Вторая целина

От призывов к интенсификации и диверсификации производства в агропромышленном комплексе государство перешло к конкретным действиям, предложив достаточно внятный план развития. Правда, без контроля за качеством использования бюджетных вливаний достичь желаемых результатов вряд ли удастся

Вторая целина

В прошлом году экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров впервые составил 1,3 млрд долларов. Самой крупной позицией здесь является зерно и продукты его переработки. Экспортировав 6,2 млн тонн, Казахстан вышел на 7-е место в мире по экспорту зерна, а по объему экспорта муки – на 3-е. В животноводстве пока таких успехов нет, однако постепенно идет улучшение генофонда и повышение продуктивности.

В сферу переработки сельхозпродукции за последние четыре года вложено около 1 млрд долларов. Как результат – производство пищевых продуктов за этот период увеличилось почти вдвое.

Несмотря на видимое благополучие, аграрный сектор имеет те же структурные проблемы, что и вся экономика страны в целом. Это и сырьевая направленность отрасли, низкая производительность труда, высокая энергоемкость производства, экстенсивные методы развития.

Именно поэтому профильное министерство намерено сосредоточить свои усилия на проведении административной реформы, а также увеличить транспарентность финансовых потоков с параллельной реализацией 6 прорывных направлений: производство биотоплива, расширение экспорта зерна, развитие хлопкового кластера, овощеводства, плодоводства и виноградарства, животноводства, развитие сферы переработки.

Прорывные проекты от правительства

Новые направления должны сделать казахстанский АПК именно комплексом, причем конкурентоспособным. Собственно производственный проект – строительство заводов по выпуску биотоплива. В Северном Казахстане создается производственный комплекс «Биохим». Из 100 млн долларов инвестиций 65 млн – кредит Банка развития Казахстана, остальные средства вложили казахстанская компания «Баско» и омская нефтехимическая «Титан». Производство биотоплива воспринимается многими почти как панацея – экспортоориентированный продукт с утилизацией огромного количества низкокачественного зерна. Но предполагаемая прибыль действительно будет ощутимой и постоянной лишь в условиях создания кластера с животноводческим комплексом, птицефабрикой, мясокомбинатом, цехами по выпуску муки, клейковины, отрубей, кормовых дрожжей. При планируемом строительстве десятка заводов в стране остро встает вопрос сырья, сбыта. Пока намерения не подкреплены четкими расчетами. Экономическая эффективность замены бензина, солярки биоэтанолом и биодизелем на внутреннем рынке на сегодня сомнительна, более реально использование биотоплива в качестве добавок. А потому проект производства биотоплива представляется больше политическим, нежели экономическим. Как стране, вступающей в мировое сообщество, Казахстану не грех показать стремление к экологически чистым, возобновляемым источникам энергии.

Также сверху решено оказать помощь и в укрупнении животноводческих комплексов. От уговоров правительство перешло к активным действиям в виде выделения льготных кредитов на расширение производства двух передовых хозяйств в СКО и Акмолинской области. Кроме того, Минсельхоз продолжает надеяться (уже третий год!) на активизацию деятельности «Мал онимдери корпорациясы» по созданию в пяти регионах страны крупных конгломератов, ориентированных на производство и прежде всего на экспорт мяса. Но на это нужно на порядок больше средств, чем выделялось до сих пор, и более грамотный менеджмент.

Остальные прорывные проекты можно отнести к инфраструктурным: расширение экспорта зерна, развитие хлопкового кластера, плодоводства, овощеводства и виноградарства, углубление переработки сельхозпродукции. В частности, расширение экспорта зерна и продуктов его переработки министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов считает возможным при повышении пропускной способности порта Актау до 1 млн тонн с выходом на рынки Среднего и Ближнего Востока и при решении вопроса по снижению железнодорожных тарифов по России, а также роста продаж через Вентспилс.

