В железном сплетении

Только расширение мощности КТК может наполнить новый нефтепровод Бургас – Александруполис каспийской нефтью

В железном сплетении

15 марта в Афинах подписано соглашение о строительстве российско-болгаро-греческого нефтепровода Бургас–Александруполис. Главное, чего желала Россия – 51-процентного контроля над будущей трубой, позволяющей обойти турецкие проливы, она добилась, оставив партнерам по 24,5%. Теперь вопрос в том, кто будет закачивать нефть в танкеры для Бургаса в Новороссийске и сколько ее будет доставлено по трубе КТК. Наверное, не случайно расширение трубы КТК увязывалось в какой-то период с новым проектом...

Возрождение проекта

Согласно планам строительство нефтепровода Бургас–Александруполис может начаться в начале 2008 года и завершиться через год. Возможная пропускная способность нефтепровода протяженностью 285 км составит 35 млн тонн в год с возможностью увеличения до 50 млн тонн в год. Что касается стоимости строительства нефтепровода, то она уже оценивается российской стороной примерно в 1 млрд евро.

Камнем преткновения по данному проекту, который обсуждался с 1994 года, являлись намерения болгарской и греческой сторон настаивать на равнозначном распределении долей участия в проекте: по 33,3% каждой. Теперь, когда этот вопрос разрешился в пользу РФ, Болгария, по ее территории должна пройти большая часть маршрута, напомнила о другом трансбалканском маршруте – АМБО, пролегающем через Македонию и Албанию, а также о важности уточнения структуры международной компании и утверждении соответствующего плана.

Внимания заслуживает и то, что в подписанном трехстороннем документе оговаривается возможность отчуждения полностью или частично в пользу заинтересованных нефтедобывающих компаний доли в Международной проектной компании. Об этом напомнил болгарский посол в РФ Пламен Грозданов, комментируя вопрос для СМИ. «К участию в реализации проекта проявили интерес мощные внешние инвесторы – энергетические гиганты», – заметил он, подчеркнув, что этот вопрос будет решаться в ходе переговоров по уточнению структуры международной компании и утверждению соответствующего плана.

После некоторого забвения проекта Бургас–Александруполис о нем вновь напомнил глава АК «Транснефть» Семен Вайншток в ходе переговорного процесса по расширению мощности трубопровода КТК. На одной из международных конференций, проходивших в Лондоне, он призвал акционеров КТК подключиться к реализации болгаро-греческого проекта.

Однако крупные участники КТК в лице американской Chevron, имеющей долю в 15%, признавая необходимость строительства нефтепровода в обход турецких проливов, заявили, что он не должен стать условием расширения нефтепровода Атырау–Новороссийск. По мнению, высказанному тогда же главой российского представительства Chevron Ианом Макдоналдом, трансбалканский проект представляет интерес только в случае расширения мощности нефтепровода Атырау–Новороссийск с 28 млн тонн до 67 млн тонн в год. Какой из проектов будет реализован прежде всего?

О том, что объемы добываемой каспийской нефти увеличатся за счет добычи ТОО «Тенгизшевройл» и других месторождений в казахстанском секторе Каспия, общеизвестно. Но, похоже, после недавнего открытия «ЛУКОЙЛом» в российском секторе Каспия крупного месторождения имени Владимира Филановского, добавится и российская нефть.

Компания отдает приоритет развитию собственных проектов на севере Каспия. Как отмечалось недавно руководством «Лукойл Оверсиз», новое месторождение превосходит ранее открытые на Каспии и закладывает основу для будущей крупной морской инфраструктуры в российской части моря. И все же по какому маршруту пойдет нефть с этого месторождения и будет ли она конкурировать с объемами других участников КТК, трудно сказать. Интрига остается.

Без альтернативы?

В Казахстане маршрут Бургас–Александруполис рассматривается действующей рабочей группой, созданной рядом нефтедобывающих компаний Казахстана как экономически жизнеспособный и значительно увеличивающий экспортные возможности казахстанской нефти. В конце прошлого года в ходе второго заседания казахстанско-болгарской межправительственной комиссии по торгово-экономическим связям и научно-техническому сотрудничеству в Астане в какой-то мере уже затрагивался вопрос о возможной продаже Софией доли в проекте Трансбалканского нефтепровода работающим в Казахстане добывающим компаниям.

Казахстанская же сторона рассматривала этот проект в качестве альтернативного маршрута транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки наряду с такими проектами, как Баку–Джейхан, а также с нефтепроводом из Казахстана в Китай.

Впрочем, возможно, как заявил Владимир Путин в ходе подписания соглашения, трубопровод не станет альтернативой, поскольку будет заполняться новой нефтью. Надо полагать, это может произойти после расширения мощности трубопровода КТК. Но вопрос, как скоро появятся дополнительные объемы нефти КТК в Новороссийске, остается открытым.

Трубопровод КТК предполагают довести до проектной мощности к 2010 году. Однако на его расширение требуется 1,6 млрд долларов, в то время как оборот КТК составляет около 800 млн долларов в год. Федеральная налоговая служба РФ уже блокировала счета консорциума, предъявив сначала требования по выплате налоговой недоимки за 2002–2003 год в 4,7 млрд рублей (174,9 млн долларов), а затем и за последующий период.

Согласно мнению, высказанному Семеном Вайнштоком, в середине марта КТК имел более 5,5 млрд долларов убытков. Для изменения ситуации глава российской трубопроводной монополии предлагает снова повысить тарифы на прокачку нефти, а также пересмотреть структуру управления и технологическую дисциплину в этой компании.

Одним словом, в случае успешной реализации российско-болгаро-греческого проекта трубопровод КТК, по которому нефть Каспия перетекает к черноморским терминалам в Новороссийске, окажется очень востребованным. Но пока не определено, кто будет управлять трубой: КТК или «Транснефть».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?