Гонки за рейтингом

Получив первым среди стран СНГ рейтинг инвестиционного уровня, Казахстан сегодня столкнулся с трудностями его дальнейшего повышения. Период количественного накопления закончился, пора переходить к качественным изменениям экономики

Гонки за рейтингом

На днях был понижен прогноз страновых рейтингов Украины. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor`s объявило об изменении его со «стабильного» до «негативного». Предполагается, что аналогично поступят и другие агентства. Такое решение объясняется ухудшением политической ситуации в стране после роспуска Верховной Рады, обострившейся противостоянием правительства и президента, и вытекающими из этого рисками экономической политики.

Собственно, какое отношение это имеет к Казахстану? Казахстан сегодня – страна со стабильной политической ситуацией и устойчивым экономическим ростом. Он первым среди стран СНГ три года назад получил инвестиционный страновой рейтинг трех международных рейтинговых агентств – Moody’s Investors Service, Standard&Poors и Fitch Ratings. Аналитики сдержанно-прагматично отмечают, что в случае с Казахстаном политические риски не являются основным фактором при оценке суверенного рейтинга. Тем не менее все они постоянно подчеркивают, что политическая система страны не транспарентна и, соответственно, им очень трудно понять, что действительно происходит в политической среде республики. Ведущий аналитик Standard & Poor’s Люк Маршан в интервью «Эксперту Казахстан» отметил, что риски передачи и преемственности власти в стране сохраняются вследствие ограниченной политической либерализации. «Именно это является важным элементом суверенного рейтинга, который будет неизбежно влиять на дальнейшее позиционирование Казахстана», – заявил директор аналитической группы по суверенным рейтингам Fitch Ratings Эндрю Кохун в своем выступлении на недавно прошедшей в Алматы международной конференции «Раскрывая потенциал Казахстана».

К первой букве алфавита

Тема странового рейтинга республики в настоящее время весьма актуальна, ведь со времени получения инвестиционного уровня прошло более 3 лет. Международные аналитики рассматривают Казахстан как страну, имеющую хорошую кредитную историю. Улучшение его суверенного рейтинга началось с 2000 года и длится по сей день. Только по показателям Fitch Казахстан за это время поднялся от «BB-» до «BBB», а в декабре 2006 года в дополнение к этому заслужил прогноз «позитивный». И в целом Fitch полагает, что в ближайшие два года повышение рейтинга «более вероятно, чем отсутствие такого повышения», хотя и оговаривается, что вряд ли достигнутое будет улучшено существенно. По оценке аналитиков, «рейтинг и сейчас неплох». Намного труднее поднять рейтинг, когда он уже на достаточной высоте. Это верно для всех стран, не только для Казахстана. «Рейтинговые агентства ожидают от республики более качественного устойчивого развития и надежности, понимая, что такие качественные улучшения занимают более продолжительное время. Например, преобразование системы суда и улучшение защиты прав собственности, снижение уровня коррупции может занять больше времени, чем улучшение торгового баланса OR, строительства прочной финансовой системы и создания продуманной культуры кредита», – полагает ведущий аналитик Moody’s Джонатан Шиффер.

В последнее время Казахстан стал отставать по своим рейтингам от России. Так, северный сосед имеет долгосрочный суверенный рейтинг по обязательствам в иностранный валюте от S&P на уровне «ВВВ+», тогда как Казахстан – уровень «ВВВ», в национальной валюте «А-» и «ВВВ+», соответственно, с прогнозом «стабильный» по всем рейтингам. Несколько выше оценивает Россию и рейтинговое агентство Fitch: оно присвоило долгосрочный суверенный рейтинг в иностранной валюте России на уровне «ВВВ+», что на уровень выше Казахстана, а вот в национальной валюте уровень рейтинга одинаков – «ВВВ+». Суверенный кредитный рейтинг России и Казахстана оценен агентством Moody’s по долговым обязательствам на уровне «А2» в иностранной валюте и на уровне «А1» в национальной валюте с прогнозом «стабильный» по всем рейтингам. По оценке правительства, отставание рейтингов Казахстана от России является минимальным. Руководитель пресс-службы – пресс-секретарь премьер-министра РК Айнагуль Шакирова, отвечая на вопросы «Эксперта Казахстан», подчеркнула: «У наших стран наивысшие рейтинги среди государств СНГ».

Снижение уровня коррупции может занять больше времени, чем улучшение торгового баланса

Однако не все разделяют такой оптимизм. Председатель совета директоров Банка ТуранАлем Мухтар Аблязов назвал тревожной тенденцию отставания суверенного рейтинга Казахстана от российского. «Несколько лет назад суверенный рейтинг Казахстана фактически был наивысший среди всех стран СНГ, а Россия от нас отставала на два пункта. А сейчас за короткое время Россия обошла Казахстан», – заявил г-н Аблязов с трибуны VI Конгресса финансистов Казахстана, расценив это как первый негативный сигнал в свете того, что «для нас существует прямая установка: войти в 50 конкурентоспособных стран мира».

Заместитель председателя правления Евразийского банка развития Болат Жамишев считает, что Россия опережает и будет опережать Казахстан в будущем по объективным причинам. Российская экономика, несмотря на зависимость от цен на нефть, диверсифицирована в гораздо большей степени, чем казахстанская, ненефтяной сектор России лучше развит. Поэтому задача по диверсификации экономики – первая в ряду мер, способствующих преодолению этого разрыва, но нужно помнить, что при высоких темпах роста нефтедобычи в Казахстане абсолютная нефтезависимость будет существовать еще долгие годы. Говоря об этом, финансист высказал на первый взгляд парадоксальный аргумент: «На самом деле нефтезависимость не является понижающим фактором для страны. Высокие нефтяные доходы, которые будут мешать диверсификации, одновременно способствуют формированию Национального фонда, который является валютным резервом и обеспечивает в целом платежеспособность страны в достаточно долгосрочном периоде, а это фактор, работающий на увеличение суверенного рейтинга».

Аналитики рейтинговых агентств также не заостряют внимания на «нефтяной игле». По их оценкам, зависимость от нефтяной отрасли не является ограничивающим фактором для роста рейтинга. Например, у Саудовской Аравии нефтяной сектор куда более важен в экономике, но эта страна имеет «A+». «Поэтому мы не можем сказать, что нефтяной сектор Казахстана является таким уж ограничивающим фактором в плане рейтингового развития», – утверждает г-н Кохун. Более серьезную озабоченность вызывает то, что в целом рост экономики сопровождается определенным перегревом.

Одним из позитивных факторов для суверенного кредитного рейтинга будет сдерживание роста банковского сектора

Негативно влияет на суверенный кредитный рейтинг Казахстана инфляция, которая в 2007 году имеет тенденцию к росту. Аналитики ожидают более агрессивных действий по сдерживанию инфляции. «У правительства и центрального банка существует дилемма в денежно-кредитной политике: если ЦБ будет снижать или контролировать рост процентных ставок, увеличивая при этом инфляционное давление, это в свою очередь будет способствовать неконтролируемому притоку иностранного капитала. Fitch считает это очень важным элементом», – подчеркнул представитель агентства.

Банки под лупой

И все же в последнее время рейтинговые агентства более пристальное внимание уделяют рискам в банковском секторе в свете их влияния на суверенный рейтинг. Они отмечают, что рост банковского сектора в экономике очень существенный, причем он гораздо выше по сравнению со странами, имеющими рейтинг уровня «BBB».

Одна из проблем, связанных с высоким ростом активов, заключается в возможном ухудшении их качества, поскольку они пополняются в основном за счет иностранного рынка. В 2000 году внешний долг казахстанских банков был практически нулевым, а к концу 2006 года он превысил 30%. Рейтинговые агентства утверждают, что у Казахстана очень высокие показатели внешнего заимствования банковского сектора по сравнению с другими странами с аналогичным рейтингом. Кроме того, они указывают и на быстрый рост кредитов экономике, который в последние три года составлял в среднем 75%. Все это может сказаться на состоянии валютной системы, которая в свою очередь оказывает влияние на макроэкономику.

«Вопрос заключается в том, действительно ли это приведет к кризису типа «мыльного пузыря» по активам, что возможно при внезапном росте невыполненных обязательств, что в последующем затронет валютную систему и макроэкономику?», – рассуждает Джонатан Шиффер. А Люк Маршан как положительный момент отмечает ужесточение пруденциального регулирования: Агентство финансового надзора, как известно, ввело ограничения на иностранные заимствования для банков в зависимости от размера капитала. Эти меры приняты для того, чтобы сдержать высокий рост кредитования, который в значительной мере вызван увеличением объема заимствований с международных рынков. Представитель S&P полагает, что такие действия могут дать результат уже в апреле 2007 года. «Любые позитивные изменения уровня рейтинга будут в значительной степени зависеть от того, насколько успешно власти смогут управлять растущими условными обязательствами суверенного правительства в банковском секторе и на государственных предприятиях, продолжающих наращивать внешние заимствования», – утверждает Люк Маршан. Одновременно он указал на то, что концентрация и рост активов банков в секторе недвижимости увеличивают степень подверженности рискам. Соответственно, возможные позитивные рейтинговые действия будут зависеть от оценки этого риска и управления им со стороны как банков, так и органов власти. По словам представителя Fitch, одним из позитивных факторов для суверенного кредитного рейтинга будет сдерживание роста банковского сектора. «Правда, никто не знает, какой именно уровень роста банковского сектора можно считать правильным», – тут же добавил аналитик.

Все три международные агентства не исключают, что смогут пересмотреть страновой рейтинг Казахстана в сторону увеличения. Но подчеркивают: если увидят позитивную тенденцию развития экономики в целом. И перечисляют (не в первый раз) факторы, которые будут учитывать при оценке в последующие два года. К позитивным они относят продолжение устойчивого экономического роста, поддержание фискальной дисциплины, более четкий акцент на сдерживание перегрева экономики, некоторое замедление темпов роста банковского сектора до умеренного уровня, а также диверсификацию экономики и развитие несырьевых секторов. Потенциальными негативными факторами могут стать значительное раздувание бюджета, резкое снижение цен на нефть, так же как и их всплеск, поскольку и то, и другое усложнит задачу правительства по управлению внутренней экономикой, сюда же относятся непредсказуемые геополитические и политические шоки, которые трудно предвидеть. При этом они заявляют, что будут придерживаться прагматического подхода и действовать на основе фактов.

Казахстанские же финансисты считают, что страна уже заслужила более высокой оценки. Управляющий директор Казкоммерцбанка Андрей Тимченко не сомневается, что «в силу нашего качественного институционального развития мы должны быть в более высокой инвестиционной категории». Это весьма выгодно Казахстану, поскольку при повышении рейтинга Fitch, Moody’s или S&P мы попадаем в новый пул инвестиционного уровня и становимся доступны для широкого круга первоклассных западных инвесторов. Но, по мнению казахстанского банкира, рейтинговые агентства «боятся взять на себя такую ответственность».

Ведущие аналитики БТА ожидают, что при сохранении высокого экономического роста рейтинг Казахстана будет повышен как минимум на один пункт в течение двух лет всеми тремя рейтинговыми агентствами. А вот его повышение до уровня «A» и выше, по их же оценке, вряд ли возможно в ближайшие три года из-за недостаточного уровня доходов в экономике и низкого уровня ВВП на душу населения.

Задание на дом

Правительство Казахстана, Нацбанк, АФН также озадачены проблемой повышения суверенного рейтинга. Как сообщила г-жа Шакирова, распоряжением премьер-министра РК созданы рабочие группы для активизации сотрудничества с международными рейтинговыми агентствами. Вице-премьер-министр экономики и бюджетного планирования Аслан Мусин утвердил план мероприятий по обеспечению качественного взаимодействия с Moody’s, Standard&Poor’s и Fitch в целях повышения суверенного кредитного рейтинга Казахстана. Для этого в ряде министерств, в агентствах, АФН и Нацбанке закреплены должностные лица на уровне заместителей руководителей для координации работы с международными рейтинговыми агентствами. Кроме того, в Казахстане идет работа по созданию отечественного рейтингового агентства.

Но главное, в правительстве и Нацбанке уверены: повышение суверенного рейтинга произойдет только при дальнейшем улучшении макроэкономических и финансовых показателей, в том числе устойчивости налогово-бюджетной системы. А для этого предусмотрено обеспечение в среднесрочном периоде номинальных темпов роста расходов госбюджета, не превышающих номинальных темпов роста экономики; постепенное снижение ненефтяного дефицита бюджета; совершенствование механизма формирования и использования средств Национального фонда; эффективное управление государственным и гарантированным государством заимствованием и долгом, в том числе оптимизация структуры госдолга путем досрочного погашения внешних займов, уменьшение доли внешнего заимствования в структуре финансирования дефицита бюджета.

Уже готовятся предложения по внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство. Они предусматривают поэтапное перераспределение налогового бремени с доходов юрлиц на доходы физлиц; дальнейшее упрощение и повышение прозрачности налоговых и таможенных процедур; введение с 2008 года уведомительной системы получения инвестиционных налоговых преференций по проектам МСБ в несырьевом секторе экономики.

Правительство и Нацбанк обещают совместными действиями удержать инфляцию на уровне 5–7% в год. Не исключается также ужесточение денежно-кредитной политики при сохранении остроты проблемы избыточной ликвидности банковской системы.

Особое внимание уделяется становлению Казахстана как основного финансового центра в рамках региона СНГ и Центральной Азии. Это предполагает развитие и эффективную работу РФЦА, рынка ценных бумаг Казахстана как наиболее ликвидного и доступного рынка в СНГ и Центральной Азии, развитие казахстанских финансовых институтов, способных обеспечить потребности региона СНГ и Центральной Азии в финансовых ресурсах, а также поддержку, продвижение инвестиций и интересов казахстанских предприятий на региональные рынки; достижение финансовым сектором Казахстана стандартов экономически развитых стран по показателям: стабильности, устойчивости, прозрачности, а также лидерства в СНГ и Центральной Азии по уровню, качеству и разнообразности финансовых продуктов.

«Подтверждение или пересмотр суверенного кредитного рейтинга международными рейтинговыми агентствами является интегрированным показателем платежеспособности и инвестиционной привлекательности Казахстана и способствует формированию позитивного международного имиджа страны», – подчеркнула г-жа Шакирова.

Председатель Нацбанка Анвар Сайденов рассматривает задачу увеличения суверенного рейтинга страны в контексте общей программы повышения конкурентоспособности Казахстана. «Инвестиционные рейтинги страны – это тоже показатель конкурентоспособности», – подчеркивает он. – И в целом потенциал для этого у Казахстана есть». Это достаточно сдержанная макроэкономическая и фискальная политика, а также эффективное функционирование Нацфонда. Кроме этого, по мнению главы Нацбанка, очень важно откровенно говорить обо всех проблемах и указывать, как мы намерены их решить.

Однако жестко ставить задачу – повысить рейтинг любой ценой – господин Сайденов не считает целесообразным. Рейтинг инвестиционного уровня, который был достигнут ранее, стал большим прорывом для Казахстана. Двигаться в его пределах – задача более локальная.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?