Новое управление старыми субъектами

В прошлом году в рамках разделения полномочий между уровнями государственного управления министерством в ведение местных исполнительных органов были переданы функции, связанные с лицензированием, аттестацией, распределением лимитов и квот, идентификацией животных, администрированием бюджетных программ по субсидированию. Без выборности акимов, без создания сильных, самостоятельных представительных органов, уравновешивающих исполнительную власть, эффективность этих мер будет весьма спорной.

В этом году реформа в управляющих структурах АПК пойдет еще дальше. Минсельхоз попытался разделить полномочия хозяйственные, контрольные и стратегические. Недавно созданному «Казагрохолдингу» переданы функции управления государственными активами в системе АПК, т.е. хозяйственные функции. Новый Комитет государственной инспекции в АПК наделен контрольными и исполнительско-распорядительными функциями. В ведении самого министерства остались стратегические задачи, связанные с выработкой государственной политики, разработкой законодательной и нормативно-правовой базы отрасли, осуществлением международного сотрудничества.

Параллельно с разделением полномочий произошло и разделение финансовых потоков. Из 106,2 млрд тенге всего бюджета Министерства сельского хозяйства на 2007 год 28,5% будут администрироваться местными исполнительными органами, 22,3% – национальным холдингом «Казагро», 42% – соответствующими комитетами и только 7% – центральным аппаратом самого министерства. Это в основном расходы по содержанию госорганов и госучреждений, а также инвестпроекты.

Объемы кредитов института сельских кредитных товариществ слишком малы, а заимствования в коммерческих банках труднодоступны

Пока, судя по сумме, выделенной холдингу «Казагро», в ближайший год существенного увеличения лизинга сельхозтехники, роста деятельности сельских кредитных товариществ, активизации закупок животноводческой продукции госструктурой не произойдет. Все акционерные общества, входящие в «Казагрохолдинг» – «Продовольственная контрактная корпорация», «Аграрная кредитная корпорация», «Казагрофинанс», «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», «Мал онимдери корпорациясы», «Фонд гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам» и «Казагромаркетинг», столько же получали и раньше. Правда, порой эти государственные институты конкурировали между собой за бюджетные средства, не были четко определены зоны их ответственности. Иногда в погоне за прибылью исчезала основная цель, ради которой создавался тот или иной институт. Сейчас, при объединении их в единый холдинг, появляется надежда на переориентацию их деятельности с внутриведомственной на общеотраслевую.

В этом году холдинг пополнится еще одной структурой «КазАгроИнновацией», которая будет заниматься наукой. За годы независимости сельскохозяйственная наука пришла в упадок, производственные базы или кем-то выкуплены, или при отсутствии средств почти не используются. С точки зрения здравого смысла и рыночной экономики, да и с учетом предстоящего вступления в ВТО (поскольку затраты на науку относятся к зеленой корзине) результативнее направлять основную часть денег именно в «КазАгроИнновацию», а не раздувать уставные капиталы остальных акционерных обществ, входящих в холдинг. Имеющимся АО лучше не снимать сливки с бюджетных денег, а научиться работать так, как вынужден действовать частный сектор, рачительно используя каждый тенге, ища пути повышения эффективности использования средств. К тому же «КазАгроИнновация», занимаясь восстановлением производственной базы, ее оснащением, может реанимировать связь науки с производством, а также обеспечить прохождение практики студентам аграрных учебных заведений. Согласитесь, трудно назвать агрономом человека, имеющего лишь теоретические познания. А без достижения критической массы квалифицированных специалистов в сельском хозяйстве не будет прорыва ни в интенсификации, ни в диверсификации производства.

Холдингу «Казагро» предстоит создать специализированную систему банковско-финансовой структуры, которая должна решить проблемы кредитования на селе. Институт сельских кредитных товариществ (СКТ), микрокредитования довольно неплохо себя зарекомендовал. Однако объемы его кредитов слишком малы, а заимствования в коммерческих банках труднодоступны для основной массы крестьян из-за проблем с залоговым имуществом и высокими премиями. По мнению министра Ахметжана Есимова, нацхолдинг должен максимально вовлечь сельчан в процесс заимствования денег. Кстати, за последние пять лет село получило уже 337 млрд тенге кредитных ресурсов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее