тенге) на шинах станций за кВт/час в ценах текущего года. В то же время уже сегодня среднеотпускной тариф на электроэнергию составляет около 4 центов за кВт/час. Считается, что это самые низкие цены в мире. В Корее они выше более чем в два раза – 8,3 цента, в европейских странах – 11 центов, в Японии – 21 цент. На наш взгляд, подобные сравнения некорректны без учета общего уровня жизни.

Тем не менее при утверждении правительством плана Минэнерго можно ожидать, что сверху будет дано «добро» на дальнейшее повышение тарифов на электроэнергию. В таком случае Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ), которое уже сегодня под шквалом критики со стороны производителей и Минэнерго, как показывают последние повышения цен на электроэнергию, идет у них на поводу, вряд ли будет отстаивать интересы потребителей. Необходимость повышения цен нам объясняют удорожанием угля, мазута, увеличением заработной платы, включением в затраты услуг экологического страхования и страхования вреда третьим лицам, которые раньше не были предусмотрены, расходами на замену оборудования и реконструкцию электростанций. Получается, за все должен платить потребитель. Расходы по реализации плана развития электроэнергетики, которые должны нести собственники, скорее всего, найдут отражение в тарифах.

По словам депутата Дариги Назарбаевой, производство электроэнергии в Казахстане остается одной из самых непрозрачных сфер. Энергоснабжающие компании нередко искусственно завышают отпускные цены для потребителя с выгодой для себя.

В марте Киргизия впервые провела аукцион по продаже экспортной электроэнергии для Казахстана. На торги было выставлено несколько лотов с общим объемом поставок 200 млн кВт/час по цене 1,5 цента за кВт/час. Победитель предложил максимальную цену – 1,52 цента. Понятно, что казахстанским потребителям электроэнергия будет поставляться по внутренним ценам, то есть, как минимум, в два раза дороже.

Главная проблема отрасли – в отсутствии свободного рынка электроэнергии. Это сфера действия в основном естественных монополий. Мы не можем отказаться от услуг монополиста, даже если он поднимет цены в несколько раз. А обосновать их он всегда сможет.

[inc pk='391' service='table']
Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики