Слейся или умри

Недавние слияния четырех британских туристических компаний являются попыткой крупного туристического бизнеса адаптироваться к изменившемуся потребителю

Слейся или умри

Мировой туризм вступил в новую историческую фазу роста, – заявил в своем выступлении на Берлинской международной туристической ярмарке генеральный секретарь Всемирной организации по туризму (ВОТ) Франческо Франджиалли. – Эта фаза началась три года назад. В 2005 году количество людей, путешествующих за рубеж, достигло 800 млн. В прошлом году оно составило 842 млн. Во-первых, мы видим уверенные темпы роста. Во-вторых, растет ответственность туристического бизнеса за состояние планеты и человечества».

Согласно статистике ВОТ, в течение последних трех лет увеличение показателей индустрии составляло около 20%, что означает ежегодное увеличение числа туристов на 150 млн человек. Уверенный и постоянный рост глобального туристического бизнеса в течение последних 50 лет, несмотря на все экономические и политические кризисы, по словам генсека ВОТ, является одним из самых поразительных феноменов нашего времени. В 1950 году число людей, выезжающих на отдых за рубеж, составляло всего 50 млн; если сравнить эту цифру с показателем 2006 года, то среднегодовой рост этого сектора мировой экономики не так уж и мал – 7%. Темпы роста доходов от международного туризма (без учета авиабилетов) за последние полвека увеличиваются на 11% ежегодно (с учетом инфляционных процессов). Это выше, чем темпы роста мировой экономики в целом.

В 2005 году доход от международного туризма составил 680 млрд долларов. Эта сумма выводит туристические услуги на третье место в рейтинге международной торговли, после экспорта нефти и транспортных средств. Туризм сегодня составляет четверть от мирового экспорта услуг, а если включить в него и авиаперевозки, то это значение возрастет до 40%. Как показывают расчеты, обычно в долгосрочном плане темпы роста спроса на туристические услуги несколько опережают темпы экономического роста. Так, если для мировой индустрии туризма и путешествий ежегодные темпы роста лежат в пределах 3 – 4%, то мировая экономическая активность возрастает за то же время на 1 – 2%.

Пляж выходит из моды?

Но в последние несколько лет эта закономерность дает сбои: рост спроса на туристическом рынке не превышает рост экономической активности. Это особенно заметно в Европе, и прежде всего на родине массового туризма – в Великобритании. Эксперты единодушны: одной из самых очевидных тенденций на современном рынке европейского международного туризма является снижение объема организованных туров, приобретаемых через крупных туроператоров (которые полностью берут на себя всю логистику поездки), и увеличивается число независимых путешествий, а также специализированных поездок, организуемых небольшими туристическими компаниями.

Если 10 лет назад отпуск на море выбирали две трети собирающихся отдохнуть британцев, то сегодня их число сократилось до одной трети. За последние четыре года объем продаж летних организованных туров четырьмя крупнейшими британскими туроператорами снизился на 14%. За это же время количество людей, самостоятельно планирующих свой отпуск, возросло с 35 до 45%. По словам британского эксперта Джереми Скидмура, «люди поворачиваются спиной к массовому туризму и предпочитают разрабатывать свои собственные маршруты». С ним соглашается и основатель компании Responsible Travel Джастин Фрэнсис: «Тот факт, что крупные туроператоры переживают сейчас трудные времена, говорит о том, что многие люди сыты по горло массовым туризмом». Другими словами, в Великобритании классическая комбинация «море – солнце – пляж» стремительно выходит из моды.

Впрочем, британские туроператоры предпочитают формулировать главную тенденцию несколько иначе: «Хотя общее количество организованных туров продолжает расти, пропорция тех, кто их выбирает, снижается». Как бы там ни было, несколько факторов сыграли критическую роль в падении популярности организованного летнего отдыха. Во-первых, рост числа дешевых бюджетных авиалиний, цены на услуги которых ниже, чем цены официальных авиаперевозчиков, принадлежащих крупным туристическим компаниям. Во-вторых, появившаяся возможность планировать свое путешествие с помощью интернета: можно забронировать места в гостиницах и авиабилеты, произвести оплату за услугу, получить дополнительные скидки, прочесть отзывы других путешественников о том или ином заведении. Но главное – интернет предоставляет потенциальному путешественнику гораздо более широкий ценовой выбор.

Другим фактором, снижающим интерес британцев к предложениям организованного летнего отдыха на море, стала изменившаяся демографическая ситуация в западном мире. Летний отпуск на море традиционно считается семейным мероприятием. Но сегодня все больше и больше людей откладывают создание семьи и обзаведение детьми на более поздние этапы своей жизни. Они предпочитают путешествовать в одиночку и, как правило, организуют свои туры сами либо обращаются в небольшие специализированные турагентства, их путешествия либо намного короче, либо намного длиннее классических двух недель под теплым солнцем. Кроме того, растет «пенсионный» сегмент клиентов туристического рынка, представители которого отдают предпочтение продолжительным и широкоохватным познавательным путешествиям.

Изменился и стиль жизни обитателей Британских островов: все больше людей предпочитают здоровые каникулы, то есть активное времяпровождение своего заслуженного отдыха, например, катание на лыжах, сплав по рекам или пешеходный туризм. Современный ритм жизни часто заставляет людей работать в нескольких местах или проводить на работе больше времени – поэтому они часто вынуждены довольствоваться несколькими короткими отпусками вместо одного длинного.

Растущую конкуренцию крупным тур-операторам составляют и небольшие туристические агентства, предлагающие узкоспециализированные или тематические поездки, а также экологически чистые туры и аутентичный культурный опыт. По некоторым прогнозам, в течение следующих 10–20 лет они могут занять до 5% мирового туристического рынка.

Лучше меньше, да лучше

Именно поэтому эксперты уже давно ожидали изменений в структуре британского туристического бизнеса: «Даже с расширением спектра предлагаемых крупными компаниями туров и предоставлением клиентам онлайн-услуг вопрос о слиянии никогда не стоял в положении “если...”, он всегда был – “когда?”. Джереми Скидмур уверен: «Для компаний становилось все труднее снижать цены на организованные туры и при этом получать серьезную прибыль. Цены на них стали просто до смешного низкими. В ряде случаев – в конце сезона – они были даже вынуждены торговать ими себе в убыток. Здесь просто не осталось места для четырех крупных компаний, предлагающих групповые туры. Это случай, когда компании вынуждены идти на слияние или медленно умереть».

Еще в прошлом году на британском туристическом рынке работали четыре крупных агентства, «большая четверка»: два из них – FirstCHoice и MyTravel были собственно британскими, два – Thomas Cook и Thompson – принадлежали немецкому бизнесу (KarstadtQuelle и TUI – Touristik Union International соответственно). Начало года ознаменовалось превращением «четверки» в «двойку» – в середине февраля было объявлено об объединении Thomas Cook и MyTravel в компанию Thomas Cook Group; в середине марта FirstCHoice и Thompson слились в TUI Travel. Головные офисы обеих компаний будут расположены в Лондоне, их акции будут зарегистрированы на Лондонской фондовой бирже. Один из главных результатов слияния – обе компании ожидают значительную экономию средств: Thomas Cook Group – не менее 146 млн долларов, TUI Travel – порядка 200 млн.

Thomas Cook Group оценивает число своих потенциальных клиентов в 19 млн человек – главным образом в Британии, Скандинавии и Канаде. TUI Travel убеждена, что их услугами воспользуются не менее 27 млн человек в 20 странах. Главными приоритетами руководство Thomas Cook Group в ближайшем будущем считает увеличение числа предложения для независимых путешественников, расширение онлайн-сегмента своего бизнеса и расширение спектра предоставляемых клиентам финансовых услуг. TUI Travel планирует увеличить количество летних организованных туров до 27 млн в год, сделав их более специализированными и учитывающими интересы различных групп клиентов, а также увеличить объем продаж через интернет с нынешних 20 до 30%.

Отдыхали, и отдыхать будут

Как скажутся на британском туристическом рынке последствия этих двух слияний? Прежде всего, это создает на нем временную неопределенность – до тех пор, пока слияниям не будет дан зеленый свет антимонопольными органами ЕС. По словам специалиста аналитического центра Kepler Марка Рида, «еще в феврале мы дискутировали, позволит ли законодательство «большой четверке» сократиться до «большой тройки». Сегодня цена вопроса возросла – позволит ли оно индустрии сократиться до «большой двойки?». К слову, представители обеих новых компаний абсолютно уверены, что никаких проблем с антимонопольными органами у них не будет.

Другим последствием двух слияний может стать, несмотря на общее снижение количества предложений, война цен между двумя новыми гигантами, которая, скорее всего, приведет к снижению цен на организованные туры. Но уже в среднесрочной перспективе, полагает аналитик PriceWaterhouseCooper Гай Гиллон, «уменьшение количества предложений на рынке организованного массового туризма приведет к тому, что ценообразование в этом сегменте вернется к более натуральному виду, без нелепых 99-фунтовых предложений». С ним согласен и Джереми Скидмур, он уверен, что цены пойдут вверх, но их рост будет остановлен конкуренцией со стороны бюджетных авиалиний.

Как бы ни развивались события в дальнейшем, одно останется неизменным – всегда будут люди, желающие провести отпуск в кругу семьи под расслабляющим южным солнцем на морском пляже или на борту круизного лайнера, не заботясь о мелочах быта и организационных моментах. Поэтому, как бы громко ни звучали заявления о закате эры массового туризма, опыт показывает, что каждый раз он благополучно адаптировался к изменяющимся условиям рынка.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности