Разрушение стереотипов

Разрушение стереотипов

Казкоммерцбанк (ККБ) объявил о результатах маркетингового исследования отношения населения к банкам и банковским продуктам. Опрос проводился в семи регионах страны, включая Астану и Алматы, в течение трех месяцев.

В основе интереса одного из лидеров казахстанского банковского рынка к настроению возможных и состоявшихся клиентов банков второго уровня, скорее всего, лежит новая стратегия: с 2005 года ККБ взял курс на развитие розницы. Это подтверждает и высказывание управляющего директора ККБ Андрея Тимченко, который подчеркнул, что при том внимании, которое банк уделяет розничному бизнесу, было очень важно узнать, что думают существующие и потенциальные клиенты о банковских продуктах и банковском сервисе.

Исследование позволило банку определить степень финансовой грамотности казахстанцев и выявить несколько основных стереотипов в их представлениях о кредитах, депозитах и в целом о банках. Большинство респондентов считают, что кредит – это «психологическая кабала». Этим, очевидно, можно объяснить тот факт, что при росте объемов кредитования пока все-таки меньшая часть населения Казахстана по примеру западных стран живет в кредит. Маркетологи же считают, что заемщик, сумевший пережить первый стресс, связанный с сомнениями, дадут ему деньги или нет, затем депрессию, вызванную необходимостью выплачивать кредит, через полгода-год впадает в кредитную эйфорию и готов брать займы на что угодно. В общем, важно переступить порог. Многие казахстанцы не знают также о существовании кредитных линий и о том, что кредит можно получить и без первоначального взноса.

Что касается депозитов, то опрос выявил еще один стереотип: этот продукт существует только для богатых и… пенсионеров. На самом деле исследование ККБ показало, что каждый второй вкладчик в возрасте от 30 до 49 лет и каждый четвертый респондент, открывший депозит, имеют доход от 30 тыс. до 50 тыс. тенге.

Наиболее интересны, на наш взгляд, выводы, касающиеся критериев выбора банка. Более половины респондентов в качестве главного критерия назвали надежность банка. В то же время исследование показало, что при отказе от услуг банка его ненадежность ставится на последнее место.