Приходя из России

Британская компания FIBO Group работает в Казахстане уже несколько лет. Об особенностях FOREX на отечественном рынке рассказывает региональный директор компании Евгений Слесарев.

Приходя из России

– Расскажите, пожалуйста, что вы успели увидеть на казахстанском рынке за время своего пребывания здесь?

– В Казахстане сейчас действует несколько крупных компаний, которые начинали на рынке Российской Федерации, а теперь пришли сюда. Первоначально все брокеры шли из Китая в Россию, теперь же рынок идет в обратном направлении, и Казахстан находится в промежуточной точке остановки.

В Казахстане люди аккуратнее относятся к деньгам. В России народ более «безбашенный», более легко относится к финансовым средствам. Конечно, и в Казахстане есть такие люди. Бывает, что человек пришел, проиграл 10 тыс. долларов и здорово повеселился. Но если говорить о тех, кто занимается этим серьезно, то у них наблюдается определенная осторожность в совершении сделок, если дать человеку свободу. Он сам анализирует, принимает решение, соответственно, количество выигравших трейдеров увеличивается. Остается только научить людей и сказать: «Ребята, это не лотерея, это не снайперская стрельба, тут надо рассчитывать». Надо рассказать, что это постоянная, стабильная работа, постоянная оценка рынка, контроль рисков. Немножко подтолкнуть, и население будет на этом зарабатывать.

– Какие трудности появляются при работе в Казахстане?

– Что касается нас, брокеров, существует еще законодательная сторона этого вопроса. Казахстанские тенге не свободно конвертируемая валюта, есть ограничения по вывозу валюты, а брокеры, работающие на мировом валютном рынке, счета держат за рубежом. Это создает определенные трудности.

И в целом, для того чтобы рынок развивался полноценно, нужна законодательная база. Отсутствие законов создает большое пространство для появления нечестных на руку брокеров. И как следствие, подрывается авторитет рынка, потому что если имя компании ассоциируется с валютным рынком, а компания оказывается жуликом, то считается, что на этом рынке все жулики. Тогда не остается места для честных брокеров. Есть законы, которые контролируют фондовый рынок, есть законы, которые контролируют рынок ПИФов. Что касается валютного рынка, то тут огромная дыра.

Еще одна опасность, которая отпугивает людей – это регистрация компании в офшорных зонах. Но что делать? Мы коммерческая структура и думаем о своих заработках, поэтому регистрируемся в офшоре, там самые низкие налоги. Счет компании находится в Швейцарии, но если будем регистрироваться в Швейцарии, то с такими оборотами будем работать себе в убыток на благо швейцарской системы.

– Сколько можно заработать на этом рынке?

– Самое главное: нельзя ставить какие-то заоблачные цели. Есть цифра среднестатистического заработка, и она показывает, что на FOREX можно зарабатывать 7–10% в месяц от своего капитала, тогда мы можем говорить о какой-то стабильности, о соблюдении риск-менеджмента, о контроле над доходами и убытками и т.д.

Главное – правильно расставленные приоритеты по доходности, а дальше биржа становится очень простым инструментом, если ты знаешь, чего ты от нее хочешь.

Кроме того, нельзя торговать заемными средствами. Мы отказываем клиентам, которые говорят, что взяли кредит для того, чтобы торговать. В этом случае человек все потеряет, потому что биржа может не дать возможности заработать, а банк будет трясти, и тогда человек будет неоправданно рисковать.

– Как торговля на валютном рынке развивалась в России и какие перспективы в нашей стране?

– Первые брокеры появились в России в 1994–1995 годах. Это были китайские компании, деятельность которых была направлена исключительно на высасывание денег. Деньги на рынок не выводились. По современным меркам, условия для торговли были просто ужасными: огромные спрэды и комиссионные, задержки и проскальзывание. 1998 год «подчистил» многие такие брокерские компании. и с этого времени начался период развития цивилизованных брокеров. Основное развитие началось с 2000 года, когда стали отпадать жулики. У компаний стали появляться имиджевые признаки и брендовые проявления.

В России около 10 компаний, они известны по всей стране. Есть 5 крупнейших компаний и еще 5, которые работают на периферии.

Есть исключительно российские компании, тот же Forexclub, который появился в Казахстане, его можно считать чисто российской компанией. Есть 4–5 компаний, также появившихся изначально в России. Время их появления 1999–2002 год. Это три года, когда компании начали активно выходить на рынок. Появлялось их много, и те, кто выживал, зарабатывал себе имя, избегал скандалов, могли работать дальше.

Сейчас в России в этот бизнес тяжелее пробиться, потому что когда появляется новое имя, к нему относятся с осторожностью, а осторожность – это отсутствие клиентов. Либо клиенты приходят с небольшими депозитами, о серьезной работе речь не идет, либо они не приходят совсем.

Что касается Казахстана, то тут по большому счету непаханое поле. А одной из проблем является отсутствие серьезных брокеров.

В то же время те, кто приходит из России, приходят в Алматы и Астану – остальное пространство остается неохваченным. И правильный маркетинговый подход может создать новое имя.

2007 год, по маркетинговым оценкам, будет являться пиком притока денежных капиталов и на валютный рынок FOREX в России. До этого момента прошло порядка 5–7 лет – от появления рынка до массового притока, и я думаю, что примерно так будет происходить и в Казахстане.

Здесь необходимо еще порядка трех конкурентов, пара-тройка брокеров, чтобы человек мог выбирать. Когда человек выбирает между несколькими компаниями – это еще не рынок. 2007 год, думаю, станет переломным и для Казахстана, когда сюда придут дополнительные компании и начнут развивать и продвигать этот бизнес в массы, и массы пойдут сюда.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?