Вторая целина

От призывов к интенсификации и диверсификации производства в агропромышленном комплексе государство перешло к конкретным действиям, предложив достаточно внятный план развития. Правда, без контроля за качеством использования бюджетных вливаний достичь желаемых результатов вряд ли удастся

Вторая целина

В прошлом году экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров впервые составил 1,3 млрд долларов. Самой крупной позицией здесь является зерно и продукты его переработки. Экспортировав 6,2 млн тонн, Казахстан вышел на 7-е место в мире по экспорту зерна, а по объему экспорта муки – на 3-е. В животноводстве пока таких успехов нет, однако постепенно идет улучшение генофонда и повышение продуктивности.

В сферу переработки сельхозпродукции за последние четыре года вложено около 1 млрд долларов. Как результат – производство пищевых продуктов за этот период увеличилось почти вдвое.

Несмотря на видимое благополучие, аграрный сектор имеет те же структурные проблемы, что и вся экономика страны в целом. Это и сырьевая направленность отрасли, низкая производительность труда, высокая энергоемкость производства, экстенсивные методы развития.

Именно поэтому профильное министерство намерено сосредоточить свои усилия на проведении административной реформы, а также увеличить транспарентность финансовых потоков с параллельной реализацией 6 прорывных направлений: производство биотоплива, расширение экспорта зерна, развитие хлопкового кластера, овощеводства, плодоводства и виноградарства, животноводства, развитие сферы переработки.

Прорывные проекты от правительства

Новые направления должны сделать казахстанский АПК именно комплексом, причем конкурентоспособным. Собственно производственный проект – строительство заводов по выпуску биотоплива. В Северном Казахстане создается производственный комплекс «Биохим». Из 100 млн долларов инвестиций 65 млн – кредит Банка развития Казахстана, остальные средства вложили казахстанская компания «Баско» и омская нефтехимическая «Титан». Производство биотоплива воспринимается многими почти как панацея – экспортоориентированный продукт с утилизацией огромного количества низкокачественного зерна. Но предполагаемая прибыль действительно будет ощутимой и постоянной лишь в условиях создания кластера с животноводческим комплексом, птицефабрикой, мясокомбинатом, цехами по выпуску муки, клейковины, отрубей, кормовых дрожжей. При планируемом строительстве десятка заводов в стране остро встает вопрос сырья, сбыта. Пока намерения не подкреплены четкими расчетами. Экономическая эффективность замены бензина, солярки биоэтанолом и биодизелем на внутреннем рынке на сегодня сомнительна, более реально использование биотоплива в качестве добавок. А потому проект производства биотоплива представляется больше политическим, нежели экономическим. Как стране, вступающей в мировое сообщество, Казахстану не грех показать стремление к экологически чистым, возобновляемым источникам энергии.

Также сверху решено оказать помощь и в укрупнении животноводческих комплексов. От уговоров правительство перешло к активным действиям в виде выделения льготных кредитов на расширение производства двух передовых хозяйств в СКО и Акмолинской области. Кроме того, Минсельхоз продолжает надеяться (уже третий год!) на активизацию деятельности «Мал онимдери корпорациясы» по созданию в пяти регионах страны крупных конгломератов, ориентированных на производство и прежде всего на экспорт мяса. Но на это нужно на порядок больше средств, чем выделялось до сих пор, и более грамотный менеджмент.

Остальные прорывные проекты можно отнести к инфраструктурным: расширение экспорта зерна, развитие хлопкового кластера, плодоводства, овощеводства и виноградарства, углубление переработки сельхозпродукции. В частности, расширение экспорта зерна и продуктов его переработки министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов считает возможным при повышении пропускной способности порта Актау до 1 млн тонн с выходом на рынки Среднего и Ближнего Востока и при решении вопроса по снижению железнодорожных тарифов по России, а также роста продаж через Вентспилс.

Новое управление старыми субъектами

В прошлом году в рамках разделения полномочий между уровнями государственного управления министерством в ведение местных исполнительных органов были переданы функции, связанные с лицензированием, аттестацией, распределением лимитов и квот, идентификацией животных, администрированием бюджетных программ по субсидированию. Без выборности акимов, без создания сильных, самостоятельных представительных органов, уравновешивающих исполнительную власть, эффективность этих мер будет весьма спорной.

В этом году реформа в управляющих структурах АПК пойдет еще дальше. Минсельхоз попытался разделить полномочия хозяйственные, контрольные и стратегические. Недавно созданному «Казагрохолдингу» переданы функции управления государственными активами в системе АПК, т.е. хозяйственные функции. Новый Комитет государственной инспекции в АПК наделен контрольными и исполнительско-распорядительными функциями. В ведении самого министерства остались стратегические задачи, связанные с выработкой государственной политики, разработкой законодательной и нормативно-правовой базы отрасли, осуществлением международного сотрудничества.

Параллельно с разделением полномочий произошло и разделение финансовых потоков. Из 106,2 млрд тенге всего бюджета Министерства сельского хозяйства на 2007 год 28,5% будут администрироваться местными исполнительными органами, 22,3% – национальным холдингом «Казагро», 42% – соответствующими комитетами и только 7% – центральным аппаратом самого министерства. Это в основном расходы по содержанию госорганов и госучреждений, а также инвестпроекты.

Объемы кредитов института сельских кредитных товариществ слишком малы, а заимствования в коммерческих банках труднодоступны

Пока, судя по сумме, выделенной холдингу «Казагро», в ближайший год существенного увеличения лизинга сельхозтехники, роста деятельности сельских кредитных товариществ, активизации закупок животноводческой продукции госструктурой не произойдет. Все акционерные общества, входящие в «Казагрохолдинг» – «Продовольственная контрактная корпорация», «Аграрная кредитная корпорация», «Казагрофинанс», «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», «Мал онимдери корпорациясы», «Фонд гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам» и «Казагромаркетинг», столько же получали и раньше. Правда, порой эти государственные институты конкурировали между собой за бюджетные средства, не были четко определены зоны их ответственности. Иногда в погоне за прибылью исчезала основная цель, ради которой создавался тот или иной институт. Сейчас, при объединении их в единый холдинг, появляется надежда на переориентацию их деятельности с внутриведомственной на общеотраслевую.

В этом году холдинг пополнится еще одной структурой «КазАгроИнновацией», которая будет заниматься наукой. За годы независимости сельскохозяйственная наука пришла в упадок, производственные базы или кем-то выкуплены, или при отсутствии средств почти не используются. С точки зрения здравого смысла и рыночной экономики, да и с учетом предстоящего вступления в ВТО (поскольку затраты на науку относятся к зеленой корзине) результативнее направлять основную часть денег именно в «КазАгроИнновацию», а не раздувать уставные капиталы остальных акционерных обществ, входящих в холдинг. Имеющимся АО лучше не снимать сливки с бюджетных денег, а научиться работать так, как вынужден действовать частный сектор, рачительно используя каждый тенге, ища пути повышения эффективности использования средств. К тому же «КазАгроИнновация», занимаясь восстановлением производственной базы, ее оснащением, может реанимировать связь науки с производством, а также обеспечить прохождение практики студентам аграрных учебных заведений. Согласитесь, трудно назвать агрономом человека, имеющего лишь теоретические познания. А без достижения критической массы квалифицированных специалистов в сельском хозяйстве не будет прорыва ни в интенсификации, ни в диверсификации производства.

Холдингу «Казагро» предстоит создать специализированную систему банковско-финансовой структуры, которая должна решить проблемы кредитования на селе. Институт сельских кредитных товариществ (СКТ), микрокредитования довольно неплохо себя зарекомендовал. Однако объемы его кредитов слишком малы, а заимствования в коммерческих банках труднодоступны для основной массы крестьян из-за проблем с залоговым имуществом и высокими премиями. По мнению министра Ахметжана Есимова, нацхолдинг должен максимально вовлечь сельчан в процесс заимствования денег. Кстати, за последние пять лет село получило уже 337 млрд тенге кредитных ресурсов.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?