Импорт не предлагать

Отечественные производители продукции из гофрированного картона созрели для того, чтобы потеснить импорт в наиболее высоком ценовом сегменте. Однако в этой борьбе они могут утратить доступ к столь необходимому сырью, которое сегодня импортируется

Импорт не предлагать

Сейчас более двух третей рынка гофрированного картона занимают казахстанские производители. Хотя еще несколько лет назад доля импорта составляла 90%. Этот сектор является одним из немногих, где на практике удается успешно реализовывать политику импортозамещения.

Увеличение объемов продаж и усиление конкуренции в различных отраслях экономики способствовало возникновению огромного спроса на продукцию из гофрированного картона. Появившуюся потребность попытались удовлетворить отечественные производители. Как показал опыт, попытка была успешной. На протяжении 7 лет субъекты рынка постоянно наращивали объемы производства. Расширили ассортимент и повысили качество выпускаемой продукции. В итоге смогли отвоевать значительную часть рынка.

Вместе с тем темпы роста потребления гофрокартона вдвое превышают темпы роста его производства, то есть на данный момент отставание предложения от спроса составляет порядка 50%. И все, что не могут покрыть казахстанские производители, закрывается импортными поставками. Особенно это касается продукции высокого качества.

При завоевании казахстанского рынка производители используют не только свои ресурсы, но и прибегают к помощи государства

Но похоже, что отечественные компании не намерены мириться с таким положением дел. Во-первых, сейчас активно идет модернизация производственных мощностей с целью увеличения объема выпуска, расширения ассортимента и повышения качества гофропродукции. Во-вторых, в конкурентной борьбе за казахстанский рынок отечественные производители пытаются привлечь правительство, которое по их инициативе начало разбирательство в отношении импорта некоторых видов бумаги и картона. Не исключено, что результатом этого расследования могут стать ограничительные меры на ввоз гофропродукции.

Форма, определяющая содержание

На протяжении трех лет объем рынка гофрированного картона растет в среднем на 15% ежегодно. Главными причинами его развития являются рост национальной экономики, повышение покупательской способности населения и увеличение объемов продаж. Основное потребление гофротары приходится на пищевую промышленность. Далее следуют предприятия, производящие товары бытовой химии и фармацевтические компании. Активный спрос наблюдается и со стороны производителей табачной отрасли, а также других отраслей промышленности.

Дополнительным фактором роста рынка здесь выступает возросшая борьба за потребителя. «В условиях усиления конкуренции, которое вызвало стремление выделить свой товар на рынке, производители обращают серьезное внимание на качество упаковки выпускаемой продукции. Возросшие требования к упаковочному материалу выражаются в том, что теперь им требуется гофрированная тара не только для транспортировки и хранения, но и для брендирования самой компании и предлагаемого товара», – отмечают в компании «Казахстан Кагазы».

По словам директора по производству АО «IСКЕ СЭТ COMPANY» Юрия Югая, «популярность гофрированного картона как упаковочного материала обусловлена его качествами. Он состоит из слоев картона и гофрированной бумаги, склеенных специальным клеем. В зависимости от назначения и требующейся прочности тары для ее производства изготовляется двух-, трех-, пяти-, семислойный гофрированный картон». В Казахстане рынком в основном потребляется трехслойный гофрокартон.

[inc pk='2173' service='media']

Как рассказывают представители компании «Казахстан Кагазы», производители во всем мире при выборе упаковки отдают предпочтение гофрокартону, так как никакой другой упаковочный материал не обладает такой совокупностью уникальных свойств при сравнительно небольшой цене. Во-первых, гофрокартон очень легкий материал. Например, ящик из гофрированного картона в четыре раза легче ящика из пластмассы такой же емкости и примерно в три раза легче деревянного. Во-вторых, он может быть сравнительно легко приспособлен для упаковки большого количества самых разнообразных продуктов. В-третьих, производство гофрокартона и изделий из него требует относительно малого расхода электроэнергии и других ресурсов. В-четвертых, сырье, используемое для получения гофрокартона, легко подвергается вторичной переработке, что позволяет отнести его к экологически чистым материалам. В противоположность пластмассам гофрокартон достаточно быстро разлагается в природе, не нанося, таким образом, большого вреда окружающей среде.

Картонные короли

На сегодняшний день на рынке присутствует несколько десятков компаний, среди которых можно выделить четырех главных игроков. Это АО «Казахстан Кагазы», АО «Каполиграф», ТОО «KAZUPACK Ltd» и Илийский картонно-бумажный комбинат. Основные предприятия по выпуску гофрированного картона расположены в производственных регионах страны, там, где прописаны их потребители. В южной столице и ее пригороде находятся вышеперечисленные компании, за исключением АО «Каполиграф», которое базируется в Восточно-Казахстанской области. Также имеются небольшие производства в Павлодарской, Актюбинской и других областях.

Ассортимент выпускаемой продукции у всех компаний практически одинаковый, отличие составляют габариты и качество. Преимущественно они производят гофролисты, четырехклапанные гофрокороба (около 80%), гофроящики и аксессуары к ним, гофролотки (гофроподдоны) и т.д. Компаниями налажен выпуск бурого (70%) и белого (20%) и в меньшей степени крапчатого гофрокартона (10%).

На стоимость продукции главным образом влияет качество товара и объем поставок. В целом по рынку они не сильно отличаются. Средняя стоимость 1 кв.м бурого вида составляет 50–55 тенге, белого – 60–65 тенге.

Рассматривая уровень конкуренции, можно отметить, что из-за неудовлетворенного спроса на гофропродукцию на рынке не наблюдается сильной борьбы между производителями. По словам генерального директора ТОО «KAZUPACK Ltd» Азамата Шабанбаева, «практически все основные потребители поделены между игроками рынка по территориальному признаку, им остается только успевать за ежегодно возрастающими потребностями. Здесь можно отметить, что крупные потребители гофропродукции в целях диверсификации рисков предпочитают сотрудничать не с одним, а с несколькими поставщиками. Если один поставщик по каким-либо причинам не может ответить по обязательствам перед заказчиком, то ему будет обеспечена поставка от других производителей».

Несмотря на то что отечественные производители активно завоевывают казахстанский рынок, им еще не под силу удовлетворять запросы многих крупных компаний, которые предъявляют жесткие требования по упаковке продукции. Например, производимую в Казахстане бытовую и офисную технику необходимо упаковывать в пятислойные гофрокороба, которые соответствовали бы международным стандартам качества (требования по жесткости, ударопрочности и т.д.). В результате компании, выпускающие бытовую технику, вынуждены импортировать гофрокороба из ближнего зарубежья.

Государственный ресурс

Игроки рынка, осознавая необходимость удовлетворить широкий круг потенциальных потребителей, предпринимают меры по усилению своих позиций. Многие лидирующие компании активно занимаются модернизацией и расширением своего производства.

Так, в октябре 2006 года «Казахстан Кагазы» завершила строительство нового завода с полным технологическим циклом по производству гофроизделий и планирует обеспечить высококачественной гофропродукцией внутренний и внешние рынки (Узбекистан, Киргизия и Таджикистан). Проектная мощность завода – 120 млн кв. м гофропродукции в год.

Компания «KAZUPACK Ltd» планирует в течение нынешнего года провести модернизацию и увеличить объем производства. В итоге объем производства возрастет на 50% и будет доведен до 28 млн кв. м гофрокартона в год. О своих намерениях по закупке дополнительного оборудования и увеличения объемов производства заявил и Илийский картонно-бумажный комбинат.

На среднем по размерам предприятии АО «IСКЕ СЭТ COMPANY» завершаются работы по реконструкции и модернизации производства. В результате этого компания планирует уже к середине года увеличить свое производство в пять раз – до 1 млн кв. м в год.

Источником инвестиций для необходимых работ стало первое размещение облигаций предприятия на сумму 1 млрд тенге. Это уже второй производитель, ценные бумаги которого размещены на Казахстанской фондовой бирже.

При завоевании казахстанского рынка производители используют не только свои ресурсы, но и прибегают к помощи государства. Так, по инициативе Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК (АПМДП) 27 августа 2004 года вышло постановление правительства «О введении запрета на вывоз регенерируемой бумаги, картона, макулатуры и отходов». Комментируя выход этого документа, Министерство индустрии и торговли РК отметило, «что макулатура является альтернативным, а для отечественных производителей бумаги и бумажной продукции практически основным сырьем. В связи с этим, особенно в условиях ограниченности отечественной сырьевой базы, перенаправление экспортных потоков бумажных отходов на внутренний рынок весьма актуально. Этот запрет позволит увеличить объемы внутреннего производства конкурентоспособной продукции и стимулировать ее экспорт».

Постановление сыграло позитивную роль в деле становления отечественного производства гофрокартона, дополнительно обеспечив производителей внутренним сырьем. Так, АО «Казахстан Кагазы» является крупнейшим предприятием в стране, производящим бумагу для гофрированного картона. Для выпуска своей продукции компания использует макулатуру, которая скупается по всей территории Казахстана. Вторым и последним производителем сырья для гофрокартона является Илийский картонно-бумажный комбинат.

Схема работы макулатурного рынка выглядит следующим образом: компании по сбору макулатуры по договоренности с рынками и магазинами собирают использованный картон через сеть своих пунктов во всех регионах страны, после чего он прессуется, грузится в железнодорожные вагоны и доставляется на бумажный комбинат.

31 июля 2006 года вышло постановление правительства «О начале разбирательства в отношении импорта некоторых видов бумаги и картона». Инициатором опять выступила АПМДП. Согласно документу комитет по регулированию торговой деятельности Министерства индустрии и торговли РК начал разбирательство в отношении импорта сырья для производства гофрокартона и гофропродукции. Если комитетом будет выявлено, что импорт вредит отечественному производству, то министерство примет решение о введении ограничений импорта.

По заявлениям производителей, они за временное ограничение ввоза гофропродукции, но никак не сырья для ее производства. Потому что казахстанские предприятия, выпускающие сырье, не могут удовлетворить потребности производителей. Это касается как объема сырьевых поставок, так и их качества.

На рынке много потребителей, которые предпочитают приобретать гофротару высокого качества. Но сырье для производства подобной продукции в Казахстане не выпускается. Основные сырьевые поставщики – это российские предприятия. Небольшие поставки сырья обеспечивают казахстанские партнеры. Не стоит забывать, что северным производителям намного выгоднее работать тоже с российскими поставщиками, так как территориально они ближе. Между тем себестоимость одного квадратного метра гофрокартона на 85% складывается именно из стоимости сырья. Если ввести ограничения на ввоз сырья, это сразу отразится на повышении конечной стоимости выпускаемой продукции.

В апреле истекает девятимесячный срок разбирательств по импорту некоторых видов бумаги и картона. Если ограничения на поставку сырья будут введены, то это, в первую очередь негативно скажется на производителях гофрокартона. А дальше, уже в виде повышения стоимости продукции, все это дойдет по цепочке до конечного потребителя.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики